Автор описания Священно-Архимандрит Александр, настоятель первоклассного Ставропигиального Соловецкого монастыря.
Въ первой половинѣ XV вѣка постриженникъ Кириллова Монастыря, на Бѣломъ-озерѣ, Савватiй увлекаемый жаждою одиночества, удалился изъ Валаамской Преображенской Обители, находящейся на пустынномъ островѣ Ладожского озера, далѣе на сѣверъ и обрѣлъ себѣ мысленный рай на льдахъ Бѣлаго моря, гдѣ поборая [5] вьюги его, какъ поборолъ страсти, нашелъ себѣ святыхъ послѣдователей на Соловецкихъ островахъ. Когда Св. Савватiй прибыль на Бѣлое море, то нашелъ уже здѣсь Преподобнаго Германа и оба они водимые духомъ Божiимъ избрали для совокупнаго Пребыванiя необитаемый накѣмъ островъ Бѣлаго моря, на которомъ и пребыли 6 лѣтъ, близь горы называемой нынѣ Сѣкиpoю (Савватiева гора), въ 12 верстахъ отъ нынѣшняго монастыря. Пo шести-лѣтнемъ здѣсь пребыванiи Святые труженники разлучились: Преподобный Германъ, оставя на время островъ и отправясь по рѣкѣ [6] Онегѣ, за какую-то потребною, по возвращении сюда не нашелъ уже здѣсь Савватiя, который во время сей отлучки, былъ извещенъ чрезъ откровенiе Божiе о приближавшейся ему кончинѣ, и побѣждаемой необходимостiю въ напутствованiи Святаго Тѣла и Крови Христовой, поспѣшилъ удалиться изъ уединеннаго жилища своего на берегъ, и на устьѣ рѣки Выги, въ деревнѣ Сорокѣ встрѣтило проходящаго, по должности священно-служенiя, нѣкоего игумена Нафанаила, отъ котораго и сподобленъ былъ небеснаго дара, принятiя Пречистаго Таинства; за тѣмъ возсылая благодаренiе Творцу. [7] Преподобный Савватiй на крыльяхъ вѣры и любви душею своею воспарилъ въ селенiи небесныя и былъ погребенъ въ семъ же селенiи при молитвенномъ домѣ, 1435 года Сентября 27 дня, въ который и празднуется память его.
На другой годъ уединеннаго пребыванiя Преподобнаго Германа на Соловецкомъ островѣ, присоединился къ нему другои отшельникъ Преподобный Зосимо, который былъ уроженецъ Новогородской Губернiи и съ юныхъ лѣтъ, отвергшись мipa, былъ постриженъ въ Палеостровскомъ Рождественскомъ монастырѣ, состоящемъ [8] Олонецкой Губернiи, близь города Петрозаводска. Сей равностный подвижникъ Преподобнаго Германа еще въ 1439 году построилъ здѣсь келлiю, остоящую отъ Монастыря въ двухъ верстахъ, а Преподобный Германъ, по пустынному обыкновенiю, въ полуверстѣ отъ него; потомъ, по откровенiю Божiю, избравъ выгоднейшее мѣстоположенiе, перешли они на то самое мѣсто, гдѣ нынѣ построенъ Монастырь Соловецкiй. Явленiе въ небесномъ осiянiи прекрасной на воздухѣ церкви, увѣрило Зосиму, что житiе его на островѣ Богу благоугодно. За отсутствiемъ блаженнаго Германа [9] съ острова, по нѣкоторымъ нуждамъ, Промыслъ Божiй не оставилъ Преподобнаго Зосиму въ зимное время, посланiемъ чрезъ Ангеловъ нужной къ сохраненiю жизненнаго бытiя пищи, а содѣйствie Божественной благодати даровало ему побѣду на полчища враговъ невидимыхъ. По возвращенiи Преподобнаго Германа, начали стекаться къ нимъ для жительства изъ другихъ мѣстъ иноки и мiрскiе, въ намеренiи постриженiя въ монашество: почему построены были вновь келлiи, и сооружена деревянная церковь, во имя Преображенiя Господня, съ придѣломъ Святителя Николая, на томъ [10] самомъ мѣстѣ, где Преподобному Зосимѣ было виденiе оной на небеси, весь монастырь обнесенъ былъ деревянною оградою и наименовань обителью Св. Спаса и Св. Николы. Такимъ образомъ первоначально воздвигнутъ монастырь Соловецкiй, донынѣ благодатно Божiею соблюдаемый, и прославляющiйся мѣстоположенiемъ, великолѣпiемъ, красотою и благочѣстiемъ. За симъ по просьбѣ Преподобнаго Зосимы Apxieпиcкопъ Новогородскiй Iона прислалъ въ обитель, для управленiя ею Игумена Павла, который, по прибытiи своемъ на Соловки и освятилъ построенный здѣсь церкви, но какъ [11] сей, такъ и послѣдующiе за нимъ два Игумены, по кратковременномъ правленiи отъ начальства отказались, по непривычкѣ ихъ къ суровому климату. Послѣ ихъ въ 1452 году, но общему моленiю братiи поставленъ во Игумена Преподобный Зосимо. Съ возвышенiемъ на степень настоятельства, сей Богоносный мужъ усугубилъ труды свои и попеченiя объ обители; слава о добродѣтеляхъ его привлекла къ нему изъ дальныхъ странъ множество иночествующихъ и озарила познанiемъ христiанства сосѣдственные полудикiе народы. Лопари, жители Карелiи, иновѣриые Финляндцы и Норвежцы, отвсюду [12] стекались въ обитель Соловецкую, принимали Святое крещенiе съ обѣтомъ иночества, и неисходно пребывали въ оной для полученiя наставленiя въ истиннахъ христiанской веры и смиренномудрiя. Въ 13 лѣто настоятельства своего Преподобный Засимо, воспомянувъ труды и подвиги перваго Соловецкаго пустынножителя и Чудотворца Преподобнаго Савватiя, по общему совѣту съ Германомъ и братiею, возлежалъ многоцѣлебныя мощи его перенесть въ свою обитель; сдѣлавъ нужныя къ сему прiуготовленiя съ нѣкоторыми учениками немедленно отправился чрезъ море въ селенiе Сороку, гдѣ [13] опочивали мощи Преподобнаго Савватiя; но какою объять онъ радостiю, когда по вскрытiи гроба, благоуханie наполнило весь воздухъ и мощи Святыя не токмо обрѣтены нетлѣнными; но и самыя ризы его не подвержены были ни малѣйшему измѣненiю. Благопрiятный вѣтеръ вскорѣ донесъ ихъ обратно въ пустынную обитель Соловецкую и Святыя мощи угодника Савватiя съ подобающею честiю и псалмопенiемь, преданы погребенiю за олтаремъ деревянныя церкви Успѣнiя Пресвятыя Богородицы. Но чрезъ тринадцать лѣтъ послѣ сего и самъ знаменитый основатель монастыря, послѣ многотрудныхъ [14] трудныхъ подвиговъ, исполненный лѣтъ и добродѣтелей пребывъ Игуменомъ въ новосажденномъ монастырѣ 26 лѣтъ, а проживъ на островѣ 42 года, препоручилъ настоятельство ученику своему Арсенiю и мирно отошелъ въ вѣчныя обители. Святыя мощи его погребены были за олтаремъ Преображенской церкви. Послѣ Преподобнаго Зосимы въ теченiи ста девяноста трехъ лѣтъ Соловесцкимъ монастыремъ управляли Игумены, въ числѣ коихъ былъ и Св. Филиппъ Митрополитъ Московскiй и всея Россiи, происходившiй изъ богатаго и знатнаго боярскаго рода Колычевыхъ, которому Соловецкая [15] обитель весьма, много обязана cвоимъ благостоянiемъ. При немъ начаты были каменныя зданiя церквей, потомъ и другимъ строенiй монастырскихъ. Въ Царствованiе Феодора Iоанновича между 1590 - 1594 г. построена на монастырское иждивенiе вокругъ обители изъ гранитныхъ валуновъ, съ бойницами, амбразурами и башнями стѣна, вышиною отъ 3 до 4 саж., а толщиною до 3 сажень, на пространствѣ 421 сажени. Въ 1651 году, по Указу Царя Алексѣя Михайловича, учреждена здѣсь вмѣсто Идуменства Архимандрiя; въ 1764 году сей положенъ въ 1 классѣ степенью 5, а въ [16] 1765 году наименованъ Ставропигiальнымъ, съ перечисленiемъ изъ Архангельской Eпapxiи въ вѣдѣнiе Святѣйшаго Синода.
