Под названием «Поалей-Цион» («Рабочие Сиона») действовали возникшие в начале XX в. группы и организации еврейских рабочих, пытавшиеся соединить идеалы социализма с сионизмом. Общими для «поалей-ционистов» разных стран были основные принципы, сформированные в августе 1907 г. на I конференции Всемирного еврейского социалистического союза «Поалей-Цион» в Гааге. Члены этого Союза стояли на почве социалистического мировоззрения и признавали следующие основные задачи: ликвидация капиталистической системы и классового господства буржуазии путем экономической и политической борьбы пролетариата и социализации средств производства; территориальное разрешение еврейского вопроса путем создания демократического еврейского центра в Палестине.
В России одна из первых групп «Поалей-Циона» образовалась в 1900 - 1901 гг. в Екатериновлаве. Затем организации «поалей-ционистов» возникли в Одессе, Варшаве, Вильно, Витебске, Двинске и других городах.
Часть «поалей-ционистов», приткнутая «террористическими стремлениями», объединившись на одесском съезде в 1904 г. и исключив из своей программы положение о Палестине, стала именоваться Сионистко-социалистической рабочей партией (ССРП).
«Палестинцы» в августе 1905 г. на конференции в Цюрихе объединились в Еврейскую социал-демократическую рабочую партию «Поалей-Циона». В этой партии произошел в связи с вопросом о национальной автономии в диаспоре. «Сеймовцы» (в их программе национальной автономии был пункт о еврейском сейме как центральном органе самоуправления общин) признавали национальную автономию своей основной целью и отказались от «территориалистической» идеи и от сионистской деятельности. Друга часть «поалей-ционистов», группировавшаяся вокруг Б. Борохова, главное внимание уделяла сионизму и считала национальную автономию второстепенной задачей. Кроме того, «ортодоксы» считали национальную автономию недостаточной формой для защиты еврейских интересов в диаспоре и дополнили ее широкими требованиями национального равноправия. Эти течения в Еврейской социал-демократической рабочей партии расходились и во взглядах на социализм: «ортодоксы» стояли на марксисткой точке зрения, а «сеймовцы» склонялись к социализму народнического толка. Партия окончательно раскололась на конференции в Бердичеве в декабре 1905 г.
«Сеймовцы» образовали Еврейскую социал-демократическую рабочую партию (СЕРП). «Ортодоксы» созвали в феврале 1906 г. в Полтаве всероссийский съезд, на котором было подтверждено название партии - Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей-Цион». В 1906 г. эта партия издавала в Полтаве журнал «Еврейская рабочая хроника» (6 тыс. экз.), в котором «Постоянный» (псевдоним Борохова) развил основные программные принципы российских «поалей-ционистов», в частности в статье «Наша платформа». В 1906 - 1907 гг. издавались также такие печатные органы партии, как «Молот», «Пролетарише штиме» («Пролетарский голос»), «Дос идишер арбайтер-ворт» («Еврейское рабочее слово»), «Форвертс» («Вперед») и др.
В августе 1907 г. в Кракове состоялся II съезд ЕСДРП «Поалей-Цион», на котором были представлены около 16 тыс. ее членов. На нем после дискуссии была принята окончательная официальная программа партии (ранние проекты датируются 1905 - 1906 гг.).
В годы реакции ЕСДРП «Поалей-Цион» продолжала свою деятельность. В начале 1908 г. были выпущены сборник «Югендштиме» и ряд брошюр. В сентябре 1909 г. удалось созвать партийную конференцию; издавалась «Дос фрайе ворт» («Свободное слово»).
Представители Еврейской социал-демократической рабочей партии «Поалей-Цион» принимали участие в международных сионистских конгрессах. Однако на конференции в 1909 г. российские «поалей-ционисты» постановили выйти из сионистской организации.
В 1917 г. в партии насчитывалось около 15 тыс. членов. В августе 1919 г. в Гомеле она оформилась в Еврейскую коммунистическую рабочую партию «Поалей-Циона». В 1922 г. часть ее членов была принята в РКП (б) В советских республиках организации партии самораспустились. Представители правого крыла партии тогда же оформилась в Еврейскую рабочую коммунистическую партию (ЕРКП). Летом 1928 г. последние группы «Поалей-Цион» в СССР прекратили свое существование.
Основные принципы партии:
1. Программа-максимум партии - обобществление средств производства - переустройство общества на социалистических началах.
