Во имя отца и сына и святого духа.
В о п р о с: Для чего бог создал человека?
О т в е т: Для того, чтобы он веровал в него, был свободен и счастлив.
В о п р о с: Что значит веровать в бога?
О т в е т: Бог наш Иисус Христос, сошедши на землю для спасения нас, оставил нам святое свое евангелие. Веровать в бога - значит следовать во всем истинному смыслу начертанных в нем заповедей.
В о п р о с: Что значит быть свободным и счастливым?
О т в е т: Без свободы нет счастия. Святой апостол Павел говорит: ценою крови куплены есте, не будете рабы человекам.
В о п р о с: Для чего же русский народ и русское воинство несчастны ?
О т в е т: От того, что цари похитили у них свободу.
В о п р о с: Стало быть, цари поступают вопреки воли божией? [28]
О т в е т: Да, конечно, бог наш рек: Больший в вас да будет вам слуга, а цари только тиранят народ.
В о п р о с: Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воли божией?
О т в е т: Нет. Христос сказал: не можете богу работати и мамоне; от того-то русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.
В о п р о с: Что же святой закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?
О т в е т: Расскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и нечестия, поклясться: да будет всем един царь на небеси и на земли - Иисус Христос.
В о п р о с: Что может удержать от исполнения святого сего подвига ?
О т в е т: Ничто! Те, кои воспротивятся святому подвигу сему, суть предатели, богоотступники, продавшие души свои нечестию, и горе им лицемерам, яко страшное наказание божие постигнет их на сем свете и на том.
В о п р о с: Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем ?
О т в е т: Взять оружие и следовать за глаголющим во имя господне, помня слова спасителя нашего: Блажени алчущие и жаждущие правды, яко те насытятся, и, низложив неправду и нечестие тиранства, восстановить правление, сходное с законом божием.
В о п р о с: Какое правление сходно с законом божием ?
О т в е т: Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей.
В о п р о с: Стало быть бог не любит царей ?
О т в е т: Нет. Они прокляты суть от него, как притиснители народа, а бог есть человеколюбец. Да [29] прочтет каждый желающий знать суд божий о царях, книги царства главу 8-ю: собрашася мужи израилевы и придоша к Самуилу и рекоша ему: ныне постави над нами царя, да судить ны; и бысть лукав глагол сей перед очами Самуиловыми, и помолися Самуил ко господу и рече господь Самуилу: послушай ныне гласа людей, яко же глаголят тебе, яко ни тебе уничтожиша, но мне уничтожиша, я же не царствовати ни над ними, но возвестиши им правду цареву. И реча Самуил и вся словеса Господня к людям, просящим от него царя, и глагола им: Сие будет правда царева: сыны ваша возьмет и дщери ваша возьмет и земли ваши одесятствует, и вы будете ему раби и возопиете в день он от лица царя вашего, его же избрасьте себе, и не услышит вас господь в день он, яко вы избрасьте себе царя... И так, избрание царей противно воле божией, яко един наш царь должен быть Иисус Христос.
В о п р о с: Стало, и присяга царям богопротивна?
О т в е т: Да богопротивна. Цари предписывают принужденные присяги народу для погубления его, не призывай всуе имени господня; господь же наш и спаситель Иисус Христос изрек: аз же глаголю вам, ни клянитеся всяко, и так всякая присяга человеку противна богу, яко надлежащее ему единому.
В о п р о с: Отчего упоминают о царях в церквах ?
О т в е т: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа, и ежечасным повторением царских имен оскверняют они службу божию вопреки спасителя веления: молящие не меньше глаголят, яко же язычники.
В о п р о с: Что же наконец подобает делать христолюбивому российскому воинству?
Текст воспроизведен по изданию: Клевенский М.М. Декабрист Сергей Иванович Муравьев-Апостол. - М., 1925. С. 28 - 31.
Комментарии |
|