gdTsEWk4Ta8

ВОЗЗВАНИЕ К КРЕСТЬЯНАМ: Долго давили вас, братцы, мучили работой, секли розгами да кнутами, водили жен ваших и дочерей ваших к барину; все вы терпели, все надеялись, что-де батюшка царь вспомнит об нас, бедных, да защитит нас


Данное воззвание было составлено, как полагают исследователи, студентом Казанского университета И. Н. Умновым при участии других студентов университета: Н. М. Шатилова, М. К. Элпидина, П. М. Третьякова, А. С. Орлова и Ф. Н. Бургера - членов казанского отделения тайного общества «Земля и воля» (1862 - 1864). Текст воззвания приводится по документальному сборнику: Русско-польские революционные связи. М., 1963. Т. 2. С. 297 - 299.



Долго давили вас, братцы, мучили работой, секли розгами да кнутами, водили жен ваших и дочерей ваших к барину; все вы терпели, все надеялись, что-де батюшка царь вспомнит об нас, бедных, да защитит нас. Вот и вспомнил об вас царь: написал пять лет тому назад манифест[1]: хочу-де крестьян освободить. Поверили вы царскому слову и уж как-то, сердечные, молились богу за своего избавителя, а царь тем временем собирал советы из помещиков, судил да рядил с ними, и наконец дал вам волю. Прочитали вы эту волю, пораскинули вы умом-разумом да и призадумались. Ничего-то тут не поймешь, что это за воля такая. Вольные вы люди стали, только земли-то вам не дали, а хотите иметь землю, так выкупайте ее на свои кровные денежки. Вольные вы люди стали, и уж помещик не смеет вас тронуть, да может он пожаловаться начальникам, а те хоть полдеревни готовы передрать и сослать в Сибирь. Не поверили вы этому, не поверили, чтобы царь обещал волю дать и не сдержал своего слова царского; и подумали вы, что обманывают вас помещики да чиновники, что не царский указ они вам читают. И послал царь вразумлять вас своих генералов, и стали они вразумлять вас розгами, да солдатскими штыками, да пулями. Да уж больно было, видно, на царя-то понадеялись, и пули-то не разуверили вас. Наконец, царь сам в Полтаве велел собрать волостных голов и сказал им: «Дошли до меня слухи, что вы ждете чрез два года какой-то новой воли - никакой вам больше воли не будет», да велел еще это и в газетах припечатать. Сентября нынешнего года праздновал царь в Новгороде тысячелетие России. Некоторые из вас думали, что будет милостивый манифест и что царь даст наконец волю. А он в Новгороде-то сказал народу опять то же, что и в Полтаве: «Вы все ждете новых благодеяний, не ждите ничего больше, а торопитесь сделками с помещиками». А вместо милостивого манифеста назначил рекрутский набор. Вот вам и надежа-государь!

Нет, братцы, плоха надежда на нашего царя-батюшку. Вспомните-ка сами, кто его советники? Бары да помещики. Так [421] кто же ему про вашу нужду расскажет? Да коли кто и скажет ему, да коли он и захочет что сделать для вас, те же бары-помещики помешают. Хотел он освободить вас, собрал совет из помещиков, вот они-то вас и освободили. Вы думали, что царь на то и царь, чтоб слабых защищать от сильных, бедных от богатых; а на деле-то выходит, что он вместе с сильными бьет слабых, вместе с богатыми обворовывает бедных. Пророк Самуил сказал народу израильскому, когда советовал ему обойтись без царя: «И поставит [царь] тебе сотники и тысячники, и дщери ваши возьмет в мироварницы и поварницы, и села ваши и винограды ваши, и масличная ваша драгая возьмет и отдаст рабом своим; семена ваши и винограды ваши одесятствует, и стада ваша благая возьмет и одесятствует на дела своя; и пажити ваша одесятствует и вы будете ему рабы» (1-я Книга Царств, гл. 8). И наш царь оказывается, значит, царем самуиловским. Полноте, братце, утешать себя пустяками, полно надеяться на такого государя.

Вы скажете: на кого же нам надеяться? Надейтесь, братцы, на самих себя, да и добывайте себе волю сами. Только помните, братцы, что не следует до поры до времени затевать дело по кучкам - эдак кроме беды ничего не добудете. Приведут солдат, велят им стрелять по вас, одних убьют, других изувечат, третьих сошлют в каторгу, а остальных опять отдадут помещикам, и последние будут горше первых, и себя сгубите, и другим пользы не принесете. Другое дело, как все разом скажете: «Будет, мол, терпеть-то нам от бар и от чиновников. Довольно от них потерпели - время и отдохнуть». Да и как все в один голос потребуете себе волю вольную, так отказать не посмеют, и царь со всем своим войском не в силах будет защищать своих холопов, бар да чиновников. Подумайте-ка, братцы, ведь одних помещичьих крестьян 23 миллиона да государственных 30 миллионов, а войска до 500 тысяч. Только не торопитесь, братцы, чтоб не испортить дело. Прежде пообдумайте да соберитесь с силами. Знайте, братцы, что и между кафтанниками есть такие, у которых болит сердце за вас, которые всем, чем могут, готовы помочь вам. Они-то и посылают вам этот листок; они же вам и напишут, когда все будут готовы подняться за святое дело, за волю вольную.

А когда все вы будете готовы стоять твердо за свое дело, тогда царь не посмеет отказать вам ни в чем и тогда можно будет от него потребовать все, что вам нужно и чего теперь не дают вам.

Теперь царь заставляет вас выкупать себе землю; и вы ее спокон веков возделывали, не зная отдыха, сколько раз отстаивали от врагов, не жалея своей крови, следовательно, она и без выкупа ваша. Тогда и потребуйте, чтобы землей владели вы, а не царь да помещики.

Теперь податями вас совсем разоряют; а зачем собирают царь да чиновники эти подати и куда их тратят - ничего не знаете. Тогда можно будет потребовать, чтобы подати назначались и расходовались не царскими чиновниками, а вами же самими, [422] через выборных людей, которые и будут в каждой копейке вам отчет отдавать.

Теперь же для того, чтобы судить да разбирать вас, царь держит чиновников и платит им жалованье из ваших же денег. А что вы видите от этих чиновников? Кроме притеснений, ничего. Тогда можно будет потребовать, чтобы не было этих чиновников, чтобы вас судили и разбирали не царские чиновники, а ваши же выборные люди.

Вот тогда-то, братцы, вы и будете жить без горя, вот тогда-то и будет настоящая воля. Вот такую волю и надо от царя требовать, вот за нее и надо стоять до последних сил.


[1] ...написал пять лет тому назад манифест... - Здесь авторы воззвания, вероятно, имеют в виду обнародованный в конце 1857 г. царский рескрипт В. Н. Назимову.


Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 421 - 423.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."