Необходимо констатировать, что Итальянская коммунистическая партия одержала блестящую, большую победу, которую никому не удается замолчать или отрицать. На муниципальных выборах мы увеличили число поданных за нас голосов более чем на 104 тысячи, то есть на 1,5 процента - больше, чем любая другая партия, выступавшая на выборах в общенациональном масштабе. Мы не теряем ни одну из крупных общин, которыми уже давно управляем вместе с товарищами социалистами. Мы приобретаем многие новые общины различной величины во всех областях Италии. Кроме того, наш успех создаст благоприятные условия для дальнейшего увеличения числа общин, находящихся в управлении левых народных и демократических сил. Это серьезный реальный шаг на пути к полевению всей политической обстановки в стране.
Считаю своим долгом прежде всего выразить благодарность всем гражданам, своим голосованием подтвердившим, что они доверяют нашей партии, а также сплотившимся вокруг нас новым избирателям. Мы благодарим женщин и избирателей нового призыва - молодежь, - среди которых число голосовавших за нас особенно велико. Как демократическая и национальная сила мы сделаем все необходимое для того, чтобы оправдать ото доверие.
Должен отметить, что для коммунистов избирательная борьба была сопряжена с весьма серьезными трудностями, [131] ибо нашему успеху сильно мешала большая текучесть населения, в частности в южных областях и на островах. Кроме того, мы были единственной партией, которая как в национальном, так и в местном масштабе всю свою полемику и борьбу направила против господствующей христианско-демократической партии, открыто призывая избирателей ослабить ее позиции. Все другие партии (либералы, социал-демократы, республиканцы, правые - монархисты и фашисты) по существу либо выступали как вспомогательная сила христианских демократов, либо - как это сделали социалисты - приглушили свои полемические выступления против них. Поэтому следует рассматривать как победу именно нашей партии тот факт, что христианско-демократическая партия потерпела серьезное поражение, впервые после многих лет потеряв около миллиона голосов, что составляет по сравнению с выборами 1958 года уменьшение на 2,1 процента.
Правда, число голосов, полученных фашистами, увеличилось на 1,3 процента. Однако в действительности это мнимое увеличение, ибо наряду с этим уменьшилось на 1,8 процента число голосов, полученных монархистами. Таким образом, речь идет лишь об изменении соотношения сил внутри правого антиконституционного лагеря.
Фашисты приобрели немногим более половины голосов, потерянных монархистами. Однако мы не скрываем от себя, что некоторую озабоченность может вызвать увеличение числа голосов, поданных за фашистов в Риме, в результате открытой поддержки их партии магнатами-спекулянтами строительной промышленности и вследствие попустительства со стороны клерикальных сил.
В общем, наша победа и поражение христианско-демократической партии придают результатам выборов характер большого успеха демократических, народных, антифашистских сил, значительного шага вперед дела антифашистского и демократического единства, за которое борется наша партия. Решающий вклад в достижение этого успеха внесли экономически более развитые районы Северной и Центральной Италии. Это подтверждает мощный подъем борьбы рабочего класса и свидетельствует о новом усилении удельного веса рабочего [132] класса также и в политической области, веса, который проявляется и будет проявляться в экономической и профсоюзной сфере.
Незначительная потеря голосов социалистической партией не меняет данной оценки. Это, пожалуй, результат политической линии, поставившей успех социалистов скорее всего в зависимость от неудачи коммунистов, чем от поражения христианских демократов и социал-демократов. То обстоятельство, что социалистическая партия (в союзе с радикальной партией) потеряла примерно столько же голосов, сколько их приобрели социал-демократы, показывает, что такая линия в конечном счете не принесла вреда коммунистической партии, но пошла на пользу социал-демократам.
Подлинно важный вопрос, который возникает вновь в результате выборов, - это вопрос о невозможности добиться сдвига национальной политики влево, если не принимать в расчет силу коммунистической партии. Республиканская партия, упорно отстаивающая вредную политику антикоммунистической политической дискриминации, осуждена избирателями; ее сила, и до того ограниченная, снова уменьшилась.
Во время таких трудных выборов, какими были нынешние, коммунистическая партия вновь выступала как национальная, народная, демократическая сила, постоянно развивающаяся. Ее поддерживают миллионы людей, она лучше всего выражает стремление трудящихся к новому политическому курсу, направленному к обеспечению мира и работы, требование привлечь их к руководству национальной жизнью, содействовать последовательному претворению в жизнь всех принципов республиканской конституции. Нормализовать положение в нашей стране, избежать новых авантюр и укрепить и развить демократические институты можно только в том случае, если эти стремления и требования будут удовлетворены на деле. Таков вывод, который необходимо сделать сегодня, оценивая итоги выборов.
«Unila», 9 novembre 1960.
Текст воспроизведен по изданию: Тольятти Пальмиро. За демократическое обновление итальянского общества, за продвижение к социализму. - М., 1960. С. 131 - 133.
Комментарии |
|