Монастырь сей достопамятенъ двукратнымъ пребыванiемъ въ немъ безсмертнаго Преобразователя Pocciи Петра Великаго 7-го Iюня 1694 и 10 Августа 1702 г, который на пути сюда быль захваченъ бурею близь Унскихъ роговъ и спасенъ особеннымъ Промысломъ Господа. Въ память этого событiя былъ сооруженъ и водруженъ царственными руками предъ вратами монастыря огромнаго размѣра крестъ, перенесенный въ [17] Архангельскiй Каѳедральный Соборъ гдѣ и нынѣ находился.
Въ Iюнѣ мѣсяцѣ 1844 года посѣтилъ монастырь Великiй Князь Константинъ Николаевичъ и въ память пребыванiя, подобно Великому предку Своему, водрузилъ предъ вратами монастыря Св. Крестъ.
Для поклоненiя Св. Мощамъ Угодниковъ Божiихъ, почивающимъ во обители ежегодно стекается значительное число христiанъ, со всѣхъ концевъ Pocciи, не смогря на отдаленность и трудность пути. Монастырь этотъ, окруженный каменною [18] стѣною, имѣетъ, внутри, пять каменныхъ церквей съ колокольнями; изъ нихъ въ Соборной Преображенiя Господня, построенной Св. Филиппомъ, часть мощей Св. Филиппа находятся въ особомъ сребропозлащенномъ ковчегѣ; въ придѣлѣ во имя основателей Соловецкихъ Зосимы и Савватiя, почиваютъ ихъ мощи въ серебряныхъ позлащенныхъ ракахъ; четыре часовни, двадцат-четыре трехъ-этажные, двухъ-этажные и одно-этажные корпуса, въ которыхъ помѣщается братство, служители, мастерскiя, заключенники и воинская команда. Внѣ монастыря [19] построено двѣ церкви, двѣнадцать часовень и семь пустынь.
Внутренность храмовъ Божiихъ не представляетъ особеннаго богатства и на иконахъ мало замѣчательиыхъ укращенiй. Сокровища и драгоцѣнности содержатся въ ризницѣ, къ числу коихъ должно по справедливости отнести бѣлую полотняную ризу, данную Св. Зосимѣ Архiепископомъ Новогородскимъ въ 1452 году, при поставленiи его въ санъ Игумена. Эта священная древность тщательно соблюдается вь особомъ хранилищѣ, бывъ окружена со всѣхъ сторонъ богатѣйшими облаченiями [20] позднѣйшаго времени. Тамъ же находится дарохранительница, пожертвованная въ монастырь отъ Е г о И м п е р а т о р с к а г о В ы с о ч е с т в а Великаго Князя Константина Николаевича и два меча съ драгоцеѣнными украшенiями Князей Пожарскаго и Скопина Шуйскаго, присланные отъ нихъ по усмиренiи враговъ отечества. Книгохранилище монастырское имѣть много древнихъ грамотъ, рукописей и книгъ, въ числѣ коихъ замѣчательны келлейные псалтыри Преподобнаго Засима и бывшаго Келаря Св. Троицкой-Сергiевой Лавры Авраамiя Палицына, знаменитаго сподвижника на спaceнie отечества [21] cь собственноручною его подписью. Область Соловецкому монастырю принадлежащая состоитъ изъ шести острововъ: Соловецкаго, Анзерскаго, Муксамскаго большаго, Муксамскаго малаго и двухъ Заячьихъ и сверхъ того множество мелкихъ острововъ, - всѣ они предоставлены въ даръ монастырю Новогородскимъ Вѣчемъ, въ томъ числѣ извѣстною Марѳою Борецкою и утверждены Самодержцами Россiи. Поверхность всѣхъ этихъ острововъ заключаетъ 640 квад. верстъ, площадь холмистая, растительность здѣсь весьма скудна; изъ животныхъ водятся только рогатый скотъ и олени, [22] хищныхъ звѣрей нѣтъ, птицъ всякаго рода довольно. Монастырскiя озера и окрестныя морскiя воды заключаютъ въ себѣ обилiе рыбъ, особенно сельдей; морскiя животныя: бѣлуга, нерпы, тюлени и морскiе зайцы водятся во множествѣ. Климатъ влажный и суровый; зимою температура воздуха рѣдко понижается до 20 град., за то лѣтомъ сѣверные Вѣтры охлаждаютъ атмосферу до 0°.