2. Единственный путь, признаваемый партией, - классовая борьба еврейского пролетариата в рядах интернациональной социал-демократии, [93] завоевание политической власти всемирным рабочим классом.
3. Пунктов программы-минимум партии, отличающим ее от других социал-демократических партий, является требование территориальной автономии на демократических началах для всего еврейского народа в Палестине.
Примечание. Этот пункт своей программы наряду с другими требованиями еврейский пролетариат осуществляет посредством классовой борьбы.
1. Вступление.
Движущая сила истории - производительные силы общества наталкиваются в своем развитии на различные препятствия. Эти конфликты порождаю общественные вопросы, но вместе с тем и общественные движения, стремящиеся их разрешить. Евр. социал-демократическая рабочая партия («Поалей-Цион»), организующая под знаменем Интернационала революционный еврейский пролетариат, стремится дать ответ на все жгучие вопросы современного общества. Методы и цели партии идут по направлению развития производительных сил человечества. Полагая, что только пролетариат является единственным классом, интересы которого вполне согласуются с ростом производительных сил общества, что только пролетариат способен посредством организации и непрерывной классовой борьбы, посредством социальной революции устранить все общественные препятствия, мешавшие человеку увеличить свою власть над природой и самому творить свою историю, партия в своей деятельности руководится интересами пролетариата - класса наемного труда.
2. Современный социальный вопрос и классовая борьба пролетариата.
Все социальные вопросы нашего времени коренятся во внутренних противоречиях капиталистического способа производства. Капиталистическое производство представляет собою, с одной стороны, высокую степень производительности труда, рост господства человека над природой и экономию человеческой энергии; эти свойства выявляются во все растущей концентрации производства. С другой стороны, полный противоречий капиталистический способ производства базируется на частной организации производства; это проявляется в частной собственности на средства производства и сообщения. Частная собственность, в связи со все растущей концентрацией производства, [94] создает специфическую особенность капитализма - эксплуатацию рабочей силы, т. е. организаторы производства - капиталистические собственники орудий производства - используют индивидуально прибавочную стоимость, которую, благодаря увеличивающейся производительности труда, создают рабочие коллективно.
Эти производственные отношения делают невозможной всякую планомерную организацию производства, настоятельная необходимость, в которой все увеличивается с концентрацией производства. В результате этого конфликта между развитием производительных сил и состоянием производственных отношений растрачивается огромная масса человеческой энергии и человек делается рабом стихийного, полного противоречий строя общественной жизни. В этом заключается общий социальный вопрос современной действительности.
Внутренним противоречиям капиталистического хозяйства соответствует социальная структура современного общества, разделенного на классы с противоположными интересами и враждебными идеологиями.
На одной стороне - буржуазия, носительница и защитница всего индивидуалистического, анархического, собственнического, на другой стороне - пролетариат, носитель всего коллективистического, организующего, социалистического в производстве и во всем строе общественной культурной жизни. Между обоими классами находятся разные пережитки прошлых социальных формаций и деклассированные отслоения капиталистического общества: крупные землевладельцы, которые все приближаются к крупной буржуазии, городская и деревенская мелкая буржуазия, пролетаризирующиеся массы и люмпен-пролетариат - все это группы с колеблющимся социальным влиянием и неустойчивым социальным характером. С развитием внутренних противоречий капиталистического производства классовая борьба все обостряется. Концентрация производства и индивидуальная конкуренция вытесняют мелкую буржуазию из ее экономических позиций и обусловливают собою пролетаризацию масс.
Всемирный капитал состоит из двух частей, которые развиваются неравномерно: постоянный капитал, реализованный в средствах производства, растет бесконечно быстрее переменного капитала, реализованного в средствах потребления, т. е. в необходимой для производства рабочей силе, благодаря чему остается неиспользованной все растущая часть человеческой рабочей силы; разрушение хозяйственных позиций народных масс, их пролетаризация происходят [95] гораздо быстрее, чем потребность капитала в рабочей силе. Это имеет своим последствием возникновение резервной армии в промышленном производстве и явления безработицы. Капитализм еще обостряет это положение применением женского и детского труда; таким путем капитализм разрушает семью, в которой он сам нуждается, как в наиболее соответственной для сохранения частной собственности юридической форме. Все большие части народных масс становятся зависимыми от капитала. Эта тяжелая зависимость обостряется еще от времени до времени разражающимися кризисами.
