«Разгром Костылевской опытной станции»
В Покровском уезде на днях бандитами была разгромлена и разграблена Костычевская опытная станция, единственная в Саратовской губ[ернии] гидротехническая станция по искусственному орошению. Эсеры, бандиты губят величайшее сокровище народа. Смерть бандитам!
Опубл.: Известия Саратовского Совета р[абочих] и кр[асноармейских] деп[утатов], губисполкома и губкома РКП(большевиков). 1921. № 184, 17 августа.
«Разгром банд Серова»
4 сентября 1921 г.
Коммунистическим отрядом под начальством председателя Балаковского уисполкома, командира дивизии Захарова и Пугачевским отрядом Серова в районе Марксштадтского уезда окончательно разбита банда Серова. Убито около 120 человек, из них несколько командиров. Взят целиком обоз в 50 подвод, 30 голов племенных коров, 2 табуна крестьянских коров и лошадей. В обозе более 1200 пуд[ов] муки и много разграбленной рухляди. Остатки банд [в] количестве 25 всадников, с женами на седлах, без обоза бежали в степь. Потери с нашей стороны: убитыми - 3, тяжело раненными - 2 и легко раненными - 4.
Опубл.: Известия Саратовского Совета р[абочих] и кр[асноармейских] деп[утатов], губисполкома и губкома РКП(б). 1921. № 199, 4 сентября.
«Набег бандитов»
15 сентября 1921 г.
В конце августа в Хвалынском уезде появилась белая банда числом до 20 человек, которая переправилась из Заволжья и, разгромив коллектив на хуторе бывш[его] Мальцева, налетела на с. Яблонку, ограбила крестьян и направилась в Нов[ую] Яблонку, зарубив взятого в проводники крестьянина] Андреева. В Н[овой] Яблонке по дороге в Селитьбу был захвачен милиционер Лобачев, в Селитьбе разграблена кооперативная лавка.
Из Селитьбы банда, преследуемая отрядом советской милиции, набежала на с. Апалиху, грабя отдельных крестьян, отбирая у них муку и др[угие] продукты.
В с. Поселок банда ворвалась утром. Здесь сопротивления не было оказано и бандиты безнаказанно разгромили некоторые учреждения, произвели обыск на почте, отобрали вещи у начальника] п[очтово]-т[елеграфной] конторы. Уходя, банда захватила народного судью Никишина, дом которого был ограблен.
Из сел[ения] Поселка банда двинулась в Шиковку, где был разбит и ограблен хлебный склад заготовительной конторы и убит уполномоченный упосевкома [756] тов. Агопов. К этому времени вокруг банды уже стягивалось кольцо советских отрядов и банда поспешно бежала.
Против вторичного нападения приняты надежные меры.
Опубл.: Известия Саратовского Совета р[абочих] и кр[асноармейских] деп[утатов], губисполкома и губкома РКП(б). 1921. № 208, 15 сентября.
«Сдача Пятакова»
29 ноября 1921 г.
На днях сдался[1] Советской власти один из крупнейших бандитов Пятаков со всей бандой.
В своем письме о сдаче Пятаков пишет: «Вместе со своими товарищами отдаюсь всецело в распоряжение республики и даю клятву загладить свои несознательные преступные деяния своим честным и энергичным трудом».
Полгода боровшийся против Советской власти и Коммунистической партии под обманным лозунгом «беспартийных советов» и пр., проливший реки крови, загубивший сотни жизней революционеров-коммунистов и беспартийных тружеников, бандит Пятаков сознал преступность своей борьбы и решил сдаться Советской власти.
К этому Пятаков зовет и остальных бандитов: «И также твердо надеюсь, - пишет он, - что остальные партизаны (не решается назвать их истинным именем - бандиты) - астраханские и уральские - последуют моему примеру, ибо они тоже осознали несправедливость в своих деяниях...».
Бандитизм уже давно потерял доверие крестьянства и ему остается или погибнуть бесславно, или покончить свою преступную работу, сдавшись на милость Советской власти.