Въ этой хладной странѣ, гдѣ природа отказавъ человѣку въ лучшихъ дарахь своихъ, хотѣла положить предѣлы его владычеству, преданность [23] Богу и безпредѣльное упованie на Его милосердiе собрали горсть усердныхъ подвижниковь, неусыпная дѣятельность которыхъ обратила пустынный край этотъ въ пристанище вѣры и содѣлала мѣсто это священнымъ для каждаго Русскаго человека, ибо здѣсь молятся Богу; зная это слѣдовало бы каждому вѣрующему во единаго Господа Iиcyca Христа уважить благочестивыхъ отшельниковъ. Но Европейскiя державы Англiя и Францiя, именующая себя христiанами, заботящiяся объ уничтоженiи торга невольниками, пишущiя законы о воспрещенiи жестокаго обращенiя съ животными, [24] вступивъ въ неправедный союсъ съ врагами Христу противъ Россiи, за то только, что Благочестивѣйшiй Императоръ Николай Павловичь, отошедшiй уже къ Богу, какъ единый Покровитель Православныхъ единовѣрцевъ нашихъ на Востокѣ, и отребовалъ отъ Турецкаго Султана защиты ихъ отъ насилiя Турокъ, и, стараясь внести огонь и мечь въ предѣлы благословеннаго отечества нашего, даже въ отдаленныхъ концахъ, одна изъ нихъ, именно Англiя, беззаконно напала на беззащитную Святую обитель, но видимая благодать Божiя предстательствомъ Пречистой Божiей Матери, и молитвами [25] соловецкихъ Чудотворцевъ покрыли обитель и коварный врагъ, вооруженный множествомъ смертоносныхъ орудiй, несущихъ смерть и огонь, въ продолженiи девяти часовъ страшнаго бомбардированiя, не устрашилъ горсти благочестивыхъ отшельниковъ, которые воодушевивъ себя вѣрою, стали твердо на защиту обители, устыженный же врагъ, не причинивъ беззащитному населенiю никакого вреда, отступилъ. Чтобы вѣрнее передать подвижничество Соловецкихъ иноковь, перескажемь самое сказанiе Настоятеля обители Архимандрита Александра; оно проникнуто глубокими чувствами и смиренiемъ [26] вселяющими благоговѣнiе. Iюля мѣсяца 6 числа 1854 года до полудня, сторожа съ монастырской башни увидѣли два непрiятельскiя судна, которыя подойдя къ монастырю на 10 верстъ, остановились на якорѣ. Отецъ Архимандритъ Александръ тотъ часъ, по отслуженiи молебна Божiей Матери и Преподобными. Соловецкимъ, сдѣлалъ вокругь монастыря, по стѣнѣ съ чудотворными Иконами крестный ходъ, сказалъ должное увѣщанiе нижнимъ чинамъ и всѣмъ живущимъ въ монастырѣ для богомоленiя, стать храбро за Вѣру и Святую обитель, всѣхъ воодушевилъ и самъ предался на [27] волю Божiю. Суда же непрiятельскiя, простоявши на якоряхъ около пяти часовъ, снялись съ якоря и поплыли, при сильномъ попутномъ вѣтрѣ, по направленiю въ городъ Кель; въ это время отецъ Александръ и завѣдывающiй Инвалидною комадндою Прапорщикъ Никоновичь, взявши