Кризисы эти - неизбежные спутники капиталистического производственного процесса - коренятся в хозяйственной анархии, устраняющей всякую возможность согласования общественного производства и потребления. Но класс имущих, в свою очередь страдающий от кризисов, стремится ограничить перепроизводство, вводя корректив в индивидуальную конкуренцию посредством замены ее организованной групповой конкуренцией: он стремится сохранить власть над производством посредством акционерных обществ, синдикатов, трестов и т. д. Благодаря этому обостряются противоречия, углубляются кризисы и ускоряется концентрация производительных сил. Кризисы усиливают безработицу и повышают общую необеспеченность пролетарского существования. Вследствие указанных явлений расширяется и углубляется попасть между эксплуатирующими и эксплуатируемыми, растет социальное расстояние между имущими и неимущими.
Благодаря концентрации больших рабочих масс в огромных мастерских индустриальных центров, где они объединяются в процессе общественного производства, капитализм влияет в двух направлениях на рабочий класс. С одной стороны, анархия производства, эксплуатация и все растущая необеспеченность существования возбуждают недовольство рабочего класса существующим порядком, с другой стороны, растет количество и сплоченность пролетариата, который завоевывает прочное влияние на производство и на всю общественную жизнь, в то время как буржуазия теряет все больше свою организаторскую функцию и превращается в общественного паразита. Таким образом, развитие производительных сил дает рабочему классу нужную ему силу для борьбы против господствующего порядка и для победы над экономическими организациями буржуазии, предназначенными терроризировать рабочий класс (локауты и т. д). [96]
Указанные основы капиталистического хозяйства отражаются и на строе современного государства; последнее представляет собою организацию классового господства буржуазии.
Современная политическая жизнь носит на себе отпечаток исторического периода борьбы буржуазии с феодализмом за власть. Тогда буржуазия играла революционную роль, уничтожив феодальный абсолютистский строй, на место которого она ввела парламентаризм и ответственность правительства перед народом. Как только, однако, на политическую арену выступил новый революционный класс - пролетариат, буржуазная государственность становится реакционной, и демократизация государства переходит к рабочему классу. При этом рабочий класс исходит из своих насущнейших и ближайших повседневных интересов и стремится поднять свое благосостояние уже в настоящий момент, и лишь в дальнейшей стадии открываются перед рабочим классом широкие освободительные перспективы. Преследуя чисто экономические задачи, классовая борьба пролетариата стремится сначала повысить заработную плату и вообще улучшить условия труда, но с течением времени классовая борьба обращается и на господствующую политическую систему, принимает политический характер и направляется социал-демократией.
Пролетариат требует от государства не только защиты его экономических интересов, добивается не только благоприятного для себя социального законодательства, как восьмичасовой рабочий день, страхование труда и т. д., он требует также полнейшей демократизации общества, уничтожения всякого рода угнетения и привилегий, передачи всей законодательной, исполнительной и судебной власти народу, уничтожения милитаризма, которым буржуазия охраняет свое классовое господство.
В итоге эта борьба за власть ведется под непосредственным воздействием организованного пролетариата на буржуазию при помощи частичных и всеобщих стачек, массовых демонстраций, восстаний и т. п. В своем, однако, стремлении парализовать орудие власти господствующих классов пролетариат использует политические учреждения, созданные буржуазией в своих интересах: парламентаризм, избирательное право, местное самоуправление. Он добивается всеобщего избирательного права, чтобы влиять на политические учреждения и их демократизировать. Благодаря своей всесторонней борьбе пролетариат приобретает политический опыт, привыкает [97] систематически следить за улучшением своего положения, за повышением своего культурного уровня, увеличивает свою боеспособность и свою веру в конечную победу, укрепляет свою организацию и свою дисциплину.
Растущий конфликт между развитием производительных сил и состоянием производственных отношений в себе самом содержит тенденцию своего разрешения. Капитализм сам создает условия и силы, которые его уничтожат. Тенденции к концентрации в современном обществе должны рано или поздно уничтожить анархию и индивидуальные формы производства.
В тот момент, когда рабочий класс достигнет кульминационного пункта своего развития, он завоюет власть и использует свою диктатуру для уничтожения классовой структуры общества вместе с частной собственностью на орудия производства и средства сообщения для того, чтобы устранять всякую возможность хозяйственной конкуренции и эксплуатации. Тогда и падут исторически возникшие границы и препятствия, которые задерживают и мешают росту общественных производительных сил. Господство над производством перейдет к сознательной, организационной общественной воле. Вместо капиталистического строя наступит социалистический.
3. Интернационализм и национализм пролетариата.
