Представители польского краевого комитета, русского Ц. К., латышей, шведов и норвежцев внесли проект резолюции, которая должна была выразить принципиальную точку зрения конференции. В обоснование этой резолюции было сказано, что едва ли возможно выпускать воззвание в пользу мира, не заняв принципиальной позиции в вопросе о всемирной войне и о развале Интернационала. Необходимо выяснить себе предпосылки и цели выступления в пользу мира. Ясность эта необходима прежде всего для рабочего класса. Борьба за мир возможна лишь после освобождения от гипноза буржуазной политики - войны до конца. Наша борьба должна быть революционной и по содержанию, и по средствам. Выступление в пользу мира не может ограничиваться лозунгом мира. При остроте социальных противоречий выступление в пользу мира превратится в борьбу за социализм. Придать путем соответствующей агитации такое содержание борьбе за мир является второй задачей социал-демократии. Внутри буржуазного общества невозможно уничтожить опасности империализма, поэтому борьба за мир должна быть одновременно революционной борьбой против капитализма.
Против этой точки зрения многие участники возражали, что принципиальные дебаты и установления общей программы выходят за пределы тех целей, которые были намечены для конференции ее организаторами и на основе которых делегации различных стран приняли участие в ней. Как ни важна новая ориентировка международной социалистической политики, установление ее все же не может быть задачей этой конференции. Ни в коем случае не следует дать повод думать, что конференция желает привести к расколу и основать новый Интернационал. А между тем это было бы сделано, если бы была принята внесенная резолюция, предлагающая к тому же такие средства [22] борьбы, обсуждение которых невозможно на настоящем совещании. Конференция не должна стать орудием в руках одного направления, она должна постараться дать толчок международному выступлению пролетариата в пользу мира, в котором могли бы принимать участие все элементы, стоящие на почве социалистического мировоззрения, борющиеся против внутреннего мира и готовые выступать за скорое окончание войны, независимо от данного военного положения в отдельных странах. Не разделяющее нужно подчеркивать, а то, что объединяет на этой почве. Для этого же пока не нужно никакой резолюции. Необходимо выпустить воззвание к европейскому пролетариату, боевой призыв, разоблачающий факты, высказывающий то, что есть и призывающий рабочий класс к решительному действию, к возобновлению классовой борьбы. В таком духе внесен ведь уже проект из того же лагеря, который подготовил проект резолюции.
По особому желанию германской и французской делегаций было, наконец, постановлено, чтобы манифест был лично подписан делегацией каждой страны. Кто в настоящее время желает бороться за мир, защищать идеалы социализма и способствовать восстановлению международных пролетарских отношений, тот должен иметь и мужество выступить публично с поднятым забралом и взять на себя ответственность за [23] принятые постановления. Только тогда рабочий класс снова проникнется доверием и преисполнится решением возобновить борьбу. Предложение это встретило общее одобрение[1].
Выступление пролетариата в пользу мира не исчерпывается, конечно, тем, что его представители выступают с воззванием. Только непрерывным, все усиливающимся совместным действием всех пролетарских сил может быть приобретено то влияние, которое заставит господствующие классы прекратить чудовищную бойню народов. Международное социалистическое бюро было бы наиболее подходящей инстанцией для того, чтобы создать и поддерживать необходимые связи между социалистическими партиями. Бюро это, однако, теперь не в состоянии выполнить эту задачу. Пока дело не обстоит таким образом, должно быть создано другое учреждение, которое выполнило бы эту миссию. Конференция постановила избрать временную международную социалистическую комиссию и назначила Берн ее местопребыванием. Членами комиссии избраны: Моргари, депутат итальянского парламента, депутаты швейцарского национального совета Шарль Нэн и Роберт Гримм и тов. Анжелика Балабанова, в качестве переводчицы. Комиссия создаст в Берне временный секретариат. Она возьмет на себя посредничество в сношениях партий между собой, будет осведомлять [24] примкнувшие к комиссии организации о текущих событиях и развитии борьбы в пользу мира и для этой цели приступит к изданию периодически выходящего Бюллетеня. Этот секретариат ни в коем случае не должен заменить существующее международное бюро: наоборот, он будет немедленно распущен, как только последнее будет в состоянии выполнять лежащие на нем обязанности.
С таким же единодушием, с которым конференция принимала все упомянутые выше постановления, приняла она и следующее
выражение сочувствия,
формулированное бюро по предложению французской делегации.
"Международная социалистическая конференция в Циммервальде выражает свое глубочайшее сочувствие многочисленным жертвам войны, польскому и бельгийскому народу, преследуемым еврейской и армянской нациям, всем тем миллионам человеческих существ, которые страдают под гнетом безграничных бедствии, которые вынуждены претерпевать неслыханные ужасы.
Конференция чтит память великого социалиста Жана Жopeca, первой жертвы этой войны, павшего как мученик, и борца в борьбе против шовинизма и за мир, она чтит память социалистических борцов Туцовича и Катенези, молодая жизнь которых прервалась, увы, на кровавом поле брани.
Конференция выражает свое глубокое братское сочувствие сосланным в Сибирь депутатам Государственной Думы, носителям славных революционных традиций России; товарищам Либкнехту и Монатту, пленникам милитаризма, поднявшим в своих странах знамя восстания против политики внутреннего мира; товарищам Розе Люксембург и Кларе Цеткин, заточенным за их социалистические убеждения, и всем товарищам, преследуемым и арестовываемым за то, что они объявили войну войне.
Конференция торжественно обязуется чтить память живых и мертвых, подражая примеру этих доблестных [25] борцов и неустанно преследуя задачу будить революционный дух в массах международного пролетариата и объединять их в борьбе против братоубийственной войны и против капиталистического общества".
Работы конференции были закончены после четырехдневных занятий, притекавших под знаком полного единодушия, непоколебимой воли и братской солидарности. Конференция закончилась в среду ночью, после того как была выражена благодарность тов. Анджелине Балабановой и Роланд-Хольст, мастерски выполнявшим обязанности секретарей и переводчиц. Участники расстались с обещанием споспешествования только что начатому делу, с неутомимой энергией и выдержкой работать над укреплением уз международной солидарности и с сознанием, что эта конференция была первым необходимым шагом для восстановления международных отношений и международного социалистического действия.
[1] Английские делегаты но могли подписать манифест с момента опубликования его, так как правительство не дало им возможности явиться на конференцию. Тем не менее манифест будет предложен I. L. Р. для подписи. Кроме того, постановлено дать возможность всем социалистическим рабочим организациям, партиям, профессион. союзам или другим организованным группам выразить свое согласие с манифестом. Чем многочисленнее будут такие заявления, чем шире будет распространен манифест во всех странах, тем более будет расти сила пролетарского выступления в пользу мира. Поэтому организации и отдельные лица приглашаются посылать заявления о присоединении к манифесту международной социалистической комиссии в Берне (адрес: Nationalrat Robert Grimm); комиссия будет немедленно осведомлять об этих заявлениях организации и группы связанные с ней.
Независимая Рабочая Партия Англии заявила свое согласие с задачами конференции и назначила оффициальных делегатов. Но правительство „свободной" „демократической" Англии не выдало делегатам паспортов, так что поездка их на конференцию не могла состояться. По этой причине манифест, с основными положениями которого Независимая Рабочая Партия согласна, не мог быть подписан представителями английского рабочего класса.
Текст воспроизведен по изданию: Циммервальдская и Кинтальская конференции. Официальные документы. - Л.-М.; 1924. С. 22 - 26.
Комментарии |
|