В середине декабря студенты факультета культуры и музыкального искусства начали разучивать гимн нашего университета. Первое исполнение планируется 29 декабря в 15 часов в концертном зале корпуса на Рязанском проспекте.  Текст гимна будит  в душе живой отклик. Предлагаю обсудить это довольно оригинальное произведение, которое привожу ниже. Если гимн всем понравится - быть ему официальным.

Гимн МГГУ  им. М.А. Шолохова

1 куплет:

Быть лучшим из лучших очень непросто,
И это испытано массой людей.
Есть в мире огромном маленький остров:
МГГУ - остров смелых идей.
Преграды нас сделают смелыми духом,
Единым порывом стремимся вперед!
Мы объединяем жизнь и науку,
В ногу со временем - время не ждет!

припев:

Мы по жизни бесстрашно шагаем,
Тем, кто дружен, неведом страх!
Это мы держим знания солнце,
Как атланты, в своих руках.

2 куплет:

В своих руках мы держим солнце,
За нами тысячи умов,
За нами нации потомство,
И каждый к подвигам готов!
Дерзость и знания - вот наша сила.
Нам дайте опору - мир перевернем!
И вместе мы сделаем сильной Россию,
Славу России навеки вернем.

припев:

Мы по жизни бесстрашно шагаем,
Тем, кто дружен, неведом страх!
Это мы держим знания солнце,
Как атланты, в своих руках.

 

Общее впечатление: текст гимна имеет абстрактный, мозаичный и высокопарный характер. Конечно, авторы слов и музыки совершили труд, подготовив этот опус. Однако...

1. О Московском Государственном Гуманитарном Университете имени М.А. Шолохова нет ни слова. Ни о специфике, ни об истории нашего вуза, ни о связи с именем великого писателя. Единственная ссылка на «МГГУ - остров смелых идей» крайне неубедительна. Ее с равным основанием можно отнести и Московскому Государственному Горному Университету (тоже МГГУ). Итак, о каком вузе поем - неясно.

2.  Отсутствие сквозной идеи приводит к тому, что автор комбинирует в тексте в целом правильные утверждения, но не всегда сочетающиеся друг с другом. Фактически получается не текст, а мозаика. Непонятен переход от «массы людей» к «маленькому острову», а сочетание того факта, что «за нами нации потомство» (а ведь  мы часть нации) и нашей готовности к подвигам придает пикантность этим строкам, особенно в свете усилий государства по повышению рождаемости.

3. Высокий пафос нагнетается многочисленными абсолютизациями, как то «лучшим из лучших» « массой людей»  «единым порывом» « за нами тысячи» «каждый к подвигам готов» «мир перевернем» «навеки вернем». Этого много для двух куплетов. Да и могут ли быть все так едины? Похоже, текст написан в духе проекта Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России». Избыток подобных оборотов кажется гиперболой и производит, по крайней мере на меня, впечатление напыщенности.

4. Наконец, в гимне есть и хороший момент - образ эмблемы нашего университета, образ яркого светила. Тем не менее фактическая ошибка относительно «атлантов, держащих солнце» все портит.  Всякий школьник, читавший по программе о двенадцати подвигах Геракла, может припомнить, что Атлант был один и держал на плечах небесный СВОД в Атласских горах. Над нами ж потешаться будут!  И еще, для чего, сказав о солнце в наших руках в конце припева, в начале второго куплета вновь повторять то же? Видимо, нечего нам более сказать в своем гимне...

Резюмируя замечу, что взяв в руки такое солнце как предложенный вариант гимна, мы можем легко обжечься.

Критикуя, необходимо сделать предложения, что делать. Вот вопрос из вопросов!

1. По моему мнению, гимн следует выбрать на  общеуниверситетском конкурсе, объявленном ректоратом. Участвовать в конкурсе смогут и студенты, и преподаватели, и сотрудники вуза. Особенно важно это для студентов в условиях балльно-рейтинговой системы: участие в конкурсе повысит творческий рейтинг.

2. Конкурс желательно пропиарить в вузе, чтобы доступность информации создавала ощущение события, общего дела. Дополнительно участников можно материально мотивировать, что привлечет внимание к конкурсу и тех, кто в нем участвовать не будет (такова человеческая натура).

3. Самое главное, для гимна необходимо сформулировать четкие требования к содержанию гимна, исходя из идеологии университета, если уместно так выразиться.  Это прерогатива, конечно, ректората.