В своем поступательном движении капитализм завоевывает все большие пространства земного шара и объединяет до сих пор разъединенные общества в одно мировое хозяйство и мировой рынок. Этим он ставит рабочий класс всех стран и наций в одинаковые условия экономического существования, благодаря чему рабочее движение принимает интернациональный характер.
Это выражается в идеологии и интернациональной политике рабочего класса. Лозунги международной солидарности пролетариата, совместной борьбы против эксплуатации и милитаризма, против эксплуататорской колониальной политики капиталистических государств - все эти стремления имеют в своем основании развитие мирового хозяйства. Однако этот путь пролетариата к полному интернационализму лежит не по прямой непрерывной линии, так как появляется необходимость устранить внутренние трения, вызываемые конкуренцией между самими рабочими. Кристаллизация классового сознания пролетариата является болезненным, полным внутренней борьбы процессом, который усложняется и разнообразится в зависимости от тех особых условий, под влиянием которых происходит [98] историческое развитие каждой отдельной нации. Капитализм, заменив прежние отжившие способы производства, застал человечество не однородным, а разделенным на нации. Национальные особенности возникли на почве различий в территориальных условиях производства: географических, климатических, антропологических, внутренних и внешних общественных условий производства, под влиянием которых эти народности развивались.
Формы капитализма, приспособляющегося к территориальным условиям производства, разнообразятся соответственно с национальными группами, и развитие его производительных сил наталкивается на сопротивление существующих территориальных условий производства.
Но в то время, как капитализм стремится подчинить себе весь мир, эти централистические стремления исходят одновременно из многих центров. Каждая территориальная единица, буржуазия каждой страны старается развить местные производительные силы в таком направлении, чтобы сконцентрировать все нити мирового хозяйства в своей стране, чтобы экономически господствовать над всем миром. Таким путем возникает империалистическая колониальная политика больших государств, в то время как малые государства стараются защитить свою экономическую самостоятельность. Одновременно с образованием мирового хозяйства появляются территориальные хозяйства и национальные рынки. Из этих противоречий возникает современный национальный вопрос. Поскольку концентрация производства встречает препятствие в территориальных границах, постольку это состояние выражается в своего рода сепаратной собственности: господствующие классы нации рассматривают территорию, рынок и культуру в пределах последней, как свою национальную собственность.
Национальная борьба ведется за материальное национальное достояние: за обладание чужим или за защиту своего. Эта национальная борьба проявляется, с одной стороны, в форме национальной конкуренции, а с другой - в форме политического, экономического и культурного угнетения.
Национальный хаос царит еще более в тех странах, где нации перемешаны; там каждая часть многоязычного населения старается обеспечить себе влияние на рынок и на все территориальное хозяйство. Таким образом, возникает национальная борьба за право языка и за власть в управлении. Эта борьба создает трудно преодолимые [99] препятствия для свободного развития общественных производительных сил и нормального течения общественной и политической жизни. Национальный вопрос усложняет общие противоречия капиталистического строя еще целым рядом менее значительных частных вопросов, обостряет общую анархию капиталистического производства и вызывает огромную затрату человеческой энергии. В национальном вопросе резко проявляется классовая структура современного общества. Различные классы одной и той же нации имеют совершено различные и противоречивые национальные интересы.
Национальные интересы буржуазии определяются тем обстоятельством, что территория представляет для нее рынок, а территориальное хозяйство - основу ее влияния на мировой рынок; в противоположность этому национальные интересы пролетариата заключаются в том, что территория представляет для него рабочий платц.
Отсюда вытекает эмиграционный вопрос и эмиграционная политика рабочих организаций. С другой стороны, национальный гнет, суживая рабочий платц пролетариата угнетенных наций и тем самым неблагоприятно отражаясь на арене его экономической и политической классовой борьбы, вызывает у него своеобразные национальные интересы. Таким образом, классовая борьба пролетариата угнетенных наций принимает в одно и то же время интернациональный и национальный характер. Вместе со стремлением победить и устранить посредством совместных действий интернационального пролетариата капиталистический общественный строй он связывает пункт своей программы-минимум - борьбы за освобождение от национального гнета. Назревание национальных конфликтов, создавая хронические пертурбации общественной жизни, делает необходимым юридическое разграничение сфер влияния национальных интересов внутри государства по мере того, как появляется к этому возможность вследствие прогрессирующей демократизации общества. В соответствии с этим сознавшие свои классовые интересы пролетарии угнетенных национальностей выставляют требование национально-политической автономии с компенсацией, обнимающей экономические и культурные его интересы в сфере чисто национальной. В качестве предварительной ступени и предварительных условий подобной автономии они требуют свободы национального воспитания, равноправия всех разговорных языков и пропорционального представительства по национальностям в законодательных и административных органах. Пролетариат [100] осуществляет свои национальные требования посредством классовой борьбы: и они имеют политический характер благодаря тому, что вообще современное государство служит орудием национального угнетения.