два трехъ-фунтовыя орудiя съ охотниками нижнихь чиновъ, богомольцевъ и послушниковъ верхомъ отправились по острову слѣдить непрiятеля за лѣсомъ. Хотя батарея, и была уже сдѣлана за два дня предъ симъ, но они хотѣли еще защиту устроить, ѣздили и ходили по острову около четырехъ часовъ, какъ [28] вдругъ завидѣли, что два трехмачтовые фрегата съ архимедовыми машинами, съ орудiями на каждомъ около шестидесяти, тѣ самыя, которыя удалялись въ море, подходятъ прямо къ монастырю. Отецъ Александръ и Пралорщикъ Никоновичь отправились въ монастырь, а фейерверкеръ артиллерiйскiй съ двумя орудiями, да два унтеръ-офицера и десять рядовыхъ инвалидныхь съ охотниками, коимъ выданы были ружья частью изъ арсенала, а частью изъ крестьянскихъ, остались на батареи въ такомъ положенiи, что ихъ и не замѣтно. Непрiятельское судно стало противи самой батареи и пустило [29] въ Святыя ворота монастыря ядро, которое вмѣсто воротъ попало въ стѣну и за тѣмь непрiятель сталъ продолжать бомбандировку съ одного судна; другоеже въ недальномъ разстоянiи отъ перваго стало на якорь; по третьемъ выстрелѣ съ непрiятельскаго фрегата, сдѣланъ былъ выстрѣлъ съ нашей стороны, изъ двухъ трехфунтовыхъ орудiй, но такъ мѣтко и удачно, что отъ нѣсколькихъ выстрѣловъ сдѣлалось въ непрiятельскомъ суднѣ поврежденiе (и какъ говорятъ, что при этомъ еще раненъ одинъ Англичанинъ); судно это пустивши около тридцати выстрѣловъ, удалилось къ другому [30] судну, стоявшему не далеко отъ берега, и стало на якорь, и тутъ же, въ глазахъ защитниковъ Соловецкой обители, производило починку.
Ночь съ 6-го на 7-е число Iюля всѣ находящiеся въ монастырѣ провели спокойно на молитве и на стражѣ.
На другой день, 7-го Iюля, накануне праздника Казанскiя Божiа Матери, по утру въ началѣ 6-го часа, при концѣ утрени въ Соборной Преображенiя Господня цекрви, прислана съ парахода фрегата именуема «Брисхъ» на гребномъ парламентерскомъ [31] суднѣ подъ бѣлымъ флагомъ, депеша на Англiйскомъ языкѣ съ другою, переведенною съ нее на Русскiй языкъ. Въ депешѣ этой, Капитанъ Фрегата Ея Великобританскаго Величества и главнокомандующiй эскадрою на Бѣломъ морѣ Эрасмусъ Омманей, объявляя, что такъ какъ монастырь принялъ на себя характеръ военной крѣпости и дѣлана 6 числа пальба на Англiйскiй флагъ, предложилъ за это, въ удовлетворенiе кондицiи въ 4-хъ пунктахъ, требуя, чтобы Комендантъ гарнизона (полагая что въ монастырѣ есть гарнизонъ и Комендантъ), лично отдалъ свою шпагу чрезъ три [32] часа, и безусловно весь гарнизонъ съ пушками, оружiемъ и проч. чрезъ шесть часовъ, и что, въ случаѣ нападенiя на парламентерскiй флагъ, бомбардированiе монастыря послѣдуетъ немедленно.