Мы все можем внести свою лепту в нужное дело создания яркого, искреннего, цельного гимна университета. Оставляйте свои заметки и предложения по гимну, чтобы их можно было обобщить. Не нравится моя заметка - критикуйте и предлагайте. Погубить дело можно лишь молчанием. Как сказано, «бойтесь равнодушных».

Комментарии
Поиск
Alex  - Мой вариант гимна МГГУ   |Manager |2009-12-29 05:23:14
Ознакомился с текстом гимна, разработанным в недрах нашего университета. Не знаю, кто его автор, но, по-моему, текст абсолютно не отражает главной идеи, с которой люди приходят в университет с целью получения высшего образования. Если ректорат вуза, действительно, готов обсуждать варианты текста гимна, как пишет автор данной заметки, то со своей стороны могу предложить альтернативный вариант. Сразу оговорюсь, что я не считаю его единственно правильным, и допускаю мысль о возможности его редактирования.

Мой вариант:
Цитата:
Быть первым непросто в науке и в жизни,
Пробиться к вершинам огромнейший труд.
Лишь самоотверженный служит Отчизне,
И только упорные к цели идут.
В России огромное множество ВУЗов,
Чьи двери открыты для умных людей.
Но есть среди них один сказочный остров,
Что дарит стране миллионы идей.
Он с гордостью носит писателя имя,
Который воспел силу духа страны.
И наша задача, студентов, отныне,
Смелей воплощать благородства мечты.

Мы смело шагаем по жизни, тем, кто дружен, не ведом страх!
Просвещением служим Отчизне, знамя науки держим в руках!

Мы знамя науки подымем в России,
Отечеству славу былую вернем.
В сердцах возродим свою гордость к Отчизне,
И силою мысли мир перевернем.
Мы твердо шагаем к намеченной цели,
Нет силы способной свернуть нас с пути.
Кто смыслом учение выбрал отныне
Желаем с победой к вершине придти.