Хотя национальные требования сначала выставляются только пролетариатом угнетенных национальностей, но постепенно они встречают поддержку у пролетариата господствующих национальностей, так как только благодаря свободе национального самоопределения, благодаря национальному равноправию и автономии делается возможным мирное сожительство различных наций, и развитие производительных сил освобождаются от многих препятствий.
4. Еврейский вопрос и территориализм.
Еврейский народ образует повсюду, вследствие своей экстерриториальности, бессильное национальное меньшинство. В то время как все другие народы находятся во взаимной зависимости друг от друга благодаря капитализму, еврейский народ, будучи во всех отношениях зависимым от других, неспособен проявить экономического влияния на окружающие народы. Поэтому еврейские народные массы так бессильны против национальной конкуренции, и национальные противоречия капиталистического общества вызывали особенные специфические аномалии в хозяйственном развитии еврейского народа. Еврейская мелкая буржуазия разоряется интенсивнее какой-либо другой благодаря концентрации производства. А как только еврейские массы выступают на рабочий рынок, они встречают конкуренцию пролетаризирующихся нееврейских масс и находят важнейшие отрасли производства занятыми пролетариатом окружающих наций.
Особенно своеобразно влияет на еврейскую экономику тот общий закон экономического развития, по которому постоянный капитал и производство средств производства растет относительно за счет переменного капитала и производства потребления. Вследствие этого закона наиболее важными и самими развитыми являются те отрасли производства, которые непосредственно соприкасаются и тесно связаны с первичным производством и машинным строительством. Хозяйственная слабость еврейских масс не дает им проникнуть в эти важнейшие и самые независимые отрасли производства. И еврейский труд группируется в отсталых формах хозяйства, в [101] производстве предметов потребления и торговле. Эти отрасли переполняются предлагающими свой труд еврейскими массами, следствием чего и является все усиливающаяся безработица. Еврейский пролетариат стоит в стороне от жизненных нервов хозяйства, и поэтому его борьба, несмотря на наибольшую затрату сил, имеет ограниченный характер. Как бы сильна ни была его организованность, как бы глубоко ни проникало его революционное сознание, всего этого недостаточно для достижения соответствующего влияния на политическую жизнь страны. Пока еврейский народ остается бессильным экстерриториальным меньшинством, пока он не обладает каким-либо территориальным центром, в котором рассеянное в странах диаспоры еврейство могло бы найти опору в национальной конкуренции, до тех пор никакое полное юридическое гражданское равноправие и национальная автономия не вызовут никакого радикального изменения в этом отношении.
Те же самые силы, однако, которые вызывают еврейский вопрос, несут в себе условия его разрешения. Усиливающаяся хозяйственная изоляция евреев, выражающаяся в антисемитизме со всеми сопровождающими его вилянием (экономический бойкот, юридическое или фактическое бесправие еврейских масс даже в конституционных государствах; погромы, от которых евреи не обеспечены даже в самых прогрессивных странах), вызывает интенсивное эмиграционное движение во всех слоях еврейского народа. Эта эмиграция идет сначала в страны крупноиндустриального характера; в этом направлении она не разрешает, однако, еврейской национальной проблемы, а только переносит ее в новые страны: и там евреи не проникают в важнейшие отрасли производства, и там они наталкиваются на изоляцию и антисемитизм, как и на иммиграционные ограничения, острота которых постоянно возрастает. Страны иммиграции превращаются по отношению к евреям в страны эмиграции. Иммиграция создает еврейский вопрос и там, где он до сих пор не существовал, экономические условия еврейской жизни становятся повсюду одинаковыми; еврейская проблема в различных странах становится общей и принимает определенную форму всемирного еврейского вопроса.
Еврейская эмиграция не может направиться в новые страны с широкой земледельческой колонизацией, потому что евреи в течение веков являются горожанами и не способны к непосредственному переходу к сельскому хозяйству. Поэтому рукав эмиграционного течения, [102] которому суждено изменить экономическое положение эмигрантов, отклоняется все более и более в полуземледельческую страну, которая приспособлена к еврейской мелкокапиталистической колонизации - в Палестину.
