От 5-го до 8 сентября 1915 г. в Циммервальде (в Швейцарии) заседала международная социалистическая конференция, первый всеобщий международный социалистический съезд с начала войны.
Война резко оборвала международные отношения пролетариата. Дело на ограничилось внешним разрывом старых связей. Социалистические партии и рабочие организации различных стран сошли с твердой почвы как классовой борьбы, так и интернационализма. Они и поныне все еще плывут по националистическому течению. Национальные антагонизмы, определявшие до войны политику буржуазных правительств, но неизменно вызывавшие противоборство пролетариата, с началом войны перенеслись и на рабочий класс. Вновь созданный антагонизм усилился поведением рабочей прессы, которая в различных странах отдала себя в распоряжение господствующих классов и их военной политики, поддерживала подчас их проникнутые завоевательными планами военные цели и проповедывала, вместо интернациональной солидарности пролетариата, новое социальное евангелие национальной солидарности с классом эксплоататоров. [13]При таких обстоятельствах и международное социалистическое бюро не могло уже выполнить свою задачу. Нормальные отношения между ним и связанными с ним партиями и союзами прекратились, бюро влачит в настоящее время лишь призрачное существование.
Социалистическими партиями нейтральных стран неоднократно делались попытки восстановить международные отношения и свести социалистические партии для совместных действий против войны и за мир, как этого требовали резолюции Штутгартского, Копенганенского и Базельского конгрессов.
Такой попыткой была заседавшая в сентябре 1914 г. в Лугано итальянско-швейцарская конференция. Правление швейцарской партии получило от нее поручение завязать связи, основываясь на постановлениях международных конгрессов, с партиями стран как ведущих войну, так и нейтральных.
Между тем, голландец тов. Трульстра предпринял путешествие с тем, чтобы повлиять в подобном же смысле на партийные правления. Усилия его привели, однакоже, лишь к одному результату: международное социалистическое бюро было перенесено из Брюсселя в Гаагу, не сделав, тем не менее, возможной совместную работу социалистических партий. Еще в то время, когда Трульстра совершал свое путешествие, социалисты Америки обратились с предложением устроить международный конгресс, который должен был собраться в Вашингтоне. Американские товарищи заявили, что они готовы покрыть расходы, как по самому конгрессу, так и по делегациям. План этот не удался, конгресс не был созван. Далее, в январе этого года в Копенгагене заседала конференция социалистов северных нейтральных стран. Она ограничилась формулированием общей программы мира, не высказавшись о предпосылках осуществления ее. Потом имели место частные и полуоффициальные попытки обращения к международному социалистическому бюро для возобновления международных пролетарских отношений. Но как конференция социалистов тройственного соглашения в Лондоне, так и конференция социалистов двойственного союза в Вене [14] доказали, что эти попытки остались бесплодными и что новые старания вряд ли увенчались бы лучшими результатами. Это ясно обнаружилось, когда швейцарское партийное правление обратилось в международное социалистическое бюро с предложением по возможности скорее назначить заседание бюро с участием представителей отдельных стран. И этот шаг остался безрезультатным, наткнувшись на отказ французской партии дать согласие на предлагаемый созыв бюро. Тогда швейцарское партийное правление, действуя и на этот раз в согласии с центральным комитетом итальянской партии, пригласило социалистические партии нейтральных стран на совещание, которое должно было состояться в Цюрихе 30-го мая. Большинство приглашенных партий пли совсем не ответило, либо дало отрицательный ответ.
После того, как при всех предпринятых попытках восстановить международные социалистические отношения обнаружилось, что совместное выступление социалистических партий различных стран - более того, простая попытка никого не связывающего обмена мнений между ними, - невозможны до тех пор, пока отдельные оффициальные партии стоят на почве патриотизма и поенной политики их правительств, - стало ясным, что дальнейшие усилия свести представителей оффициальных социалистических партий бесполезны. Практика, в противоположность к теории, доказала, что нельзя стоять одновременно на национальной и интернациональной точке зрения, что на деле нужно выбирать между одной и другой. Пришлось отказаться от попыток созвать - при помощи международного социалистического бюро или без него - оффициальные партии, примыкающие к Интернационалу для совместной работы п проведения в жизнь столь торжественно принятых решений конгрессов.
Текст воспроизведен по изданию: Циммервальдская и Кинтальская конференции. Официальные документы. - Л.-М.; 1924. С. 13 - 16.
Комментарии |
|