Прочелъ я въ одной изъ газетъ прискорбное извѣстiе о насилiи христiанъ Кишиневскихъ надъ евреями, побояхъ и убiйствахъ, разгромѣ ихъ домовъ и лавокъ, и не могъ надивиться этому из ряда вон выходящему событiю. Помню, что было подобное событiе въ 1881 году, на югѣ Россiи, но въ гораздо меньшей силѣ и остротѣ, и было слѣдствiемъ пагубныхъ увлеченiй и заблужденiй. А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христiанскаго русскаго народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздѣйствие совнѣ злонамѣренныхъ людей, подстрекнувшихъ нашъ народъ къ такому небывалому погрому. Сердце Царя, пекущегося объ общемъ благѣ и спокойствiи народа и о правильномъ теченiи жизни государства, особенно скорбитъ объ этомъ ужасномъ кровавомъ происшествiи. И когда же оно свершилось? На Пасхальной недѣлѣ, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и вѣрные христiане ликуютъ о воскресенiи Христа изъ мертвыхъ, какъ начаткѣ общаго воскресенiя всего рода человѣческаго. Какое недомыслiе или непониманiе величайшаго праздника христiанского, какое тупоумiе русскихъ людей! Какое невѣрiе! Какое заблужденiе!
Вмѣсто праздника христiанского они устроили скверноубiйственный праздникъ сатанѣ; - землю превратили какъ бы въ адъ. Тому ли научились христiане отъ Христа, своего небесного Учителя, кроткаго и смиреннаго сердцемъ, Который трости надломленной не переломитъ и льна курящагося не угаситъ (Мѳ. 12, 20), то-есть сердца сокрушеннаго и смиреннаго не уничижитъ и курящуюся вѣрою и покаянiемъ душу не угаситъ, не допуститъ умереть, - пока она не довершитъ покаянiя своего?
Русскiй народъ, братiя наши! Что вы дѣлаете? Зачѣмъ вы сдѣлались варварами, - громилами и разбойниками людей живущихъ въ одномъ съ вами отечествѣ, подъ сѣнiю и властiю одного Русскаго Царя и поставленныхъ отъ него правителей? Зачѣмъ допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу съ подобными вамъ людьми? Вы забыли свое христiанское званiе и слова Христовы: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмъ и смиренъ сердцемъ (Мѳ. 11, 29). Послушайте, какъ Онъ поучалъ учениковъ Своихъ кротости и незлобию. Однажды Онъ, восхотѣвъ идти въ Iерусалимъ, послалъ вѣстниковъ предъ лицемъ Своимъ, и они пошли, и вошли въ селенiе Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца людей. Но тамъ не приняли Его, потому что Онъ имѣлъ видъ путешествующаго въ Iерусалимъ. Видя то, ученики Его Iаковъ и Iоаннъ, сказали: Господи! хочешь-ли, мы скажемъ, чтобы огонь сошелъ [352] съ неба и истребилъ ихъ, какъ и Илiя сделалъ? Но Онъ, обратившись къ нимъ, запретилъ имъ и сказалъ: не знаете, какого вы духа. Ибо Сынъ Человѣческiй пришелъ не губить души человѣческiя, а спасать. И пошли въ другое селенiе.
Вотъ каково должно быть поведенiе христiанина, вотъ каковъ долженъ быть духъ его. Каковъ же и чей духъ проявили кишиневцы надъ евреями? Духъ дiавола, - но кто не имѣетъ Духа Христова, кротости, смиренiя, терпѣнiя, повиновенiя власти, тотъ и не Его (Римл. 8, 9), тотъ и не Христовъ, а рабъ дiавола и наслѣдуетъ подобную ему участь. Ученики Iаковъ и Iоаннъ изъ ревности ко Господу и любви къ Нему хотѣли истребить Самарянъ огнемъ небеснымъ, но Господь строго запретилъ имъ это. О, какъ бы Онъ грозно запретилъ кишиневскимъ громиламъ убивать горожанъ-евреевъ и громить и истреблять ихъ жилища! Познайте-же, братiя русскiе, какого вы духа? Не обижайте никого и ни изъ-за чего. Любите враговъ вашихъ, благотворите ненавидящихъ вас, благословояйте проклинающихъ васъ и молитесь за обижающихъ васъ (Мѳ. 5, 44).
Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории антиеврейских погромов в России. - Т.1. - Пг., 1919. - С. 352 - 353.
Комментарии |
|