Пятаков, Серов, Сарафанкин и др. бандиты - жалкие игрушки в руках контрреволюции, орудие в руках эсеров и кадетов для борьбы с Советской властью. В лучшем случае они действовали несознательно, в худшем - знали, кому служат. Бандиты были разгромлены весной Красной армией. Им не удалось свергнуть власть Советов. Остатки их должны были бежать в заволжские степи. На правом берегу Волги они и весной не имели значительной поддержки крестьян. Перелом в настроении крестьянства в сторону союза с Советской властью окончательно вырвал почву у бандитов. Но в Заволжье, где необъятные степи, обилие кулацких элементов, темнота и оторванность крестьянских масс от пролетарских центров создавал более благоприятную почву, бандитизм уцелел и [в] последнее время давал себя больно знать.
Сдача Пятакова означает, что и там бандитизм теряет почву и дни его сочтены. Еще немало бандитов бродит в Заволжье, свершая свое преступное дело.
Большинство теперешних бандитов - просто уголовные элементы, боящиеся трудовой жизни, как черт ладана. Немало несчастий принесут они Заволжью.
И те бандиты, которые не последуют примеру Пятакова, должны быть стерты с лица земли. Этого требует борьба с голодом. Во имя спасения голодающих детей Заволжья бандитизм должен быть уничтожен! [757]
Опубл.: Известия Саратовского Совета р[абочих] и кр[асноармейских] деп[утатов], губисполкома и губкома РКП(б). 1921. № 270, 29 ноября.
«К сдаче новых банд»
9 декабря 1921 г.
После сдачи одного из видных главарей, действующих в Поволжье, Пятакова, сдались и пошли на переговоры о сдаче другие банды, оперирующие в разных местах Поволжья и Заволжья. Убеждаясь в полной невозможности борьбы с Советской властью, не находя сочувствия у крестьян, на деле понявших истинные замыслы бандитов, главари банд идут с повинной к Советской власти, ведя за собой тех, кого они водили на уздечке долгое время, темных, бессознательных, обманутых ими крестьян. Так, на днях изъявили желание сдаться на милость Соввласти главари банд: Чупринин, Балтишов, Портянкин и Чугунов. Для ускорения переговоров к ним посланы курьеры.
Один за одним... Еще немного, и мы будем перед совершившимся фактом полной ликвидации бандитских банд, а это значит, что истина победит.
Опубл.: Известия Саратовского Совета р[абочих] и кр[асноармейских] деп[утатов], губисполкома и губкома РКП(большевиков). 1921. № 279, 9 декабря.
Письмо в редакцию газеты бывшего командира повстанческого отряда М.Пятакова
14 декабря 1921 г.
Тов. редактор!
Восемь месяцев я предводительствовал бандитским отрядом и теперь убедился, что Советская власть есть именно самая верная выразительница нужд трудового народа, не карающая обманувших[ся] и заблудившихся трудовиков, а братски, по-товарищески, прощающая их и их проступки.
Узнав о братском прощении нас, ошибочно и необдуманно попаших в число врагов трудовой власти, я сразу явился со своим отрядом и, сдав оружие, поклялся честно и ревностно работать на укрепление нашего социалистического Отечества.
Узнав о братской встрече и приеме моего отряда и получив мои письма, явились бывшие ранее под моим командованием отряды Рассохи и Шаповалова и тоже раскаялись в своих поступках и дали честную клятву работать на укрепление нашего хозяйства.
Искренне сожалею о тех еще не сдавшихся бандитах, которые идут против своих братьев - рабочих и крестьян, но надеюсь, что они в самом ближайшем времени тоже последуют моему примеру, убедившись в том, что мы, сдавшиеся добровольно бандиты, живем наравне со всеми гражданами республики. От всего сердца приветствую ВЦИК, братски простившего мне проступки, дав мне свободу, и в то же время даю честное слово перед лицом всех трудящихся - всеми силами помогать в деле ликвидации бандитизма.
Да здравствуют всероссийские вожди пролетариата - Ленин и Троцкий! Да здравствует рабоче-крестьянская власть!
М. Пятаков
[1] В предыдущем документе указана дата сдачи Пятакова - 6 декабря.
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 756 - 758.
Комментарии |
|