Манифест.
В своих Конгрессах в Штуттгарте и Копенгагене Интернационал уже формулировал правила деятельности пролетариата всех стран для борьбы против войны.
(Следуют два последних постановления Штуттгартского конгресса).
Более чем когда-либо обстоятельства предписывают теперь интернациональному пролетариату придать своей согласованной деятельности всю возможную мощь и энергию. С одной стороны, всеобщая безумная погоня за вооружениями, увеличивая дороговизну жизни, обострила классовую, рознь и довела рабочих, до невыносимого положения. Рабочие решили положить конец этому режиму бессмысленной траты средств и паники. С другой стороны, периодически возникающая опасность войны возмущает народ все более [32] и более. Великие европейские народы находятся постоянно перед возможностью быть брошенными друг на друга, при чем такое нарушение всяких принципов человеколюбия и разума, не может быть оправдано даже в малейшей степени интересами самих народов. Балканский кризис, который уже принес столько бедствий, может, в случае своего распространения, представить самую ужасную опасность для цивилизации и пролетариата. Вместе с тем такое явление оказалось бы позорным историческим событием, благодаря несоответствию между неизмеримостью катастрофы и ничтожностью вызвавших ее интересов. Поэтому Конгресс с большим удовлетворением отмечает полное единодушие социалистических партий и об'единений во всех воюющих государствах в их отрицательном отношении к войне. Пролетариат повсюду в одно время восстал против империализма и каждая секция Интернационала противопоставила правительству своей страны сопротивление, пролетариата и восстановила общественное мнение своего народа против всяких воинственных фантазий. Таким путём осуществилось грандиозное сотрудничество рабочих всех стран, которое уже много сделало для сохранения мира. Страх правящих классов перед пролетарской революцией, которая явилась бы последствием всеобщей войны, служит весьма прочною гарантией мира Конгресс требует от социалистических партий энергичного продолжения их деятельности и применения всех тех мер, которые покажутся им необходимыми.
Для этой общей деятельности Конгресс определяет каждой социалистической партии ее специальную задачу.
Социалистические партии Балканского полуострова должны выполнить тяжелую работу. Великие европейские державы приложили много стараний к тому, чтобы систематически оттягивать введение необходимых реформ, чтобы создать в Турции политический а экономический хаос и чтобы возбудить национальные страсти, которые неминуемо должны привести к войне и к внутренним беспорядкам. Чтобы помешать использованию такого положения вещей в интересах династии и буржуазного класса, балканские социалисты с удивительным мужеством выставили требование демократической федерации. Конгресс просит их продолжать свою энергичную деятельность. Он надеется, что балканская социал-демократия по окончании войны пустит в ход все средства для того, чтобы помешать [33] династиям, милитаризму и жаждущей завоеваний балканской буржуазии захватить в свои руки и извратить результаты, полученные ценою таких ужасных жертв. Конгресс особенно приглашает балканских социалистов всемерно препятствовать не только возобновлению прежних враждебных отношений между сербами, болгарами, румынами и греками, но и всякому притеснению балканских народов, принадлежащих в данный момент к другому лагерю, а именно турок и албанцев. Балканские социалисты обязаны противиться всякому нарушению прав этих народов и бороться с шовинизмом и разнузданными националистическими страстями утверждением братства между всеми балканскими народами, не исключая албанцев, турок и румын.
Социалисты Австрии, Венгрии, Кроации и Славонии, Боснии и Герцеговины должны всеми силами оказывать сопротивление всякому покушению Дунайской монархии против Сербии. На их обязанности лежит противодействовать, как они делали это до сих пор, политике, направленной к ограблению Сербии, путем вооруженной силы и тяжких последствий войны, к обращению ее в австрийскую колонию и к навлечению, в династических интересах, на народы Австрии, а вместе с ними и на все народы Европы, самых плачевных последствий. Социалисты Австро-Венгрии должны, кроме того, бороться в будущем за то, чтобы отдельные юго-славянские народности, находящиеся в настоящее время под господством Габсбургского дома, получили, даже оставаясь в составе Австро-Венгерской монархии, право демократического самоуправления.
Социалисты Австро-Венгрии, равно как и социалисты Италии, обратят особенное внимание на албанский вопрос. Конгресс признает право албанского народа на автономию, но он не желает, чтобы под предлогом автономии Албания сделалась жертвой австро-венгерских и итальянских домогательств. Конгресс усматривает в этом не только опасность для самой Албании, но и угрозу в недалеком будущем для мира между Австро-Венгрией и Италией. Албания может вести независимое существование лишь как автономный член демократической Балканской федерации. Поэтому Конгресс приглашает австро-венгерских и итальянских социалистов противодействовать всякой попытке их правительств втянуть Албанию в сферу их влияния. Он просит их продолжать свою работу для обеспечения мирных отношений между Австро-Венгрией и Италией. [34]
С большим удовлетворением Конгресс приветствует забастовки протеста русских рабочих. Он видит в этом, что русский и польский пролетариат начинает оправляться от ударов, нанесенных ему конт-революционным царизмом. Конгресс усматривает в этом выступлении рабочих самую действительную гарантию против преступных интриг царизма, который, утопив в крови народы своей империи и многократно изменнически предав балканские народы их врагам, теперь колеблется между опасением тех последствий, которые может иметь для него война, и страхом перед национальным движением, которое им же самим было создано. Таким образом, когда теперь царизм пытается выступить в роли освободителя балканских народностей, то это лишь для того, чтобы под лицемерным предлогом и путем кровавой войны получить преобладающее влияние на Балканах. Конгресс надеется, что городской и сельский пролетариат России, Финляндии и Польши воспользуется своею возрастающею силой, сорвет эту лживую маску и воспротивится всякой воинственной авантюре царизма, всякому выступлению на Армению или Константинополь и сосредоточит все свои силы в новой освободительной борьбе против царского деспотизма. Царизм есть оплот всех реакционных правительств Европы и самый страшный враг русского народа. Интернационал считает одной из своих главных задач его свержение.
Текст воспроизведен по изданию: Грюнберг Карл. Интернационал и мировая война: материалы. - Пг., 1919. С. 32 - 37.
Комментарии |
|