По распечатанiи этой депеши, узнавъ ея грозное содержанiе, сдѣланъ былъ нимало не медля, за подписью «Соловецкiй монастырь» письменный отвѣтъ, съ отказомъ въ требованiи непрiятеля, а о бывшей пальбѣ въ отвѣтъ изъяснено, что отъ Соловецкаго монастыря началась она уже послѣ открытiя пальбы ядрами съ непрiятельскаго парохода, и [33] когда уже необходимость заставила монастырь оборонится. Отвѣть этоть посланъ былъ на суднѣ, съ живущимъ для богомолiя отставнымъ Коллежскимъ Ассессоромъ Соколовымъ, при полученiи коего объявлено ему, что за отказомъ начнется бамбандированie и монастырь со всѣмъ будетъ разоренъ, и при этомъ высадятся находящiеся на параходѣ Pyccкie плѣнные. Соколовъ на это отвѣчалъ, что безъ согласiя Архимандрита принять плѣнныхъ на берегъ не можно; но Англичанѣ повторили, что это сдѣлаютъ; однакоже невысадили никого, вѣроятно потому, что видѣли выглядывающихъ изъ лѣса охотниковъ [34] съ ружьями, которые действительно поставлены были для того, чтобы непрiятель подъ предлогомъ плѣнныхъ, не вздумалъ высадить своихъ стрѣлковъ.
Неудовлетворенный непрiятелъ въ его желанiяхъ началъ изготовляться къ нападенiю на монастырь и разведя пары, въ 7 5/4 часа утра 7 числа Iюля, открылъ съ двухъ судовъ канонаду ужасную, продолжавшуюся 9 1/4 часовъ, ядрами, бомбами, гранатами, картечью 3-хъ пудовыми и 96 фунтовыми калеными ядрами. [35]
Съ нашей стороны отстрѣливались съ монастырской стѣны присланными изъ города Архангельска по распоряженiю Г. Военнаго Губернатора 9-ю пушками шести фунтоваго калибра и монастырскими изъ батареи двумя орудiями. Между тѣмъ, въ трехъ церквахъ монастыря производилось Богослуженiе, для испрошенiя у Господа Бога противъ враговъ помощи. Сдѣлали изъ Соборной Преображенiя Господня церкви вторичный кресный ходъ съ Чудотворными иконами вокругъ монастыря по крѣпостной стѣнѣ; подъ деревянною крышею ея, въ то самое время, когда происходила яростная [36] пальба съ двухъ непрiятельскихъ судовъ въ одно мѣcто и видимо самъ Господь побораль защитникамъ Святой обители: пробивало крыщу ядрами, въ виду крестнаго хода, но никому вреда не причинило, всѣ со слезами и радостiю шли по стѣнѣ а по окончанiи хода еще посланъ былъ монахъ съ Чудоторнымъ образомъ Божiей Матери, для обнесенiя по стѣнѣ, чтобы находящееся на ней у пушекъ и для разныхъ другихъ работъ люди могли приложиться къ образу Царицы Небесной. По крестномъ ходѣ Архимандритъ со всею братiею находился безвыходно въ церкви Св. Угодниковъ Божiихъ [37] Зосимы и Савватiя Соловецкихъ Чудотворцевъ, выходя изъ церкви только для нужныхъ распоряженiй на малое время; пѣли молебныя пѣнiя: Преображенiю Господню, Божiей Матери, Святителю Николаю Чудотвору, Преподобнымъ Отцамъ Зосиме и Савватiю, Святителю Филиппу до самаго прекращенiя пальбы съ непрiятельской стороны, которая продолжалась 9 1/4 часовъ; въ оба боевыя дня изъ людей монастыря не было никого ни убитаго ни раненаго, хотя они по усердiю своему подъ ядрами исполняли свое дѣло внутри и внѣ монастыря по стѣнѣ и крѣпостной крыше, которая только [38] вь некоторыхъ мѣстахъ пробита непрiятельскими ядрами, сдѣлавшими неболышiя пробоины.
