Печатается с некоторыми сокращениями, не имеющими существенного значения.
Приглашения на конференции в Генуе были сделаны союзными державами. Председателю итальянского кабинета министров было поручено председателем Каннской конференции-французским премьером - разослать текст приглашения. Приглашения были сделаны от имени держав, представленных на Каннской конференции, в число которых входила и Франция. Французское правительство не может поэтому принять или отвергнуть приглашение, в посылке которого оно само приняло участие; однако, оно могло бы воздержаться от участия в конференции, в случае, если бы приглашение было принято в условиях, нарушающих ее права или угрожающих ее интересам.
На Каннской конференции союзные державы рассматривали телеграмму Чичерина от 8-го января, как согласие Советов на условия, поставленные резолюцией 6-го числа того-же месяца. Однако, это мнение не было высказано публично, и, со своей стороны, Советы в официальном ответе, только что посланном итальянскому правительству, не делают никаких упоминаний об условиях 6-го января. Таким образом, если Советское или какое-либо иное правительство в своем ответе или в официальных декларациях даст знать, что оно не принимает заранее целиком условия 6-го января, то французское правительство не сможет послать свою делегацию на Генуэзскую конференцию.
Проект порядка дня Генуэзской конференции, принятый Верховным Советом в Каннах 11-го января, не был еще ни официально опубликован, ни обсужден; тем не менее, итальянское правительство уже сообщило его приглашенным в Геную державам. Для того, чтобы французское правительство могло принять участие в работах конференции, существенно важно, [26] чтобы между союзными державами достигнуто было полное Соглашение относительно желательного толкования пунктов программы и вопросов, которые могут или не могут быть в нее включены, а также относительно точных инструкций союзным делегациям, имеющих целью избежать отклонение конференции от поставленных перед нею задач. Первый параграф проекта программы гласит: „Обсуждение практического осуществления принципов, заключающихся в Каннских резолюциях 6-го января 1922 г.". Первоначальный текст этой декларации гласил: „Утверждение Каннской резолюции 6-го января 1922 г.". Целью этой поправки, целиком одобренной Верховным Советом, было показать приглашенным державам, что изложенные принципы должны считаться не подлежащими обсуждению и что единственным предметом дискуссии может явиться только практическое осуществление этих принципов.
Однако, как упомянуто выше, такое толкование принадлежит лишь союзным державам, приглашавшим на конференцию, между тем как приглашенные державы этого толкования не знают. Необходимо, чтобы на первом же заседании Генуэзской конференции, до всякой дискуссии, было занесено в протокол, что самым фактом своего присутствия, все державы, представленные на конференции, заявляют о своем полном согласии с принципами, положенными в основу и являющимися существенным условием совместной работы собрания.
Не подлежит сомнению, что подобная декларация, как бы полезна она ни была, - недостаточна. Без сомнения, державы, которые захотят выступить против условий 6-го января или подвергнуть их критике и дискуссии, не будут заранее афишировать своих намерений. Но они введут в программу опасные вопросы, постараются пробить брешь в этой программе, если последняя не будет построена согласно строгому и безупречному плану.
Поэтому, союзным правительствам следует, прежде всего, сговориться между собой о толковании Каннских принципов, ибо практическое осуществление этих принципов является первым пунктом Генуэзской программы, и с обсуждения этого пункта должна начаться конференция.
Прежде, чем перечислить эти договоры, необходимо сделать в высшей степени важное замечание общего характера. Ограничение, которое фигурирует в 3-м параграфе программы: „Необходимые условия для восстановления взаимного доверия, но без нарушения существующих договоров", относится ко всей программе в целом и должно доминировать над всеми дебатами в Генуе. [27]
Существующие договоры, т.-е. те, которые были приняты на мирной конференции, представляют собою публичное право европейских государств, и всякое посягательство на него угрожает существованию мира в Европе. Было бы недопустимо, в частности, чтобы Генуэзская конференция заменила собой Лигу Наций в обязанностях, возложенных на нее мирными договорами, - обязанностях, которые только она в состоянии выполнить. С другой стороны, в Генуэзской конференции будет участвовать значительное число стран, не являющихся участниками договоров и не подписавших их; сюда входят не только так называемые нейтральные страны, но и прежде всего Россия. Французское правительство ни в коем случае не сможет допустить, чтобы эти договоры подверглись дискуссии хотя-бы в одном из их пунктов.