Мы смело шагаем по жизни, тем, кто дружен, не ведом страх!
Просвещением служим Отчизне, знамя науки держим в руках!
illuminat  - ПРОСВЕЩЕНИЕМ СЛУЖИМ ОТЧИЗНЕ   |SAdministrator |2009-12-30 08:35:43
avatar Ознакомившись со словами гимна, у меня почему-то не выступили на глазах слезы умиления! А ведь должны же были! Непонятно, с какой целью писался этот убойный литературный опус. Что хотели этим сказать его создатели, что они пытались донести до сердец и умов студентов нашего университета, подбирая под рифму подобные слова? Возникает такое ощущение, что его отцы-основатели сами плохо представляли себе это. Все вновь свелось к банальной отчетности. Для студентов исторического факультета весьма кощунственно слышать об атлантах, держащих в своих руках солнце. Да и для увлекающихся античной мифологией, я думаю тоже. О каком же качественном уровне образования можно тогда вообще говорить? Необходимо четко представлять себе, что мы хотим донести до тех, кто избрал наш университет местом своей учебы, и тех, кто еще изберет! Огорчительно, что университет, который носит гордое имя одного из великих русских писателей XX в., не смог воспользоваться всей красотой и богатством великого и могучего русского языка, для отражения той жизненной цели, мечты, во имя которой люди стремятся к образованию.
Текст, предложенный Alex, тоже можно назвать далеким от совершенства. Например, не совсем уместно сравнение университета с "одним сказочным островом". Мы здесь не сказками занимаемся, уважаемый, Alex, а наукой. Однако в его редакции есть та смысловая гамма, которая более близка гимну высшего учебного заведения. Интересно, пожелает ли ректорат рассмотреть альтернативный вариант к уже существующему тексту гимна им. М.А. Шолохова? Ведь, известно, что сила мнения принадлежит народу, а сила власти ректорату.
Monarhist  - Сравнивая слова обоих гимнов   |Registered |2009-12-30 22:38:46
Шолоховцы! Что делается?!
Стоит прочитать официальный вариант гимна, появляется чувство как будто тебе сделали клизму в область сердца. потому что текст угловатый, неграмотный с технической точки зрения. везде или нарушения стихотворного размера, или переходы с размера к размеру. Первый куплет начинается амфибрахием, но после шестого слога делается пауза, что можно было б стерпеть. В третьей строке первого и второго четверостиший то же самое. От этого текст спотыкающийся, не напевный. последняя строка первого куплета написана уже дактилем, а дальше следует припев в анапесте! Восхищение переходит все границы, когда второй куплет начинается ямбом, удерживающимся на протяжении одного четверостишия. Далее снова леденящая перемена: ямб - дактиль - амфибрахий - дактиль. И снова припев в анапесте. По тексту размер меняется СЕМЬ раз!!!
Можно посочувствовать автору музыки, справившемуся с задачей. А. Микита писал музыку, говорят, три дня. конечно, трудно такое лоскутное одеяло вставить в один музыкальный размер. Поэтому музыка и получилась такая синкопированная, острая - сложно на четыре доли петь то анапестом, то ямбом. Не знаю, кто автор слов, но пусть не обижается. Ничего не имею против него лично, однако слова гимна воскрешают в памяти образ Евгения Онегина, который "не мог ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.
В итоге текст и музыка лишены напевности, трудны в заучивании и исполнении. Но, как говорят студенты факультета КМИ, после полуторачасовой репетиции мелодию осваиваешь.
Ну да ладно. Теперь посмотрим на второй вариант. Скажу опять же с технической точки зрения. Текст сразу обращает внимание гораздо большей глад...
Monarhist  - посмотрим на вариант Алекса   |Registered |2009-12-30 22:40:12
Теперь посмотрим на второй вариант. Скажу опять же с технической точки зрения. Текст сразу обращает внимание гораздо большей гладкостью. Действительно, автор четко выдерживает амфибрахий в куплетах. Это делает приятным чтение, возможно, таковым будет и исполнение. припев тоже начинается амфибрахием, потом анапест, дактиль. В результате припев тоже изломан, как предыдущий вариант текста. Но на протяжении двух строк это терпимо. Смена размера между куплетом и припевом - явление довольно распространенное. Так, у нашего государственного гимна, текст которого сейчас вывесили в холле корпуса на Рязанке, куплеты в амфибрахии, а припев в дактиле. У Алекса в тексте все размеры тоже трехдольные. Возможно, изломанность припева и неплоха, но это значит, что он будет петься декламационно, а, следовательно, текст его должен безапелляционным. В общем-то так оно и есть.
С художественной стороны ко второму тексту есть вопросы, но о них стоит поговорить в отдельном комменте.
Люди добрые! не хочется никого обидеть. Возможно, кто-нибудь напишет такой гимн, что будет глубоко трогать всех. Но для этого нужно обсуждать, сравнивать! Для этого мы сейчас и общаемся. И все же наиболее объективный выбор и наиболее справедливое участие всех заинтересованных в символике и славе нашего вуза может реализоваться в ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОМ конкурсе. У Вас есть идеи?
Хотя бы парочка хороших мыслей, а не множество идей?
Гена   |Registered |2009-12-31 08:03:18