Благодаря положению Палестины на мировом рынке, а также хозяйственной и культурной структуре ее населения еврейская иммиграция в Палестину с самого начала независима от местного хозяйства и тесно связана лишь с развитием мирового рынка.
В то время как в других промышленно-развитых странах еврейский эмигрант является представителем низшей ступени хозяйства, в Палестине он вводит новые, высшие, более развитые методы производства. В то время как в других странах он должен проникнуть в уже существующие отрасли производства, где он встречает национальную конкуренцию, или создать новые, низшие отрасли производства (как, например, портняжная индустрия в Англии и Америке), в Палестине он занимает развитые, им самим введенные отрасли производства, находящиеся в прямой зависимости от мирового рынка. В то время как еврейский рабочий в Англии и Америке конкурирует с туземным понижением заработной платы (потогонная система и др.), в Палестине он вводит более высокую заработную плату и более высокие культурные потребности. Таким образом, он облегчает классовую дифференциацию туземного палестинского населения, способствует организации туземного рабочего, избегает национальной изоляции и обладает способностью успешно осилить национальную конкуренцию. Благодаря экономической независимости от местного хозяйства еврейским эмигрантам облегчен в Палестине доступ к важнейшим, основным отраслям производства и упорядоченный постепенный переход от производства предметов потребления к производству средств производства.
Благодаря этим обстоятельствам известная часть еврейской эмиграции стихийно концентрируется в Палестине, все более и более там увеличивается и создает экономически автономное еврейское поселение в Палестине. Таким-то путем территориализм осуществляется в еврейской жизни в качестве стихийной экономической революции. Это выражается в возникновении среди еврейской буржуазии охватывающего все страны сионистского движения; буржуазия стремится колонизировать Палестину и присвоить себе производительные силы страны. [103]
В то же время капитализация еврейского народа в странах рассеяния вызывает сильную классовую борьбу еврейского пролетариата с буржуазией. Еврейский пролетариат организуется под знаменем социал-демократии и, вступая таким образом в интернациональную социалистическую семью, ведет экономическую, политическую и национальную освободительную борьбу против существующего общественного порядка.
Но ограниченность его рабочего плаца и неблагоприятная стратегическая база его классовой борьбы ставят его перед национальной и эмиграционной проблемой, и он включает в свою программу национальные и территориальные требования. В Палестине тоже разгорается классовая борьба, которая ведет к демократизации палестинского общества. В зависимости от растущей экономической самостоятельности еврейского населения в Палестине дальнейшая демократизация Турции будет иметь своим последствием территориально-политическую автономию в Палестине: таким путем территориализм, в качестве политической революции в еврейской жизни, осуществляется классовой борьбой еврейского пролетариата. Это выражается в возникновении и развитии всемирного пролетарского-сионистского движения, которое стремится на пути к социальной революции разрешить еврейскую национальную проблему территориальной автономией в Палестине.
Усматривая все указанные тенденции исторического развития социальных и национальных отношений, роль и участие организованного пролетариата в этом развитии, уяснив себе интересы еврейского пролетариата всех стран и интересы пролетариата всех наций, Еврейская социал-демократическая партия («Поалей-Цион») ставит своей задачей организовать еврейский пролетариат и вести его в рядах интернациональной социал-демократии к борьбе за социальное и национальное освобождение, за политическую демократию, за гражданское и национальное равноправие, за социальную революцию. Указывая еврейскому пролетариату все его исторические перспективы, партия старается облегчить ему его исторический путь. В своей борьбе за ближайшие и более отдаленные экономические, политические и национальные интересы еврейского пролетариата Е.С.-Д.Р.П. («П.-Ц.») постоянно будет резко подчеркивать самостоятельность его интересов и противопоставлять их всему буржуазному миру вообще и еврейской буржуазии в частности. Поддерживая все освободительные движения [104] буржуазии, как политико-социальные, так и национальные, Е.С.-Д.Р.П. («П.-Ц.») будет, однако, выяснить постоянно половинчатость и оппортунизм буржуазной демократии во всех ее оттенках и воспитывать еврейский пролетариат в духе ясного классового самосознания и самостоятельной классовой активности.
Текст воспроизведен по изданию: В.М. Фомин. Программные документы национальных политических партий и организаций России (конец XIX в. - 1917 г.). Сборник документов. Выпуск 1. - М., 1996. С. 93 - 105.
Комментарии |
|