Политически заостренный, с резкими выпадами против жирондистов, памфлет, несомненно, - написан кем-либо из представителей народа. Не имея точной даты, документ условно может быть датирован апрелем 1793.
Санкюлот, господа подлецы, это - существо, которое всегда идет пешком, которое не имеет миллионов, кои вы все очень хотели бы иметь, не имеет никаких замков, никаких лакеев для его обслуживания и которое живет очень скромно с женой и детьми, если он их имеет, ютясь на четвертом или пятом этаже.
Он полезен, так как умеет пахать поле, ковать, пилить, шлифовать, настилать крышу, шить сапоги и проливать до последней капли свою кровь за спасение Республики.
И, так как он работает, можно быть уверенным, что его не встретишь ни в кафэ Шартр, ни в игорных домах, где замышляют заговоры, ни в Национальном театре, когда ставят «Друга законов», ни в театре водевилей на представлении «Целомудренной Сюзанны», ни в литературных салонах, где за 2 су, которые ему так дорого достаются, вам предлагают непристойности Горсара и «Французского патриота».
Вечером он скромно присутствует на собрании своей секции, не напудренный, не надушенный, вовсе не для того, чтобы быть замеченным всеми гражданами трибун, но для того, чтобы поддержать со всей энергией хорошие предложения и [174] растереть в порошок заговоры, которые исходят от омерзительной фракции государственных людей.
Впрочем, санкюлот всегда имеет острую саблю, чтобы отсечь уши всем недоброжелателям, иногда он вооружен пикой. По первому звуку барабана он отправляется в Вандею, в Альпийскую армию или армию Севера. «Боже, спаси народ! Боже, прокляни аристократов!» - воскликнул недавно истинный английский санкюлот, друг знаменитого доктора Пристли, дом и бумаги которого были сожжены 14 июля 1791 г. аристократами Бирмингама, о чем знает весь мир.
Текст воспроизведен: Хрестоматия по Новой истории в трех томах. - Т. I. - М., 1963. С. 174 - 175.
Комментарии |
|