Первым принципом, легшим в основу Каннских резолюций, является принцип суверенности каждого государства в вопросах внутренней политики: союзные державы, таким образом, приняли на себя обязательство невмешательства во внутренние дела Германии, в частности в вопросе реставрации Гогенцоллернов или другой военной монархии. То же самое относится и к Венгрии. Необходимо точно установить, какой смысл приписывается принципу невмешательства. В противном случае, нелепость может привести к опасности для мира в Европе.
Вторым принципом является соблюдение прав и интересов иностранцев. Практическое осуществление этого принципа может быть построено на местных правовых нормах каждой страны, но, если этих норм не существует или если они не могут существовать в силу внутреннего законодательства, которое каждое государство вправе сохранить, согласно первому принципу невмешательства, то в таком случае должны быть предусмотрены международные постановления, гарантирующие охрану интересов иностранцев. В самом деле, невозможно представить себе уважения к собственности, когда права собственности не существует. Поэтому, следует предположить, что в этих случаях права и имущество иностранцев не будут подчинены местному внутреннему праву, а останутся под управлением законов, действующих в стране, подданным которого является иностранец, и признанных имеющими силу и для стран, о которых идет речь. Таким образом, представляется возможным установить подлинный режим капитуляций.
Необходимо также сделать раз'яснения и третьему принципу: - признание, публичных долгов, обязательство уплаты или возмещения их. -
Раз эти долги будут признаны и вышеупомянутое обязательство принято, практическое осуществление должно будет [28] состоять в изыскании способов удовлетворения требований кредиторов.
Уместно заметить, что союзные правительства никогда не отрицали обязательства уплаты долгов, которые они заключали друг у друга. Не только принцип этого обязательства является признанным, но долги уже успели стать предметом сделок и соглашений, которые могут пострадать в результате публичной дискуссии.
В отличие от вышеупомянутых долгов, долги, которые некоторые государства отрицали до настоящего времени и которые им необходимо ныне признать в силу принятия Каннских условий, являются именно теми долгами, признание которых требует практического выполнения, намеченного резолюцией.
Что же касается восстановления и возмещений, - необходимо знать, какой прием будет оказан русским претензиям на этот счет.
В том же параграфе Каннских деклараций фигурирует принцип законодательной системы, гарантирующей исполнение сделок; практическое осуществление этого принципа приводит к тем же замечаниям, которые были сделаны относительно уважения частных прав и интересов. Если внутреннее право представляет собою систему юридических норм и организацию судопроизводства, достаточно обеспечивающие права иностранцев, вопрос рассматривается в рамках 5 параграфа проекта программы. Если же дело обстоит иначе, то придется изыскать меры к из'ятию иностранцев из компетенции местного суда и к оставлению их под покровительством их национальной юрисдикции.
Четвертый принцип Каннских деклараций касается свободного распоряжения средствами кредитного и денежного обращения. Практическое осуществление этого принципа сводится прежде всего к обязательству некоторых государств придерживаться в своих сношениях и в сношениях своих граждан с другими странами кредитных и денежных систем последних. Если все державы согласны будут признать и применять вышеупомянутые денежные и финансовые системы, то условия, при которых денежные знаки разных стран, их ценности и финансовые обязательства будут признаны и допущены к обращению, явятся предметом работ Генуэзской программы (§ 4).
Согласно 5-му условию, все нации должны обязаться воздержаться от всякой революционной пропаганды, направленной против общественного и политического строя, существующего в других странах.
Практическое осуществление этого условия возможно лишь в виде соглашения правительств, во первых, не вести самим, прямо или косвенно, пропаганды, во-вторых - установить соответствующие [29] юридические нормы на территории каждого государства, которые воспрепятствовали бы подобной пропаганде и карали-бы частных лиц, занимающихся ею. Такое обязательство может быть принято в Генуе, но наблюдение за осуществлением его будет очень затруднительным.
Шестым условием Каннских деклараций является "- обязательство воздержаться от всякого нападения на соседние страны".