Согласен с критикой,выраженной в предыдущих постах Illuminatom и Monarhistom,со своей стороны могу добавить,что гимн действительно убог не только по форме,но и по содержанию.Кроме того,сие творение отдаёт излишней вычурностью,совершенно неоправданным пафосом и дешевым лицемерным патриотизмом.Такое ощущение,что в стремлении вызвать восхищение, автор забыл обо всех правилах творческой этики.ИМХО,если уж на то пошло,здоровый патриотизм не выражается в громких словах,а выражается прежде всего во вложении ума в текст.Подводя итог,я могу с уверенностью сказать,что гимн безмерно глуп.Что же касается ремейка на гимн,предложенного Алексом,то,ИМХО,это ложка варенья,добавленного в кучу говна,отчего последнее таковым быть не перестаёт.
Гена   |Registered |2009-12-31 08:07:43
Не получилось Гаудеамуса,увы
Monarhist  - Gaudeamus or Gaudeanus?   |Registered |2009-12-31 08:43:34
Люди добрые, можно сколько угодно причитать о том, что получилось из гимна. И что, возопим к небу, мол, никуда не годится наш универ, а мы так тупы, что даже хорошей песни написать не можем? критика важна и нужна. Без нее скучно, пресно и, действительно, как написал Гена, выходит дешевый патриотизм. Что дальше? Как выйти из этого болота? Я думаю, нужен конкурс на гимн. И эту идею буду пробивать до конца. Но, прежде чем прийти на прием к ректору, следует сформулировать предложения, которые могут быть увесистыми только как результат нашего общего обсуждения. Если студенчество благородное и преподавательские ряды заинтересованы в сильном ярком гимне, то думайте, пишите. А если все усилия сводятся к прголядыванию комментов, то грош нам цена. И тогда бочка с дерьмом это не гимн, а мы сами. И тогда такого невзрачного гимна и будут достойны наши равнодушные (но одаренные) умы.
поэтому я предлагаю такие вопросы для обсуждения... интересно - тогда они в следующем комменте. Безразлично - нечего и читать его.
Monarhist  - Конкурс на гимн МГГУ им. М.А. Шолохова   |Registered |2009-12-31 08:52:39
Вопросы для обсуждения:
1. Как организовать настоящий общеуниверситетский конкурс:
а) как вести пиар (кто за что должен отвечать - от ректора до старост групп);
б) как поощрить участников и победителя;
в) кто может учавствовать (только свои студенты, преподы, сотрудники или чужие тоже);
г) из кого сформировать жюри.
2. Какие требования предъявить к гимну, что в нем должно быть отражено?
3. Может, кто-то уже готов составить конкуренцию Алексу.
Ну, вот, кажется, главное.
Или нет, братья по университету?
И вообще всех с Новым годом
Monarhist  - Алекс - голова!   |Registered |2009-12-31 08:56:40
К варианту текста Алекса есть вопросы, зато он сразу сказал, что готов работать над усовершенствоанием своей "ложки варенья". Так-то, гыспада лодыри, бездльники, тунеядцы.
illuminat  - Гимн МГГУ им. М.А. Шолохова - Новый Gaudeamus!   |SAdministrator |2009-12-31 10:21:02
avatar Итак, очевидно, что предложенный автором заметки текст гимна абсолютно никуда не годится! Его недостатки видны невооруженным взглядом. Устраняясь от резких эпитетов, прозвучавших в адрес слов к гимну, хотелось бы предложить следующее:
Объявить в университете по всем факультетам конкурс: "Гимн МГГУ им. Шолохова - Новый Gaudeamus". Пускай это не смущает! Те, кто боятся критики, могут сложить руки, ничего не делать и быть никем! Необходимо привлечь, прежде всего, молодые таланты! НЕ ВЕРЮ, говоря словами Станиславского, что Русь-матушка повырадилась самородками. И наша задача заключается с вами в том, чтобы не погубить молодой талант, а дать ему возможность раскрыться во всей своей красе. Итак, основной упор нужно делать на инициативную молодёжь, однако, в конкурсе могут принимать участие все желающие, в том числе из других учебных заведений! Исключение составляют только лишь преподаватели ВУЗов! При всем уважении к ним, дорогу надо дать всё-таки молодым! На преподавателях нашего университета будет ещё более высокая ответственность, отобрать из предложенных проектов наиболее подходящий, который действительно достоин называться "Новый Gaudeamus". Было бы очень неплохо, если бы помимо упоминания имени победителя под текстом гимна было осуществлено и материальное поощрение,выражавшееся в денежном эквиваленте, что так необходимо для молодого и самое главное, талантливого российского студенчества.
Monarhist  - Гимнописцы всех субъектов РФ, соединяйтесь?   |Registered |2009-12-31 14:19:51
Думаю, гимн должен представляться на конкурс СВОИМИ. Написать его можт и величайший талант на Руси (нужно еще проверить черновики Пушкина), но автор должен быть из нашего университета. Иначе позор нам - на такую вещь не способны. практически всякий юноша писал своей (своим) девушке стихи, а тут все вместе неужто один стих любимой Альме Матере не напишем? Исессно, должны!
illuminat  - re: Гимнописцы всех субъектов РФ, соединяйтесь?   |SAdministrator |2009-12-31 16:00:35
avatar
Monarhist написано:
Думаю, гимн должен представляться на конкурс СВОИМИ. Написать его можт и величайший талант на Руси (нужно еще проверить черновики Пушкина), но автор должен быть из нашего университета. Иначе позор нам - на такую вещь не способны. практически всякий юноша писал своей (своим) девушке стихи, а тут все вместе неужто один стих любимой Альме Матере не напишем? Исессно, должны!

Слова - это всего лишь слова! Без поддержки сверху (ректорат) идея конкурса практически обречена на провал! А кто-нибудь знает волю ректора? Не хотелось бы, чтобы все закончилось очередным словоблудием!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."