Великое заступленiе и находатайство передь Богомъ Соловецкихъ Чудо, творцевъ о Св. обители! Всѣ безчеловѣчныя усилiя непрiятеля, клонившiяся къ тому, чтобы нанести совершенное разрушенiе обители своими страшными снарядами - посрамлены, обитель осталась въ цѣлости, и поврежденiя оказались самыя незначительныя.
Хотя Архимандритъ и братiя полагали, что на другой день, то есть [39] 8-го Iюля, непрiятель начнетъ опять бомбардированiе монастыря, но этаго, благодаренiе Господу Богу, не допустившему вредить Св. обители, - не случилось: ибо непрiятель, забезуспѣшностiю своихъ усилiй разрушить Святую обитель, - ушелъ отъ монастыря 8-го числа Iюля, по утру въ 7 часовъ съ обоими судами. Воздавъ Всевышнему благодаренiе, при трех-дневномъ постѣ - сухояденiи крестномъ ходѣ по стенѣ, всѣ совершенно успокоились.
При возвращенiи своемъ отъ монастыря въ море непрiятель обезславилъ себя святотатствомъ: дошедъ [40] до острова, именуемаго Заяцкимъ (на коемъ имѣется деревянная церковь во имя Св. Апоскола Андрея Первозваннаго, построенная по повелѣнiю Петра Великаго, въ бытность Его въ Соловецкомъ монастырѣ), сдѣлавъ нѣсколько выстрѣловъ и остановившись, сошелъ на островъ, прямо устремился въ церковь, разрубилъ двери топоромъ, разломалъ кружку, разсыпалъ мѣдныя денеги по полу, растворилъ Царскiя врата, разкрылъ Св. Жиртвенникъ, и уходя взялъ съ собою три колокольчика въ четырнадцать фунтовъ и снялъ съ Иконы Матери Божiей два крестика повѣшанныхъ за нѣсколько дней [41] передъ тѣмъ богомольцами и съ этой злавной добычей отправился къ , Архангельску или Онегѣ:
Достойно удивленiя, что: а) при сильной канонадѣ по всему монастырю падали цѣлыя и кусками бомбы и картечи и не только не ранило изъ людей, но даже и малыхъ птичекъ чаекъ еще не оперившихся, которыя на землѣ по всему монастырю сидѣли, я не мало также бомбъ попадало въ Св. Озеро, что за монастыремь, иныя же найдены не разорвавшимися и б) послѣдiй выстрѣлъ былъ въ монастырь 7-го числа въ 5 часовъ, когда колоколъ [42] возвѣстилъ, что наступаетъ время молитвы Заступницѣ усердной вашего отечества въ день празднованiя Казанской Иконѣ Божiей Матери и бомба пролетѣла насквозь повыше лика Бояжiей Матери Знаменiя Пресвятыя Богородицы. Икона эта въ большомъ видѣ, отличной живописи, надъ западными дверями, при входѣ въ большой холодной Соборъ, временъ Святителя Филиппа.
«Эту рану благоволила Царица Небесная принять въ Образѣ своемъ за насъ какъ Сынъ Ея - за весь мiръ.» Окончивъ вечернюю молитву, начали по всѣмь церквамъ всеношную; [43] а на другой день; то есть 8 числа Iюля отслуживши раннюю литургiю по всѣмъ церквамъ, опять сдѣлали крестный ходъ по стѣнѣ, - и въ то время непрiятель сталъ сниматься съ якоря. По окончанiи же крестнаго хода, отслужили на дворѣ предъ пораненною Иконою Божiей Матери соборно молебенъ: Архимандритъ читалъ со слезами Акиѳистъ Божiей Матери, и всѣ люди на колѣняхъ молились и плакали отъ избытка чувствъ радости.
Текст воспроизведен по изданию: Соловецкий монастырь и описание бомбардировки его англичанами 7-го июля 1854 года. - М., 1855. C. 5 - 46.
Комментарии |
|