Практическое осуществление этого условия, естественно, должно было бы состоять в заключении соответствующего соглашения. Это обязательство не должно, впрочем, лишать союзников права, даннаго им Версальским договором, на основании которого они, в случае нарушения Германией своих обязательств, могут принять против нее принудительные меры, которые не могут быть рассматриваемы, как враждебные акты (§ 18 II го приложения к VIII-ой части договора). Следует, между прочим, иметь в виду, что, по общему правилу, разрешение возможных разногласий между государствами следует основывать на уставе Лиге Наций. Что же касается Европы, о которой исключительно идет речь в Генуе, то конфликты, которые могут возникнуть между нациями этого континента, будут затрагивать интересы, по крайней мере, одного члена Лиги Наций, который в таком случае обязан будет действовать согласно положения о Лиге Наций (статьи 11, 12 и 13 договора).
Вряд ли представляется возможным ввести или предвидеть что-либо другое, кроме того, что существует в настоящее время.
Однако, ничто не мешает тому, чтобы государства или группы государств заключали между собой специальные договоры, обеспечивающие неприкосновенность их границ, примером чего может послужить Малая Антанта, заключенные или имеющиеся в виду соглашения между Бельгией и Германией, Францией и Англией, Англией и Бельгией.
После изучения практического осуществления Каннских резолюций от 6-го января, конференция перейдет к рассмотрению других вопросов порядка дня.
Вторым пунктом программы является „установление европейского мира на прочных основаниях". Этот параграф, по всей вероятности, относится непосредственно к 6-му пункту Каннских резолюций. Вели он имеет, кроме того, еще какое-нибудь значение, то это необходимо подчеркнуть и выразить точнее.
То же самое относится к III-му параграфу, формулированному следующим образом: „Необходимые условия для восстановления взаимного доверия, не нарушающие существующих договоров". Восстановление доверия явится скорее результатом [30] изменения умонастроений стран, деятельность которых до настоящего времени была направлена не на укрепление доверия, а на его разрушение. Поэтому крайне необходимо точно установить значений этого параграфа, не забывая приданного ему ограничения, гласящего „не нарушая существующих договоров".
Следующие пункты проекта программы касаются главным образом технических вопросов.
Намечены:
(IV) Финансовые вопросы.
(V) Вопросы экономики и торговли.
(VI) Транспорт.
Эти серьезные вопросы уже являлись об'ектом международных конференций. Брюссельская конференция (октябрь 1920 г.), созванная под покровительством Лиги Наций, рассмотрела программу, которая с успехом может быть возобновлена в Генуе; технические эксперты могли-бы теперь же приступить к подготовке отдельных глав программы. Не следует забывать, что подготовка к Брюссельской конференции продолжалась более шести месяцев; поэтому представляется мало возможным, чтобы подробная и продуманная программа могла быть представлена в Генуе в тот непродолжительный срок, который остался до открытия; чтобы с пользой провести конференцию, на которой столкнутся столь многочисленные и столь разнообразные интересы, необходима серьезная подготовительная работа, требующая известной продолжительности.
Среди вопросов экономических и транспорта некоторые были уже разрешены на конференции в Порто-Роза, в октябре 21-го г., в состав которой вошли государства-наследники бывшей Австро-Венгерской империи. Тут также требуется содействие техников и подготовительная работа. Но если эта программа, точно также как и финансовые вопросы, должны быть применены к России, - дело, конечно, меняется.
Необходимо подготовить совершенно новый или, вернее, восстановить полностью старый экономический строй. Прежде всего необходимо будет удостовериться, намерены-ли Советы установить льготы для торговли, законные и юридические гарантии, охрану промышленности, авторской и художественной собственности, ввести консульский устав, разрешить в'езд и свободную деятельность иностранцев, без которых торговля возобновиться не может. То же самое относится к финансовым условиям, изложенным в пункте IV-ом.
Таким образом, различные пункты, которые могут быть включены в последние три параграфа программы, должны быть [31] теперь же определены самым точным образом, дабы полное согласие на этот счет установилось между союзниками и остальными цивилизованными странами, когда последние станут лицом перед пустыней, созданной Советами.
Текст воспроизведен по изданию: Генуэзская конференция. 1922. Материалы Генуэзской конференции: (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссии, дипломатическая переписка и пр.). - М., 1922. С. 26 - 32.
Комментарии |
|