ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ- ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: "Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого".
НА ФОТО УЧАСТНИКИ АНДИЖАНСКОГО МЯТЕЖА 1898 Г.
1. В 1895 г. были закрыты армянские школы, в 1898 - конфискованы их средства, в 1900 - закрыто армянское издательство, существовавшее четверть века. "Обрусение туземцев было признано первейшей задачей новой кавказской администрации, а школа - лучшим орудием". Запрещались и грузинские церковно-приходские школы как развивающие "дух национальной обособленности".
2. В 1898 г. вспыхнуло восстание среди узбеков Ферганской обл. Все кишлаки, в которых жили руководители восстания, были уничтожены, а на их месте выстроены русские селения. 18 человек были казнены по решению суда, 362 - отправлены на каторгу. В ходе подавления восстания уничтожено несколько сот узбеков.
3. Из программы "Союза русского народа" (1906 г.): "Русской народности, собирательнице земли русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и государственном строительстве... Все учреждения государства Российского объединяются в прочном стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности на строгих началах законности, дабы множество инородцев, живущих в нашем отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу Российской империи и не тяготились бы своей зависимостью". [86]
4. 1912 г. - восстание хивинских туркмен, 1913 г. - крупное волнение в Закаспийской обл., выступления казахов и киргизов в Семиречье, 1914 г. - волнения киргизов в Пишпеке. В приказе по усмирению восстания узбеков (1910 г.) говорилось: "Одна подошва русского солдата ценнее тысячи голов несчастных сартов".
5. В "Правилах", изданных министерством просвещения графом И. Толстым в 1906 г., утверждалась необходимость при помощи науки усилить в инородцах "любовь к общему отечеству", вводилось обязательное во всех школах изучение инородцами русского языка. Борьба шла даже с украинским языком, считалось, что малороссийского языка нет и не будет. Еще Александр II на подобные доклады ставил резолюцию: "Совершенно справедливо".
6. Первые крупные еврейские погромы начались в России в нач. века. В 1903 г. в Кишиневе за два дня было убито почти 550 человек (апрель). Такая же резня повторилась в Гомеле в сентябре. Серия погромов переходит на следующий год. Только осенью 1905 г. за 2 - 3 недели в ходе погромов, проходивших при попустительстве властей более чем в 100 городах, было убито 4 тыс. чел., ранено - более 10 тыс.
7. Из газеты "Новое время" (лето 1908 г.): "Мы, божьей милостью, народ русский, обладаем великой... Россией, принимаем это обладание как исконную милость божью, которою обязаны дорожить... Нам, русским, недаром далось это господство. Ни с того, ни с сего делить добытые царственные права с покоренными народами - что же тут разумного? Сама природа выдвинула племя русское среди многих других как наиболее крепкое и даровитое. Сама история доказала неравенство маленьких племен с нами".
8. В ходе столыпинской реформы (1906 - 1916 гг.) огромный район колонизации находился в Казахстане и Средней Азии. Здесь было отнято у местного населения 30 млн. дес. земли. На Кавказе под заселение отведено 0,5 млн., хотя местному населению земли не хватало. В районах колонизации подрывалась хозяйственная основа жизни коренного населения.
9. Епископ Андрей (кн. Ухтомский) в 1908 г. писал: "Нет сомнения, что мелкие народности в силу исторического процесса должны слиться с народностями более крупными. Такая же участь, несомненно, постигнет и приволжских инородцев. Вопрос только в том, усилят ли они собою народность русскую".
Текст воспроизведен по изданию: Долуцкий И.И. - Россия в начале XX века. Материалы к изучению отечественной истории. М., 1992. С. 86 - 87.
Комментарии |
|