В основе длительного конфликта на Дальнем Востоке, где сталкиваются столь сложные и даже неразрешимые японские, китайские, советские, европейские и американские противоречия, лежит факт существования 70-миллионной нации и страны, густота населения которой часто доходит до 800 чел. на 1 км². Нация эта - японцы. Военно-экономический прогресс, которого Япония достигла за последние полвека, дает ей, по мнению ее руководителей, право сыграть в известный момент роль арбитра на азиатском континенте.

Японские государственные деятели считают территориальную экспансию в Азии единственным средством разрядить густоту населения в собственной стране. В этом источник своего рода национального мистицизма. Этот традиционный мистицизм находит свое выражение в столь характерном рассуждении: «Экспансия Японии на материк является необходимым условием спасения Японии и Востока»[1].

«В этом вопросе японское правительство должно окончательно решиться» на занятие Восточной Сибири, находящейся в сфере японского влияния. Ген. Сато, со своей стороны, полагает, что «Манчжурия, Монголия и Сибирь, как святые места их пророков», естественно, являются областью деятельности японцев и их потомков. Вообще вопрос о необходимости взять в руки японской нации кормило правления в Восточной Азии является, по его мнению, «вопросом жизни и смерти» для его родины.

С материальной точки зрения эта обстановка создает ряд экономических моментов, вынуждающих Японию, как страну островную, лишенную естественных богатств, импортировать почти все сырье, в том числе железную и медную руду, а также шерсть, хлопок, больше всего из Индии и Китая, от которых Япония в случае войны легко может быть отрезана. Это сырье находится в значительном количестве в Манчжурии и Монголии. С другой стороны, японская торговля находит для себя рынки сбыта [55] лишь при условии очень низких цен; впрочем, эти цены достигаются благодаря наличию в «стране восходящего солнца» многочисленного, трудолюбивого и довольствующегося незначительным заработком рабочего класса. Между тем Китай с его 400-миллионным населением и слабо развитой промышленностью является громадным рынком сбыта. Этим рынком до сих пор пользовались преимущественно другие державы, а Япония лишь в незначительной степени.

Кроме этих экономических причин, существуют также и военные.

По мнению ген. Хата, «в настоящий момент охрана корейской границы не обеспечивает господства Японии на этой территории»[2]. Даже занятие Южной Манчжурии, что было главной целью последней русско-японской войны, вовсе не решает этого вопроса, имеющего первостепенное стратегическое значение. Вследствие этого:

«...по мере увеличения японского населения и роста японского могущества необходимо постепенно стремиться к развитию японского государства также и на азиатском материке, что является незыблемой доктриной японского государства; что бы ни произошло, чтобы ни изменилось в соседних странах, эта доктрина ни в коем случае не будет изменена».

Эта программа политической экспансии, направленная против владений Советской России, существует уже давно. Она проводится в жизнь с необыкновенной энергией и последовательностью, с большой ловкостью и умеренной предусмотрительностью в течение почти 50 лет.

Начиная с конца XIX в., - а именно с того времени, когда Япония под видом защиты независимости Кореи вступила на азиатский материк, и вплоть до занятия Манчжурии и провинции Жэхэ, - действия Японии ведутся то вполне продуманному плану. Выиграв в 1894 г. первую войну с Китаем, Япония, заняв ряд островов, временно обосновалась на Ляодунском полуострове. Вынужденная [56] затем Германией, Россией и Францией покинуть этот полуостров и будучи не в силах столкнуться с таким серьезным противником, каким была Россия того времени, Япония пассивно относилась к завоеванию Россией Дальнего Востока. Венцом этого завоевания было овладение Манчжурией и занятие в 1897 г. Ляодунского полуострова, Порт-Артура и Дайрена. Япония в это время была вынуждена довольствоваться протекторатом над Кореей.

Однако, она отплатила России в 1905 г. Портсмутский договор (25 августа 1905 г.), затем занятие Кореи в 1910 г., постепенное проникновение Японии в Манчжурию и Монголию, последовательно проводимое во время мировой войны, и, наконец, договор с США, заключенный в 1917 г., отмечают этапы японской экспансии на материке и укрепляют ее позиции в Азии. Со времени окончания мировой войны соперничество японских и американских интересов на Тихом океане и в Китае привело в 1922 г. к созыву Вашингтонской конференции, заставившей японцев ограничить свой морской флот, а также завоеванные ими права в Манчжурии и Монголии. Япония вновь была вынуждена признать принцип «открытых дверей» и принцип территориальной неделимости Китая[3].

Последний китайско-японский конфликт, а также создание независимого государства Манчжуго значительно изменили положение. Несмотря на это, японцы до весны 1934 г. готовы были в случае необходимости начать вооруженные действия с целью ускорения решений, связанных с дальнейшим выполнением паназиатской программы.

Японский солдат является одним из лучших солдат в мире. Что же касается общей боевой готовности и модернизации японской армии, то до недавнего времени ее техническое оборудование не вполне соответствовало требованиям современной интегральной войны. Численность японской армии была недостаточна; ее бюджет не соответствовал требованиям технического совершенствования армии. Японско-китайский конфликт в 1932-1933 гг. выявил ряд недостатков японской армии. Однако, после этого [57] японское правительство проявило серьезные усилия в целях устранения неполадок.

В результате этих усилий Япония может в будущей войне выставить миллионную действующую армию, которая будет серьезным противником для Советской России. С начала 1934 г. Япония имеет на азиатском материке 8 дивизий: 4 в Манчжурии, 2 в Корее и 2 в областях, расположенных к северу от Пекина. В случае японско-советского конфликта эти дивизии будут играть роль передового охранения, которое, с одной стороны, будет держать в повиновении Китай, а с другой - прикрывать Манчжурию от занятия ее красными войсками. Японские военные действия в Манчжурии должны встретить ряд трудностей в вопросе перевозок, так как манчжурские железные дороги еще до недавнего времени имели серьезные недостатки; их пропускная способность составляла 12-24 поезда в сутки[4].

Однако, японцы интенсивно работают над устранением этих недостатков и строят в Манчжурии новые железные и шоссейные дороги стратегического значения. Их задачей является облегчение сосредоточения японских войск в этой стране, а также обеспечение снабжения продовольствием и боеприпасами в случае войны.

Японская авиация насчитывает в настоящий момент не менее 2 000 самолетов. Она располагает недавно построенными ускоренным порядком аэродромами в Манчжурии и соответствующими материальными складами. Японский морской флот является одним из наиболее сильных и организованных в мире.

В таких условиях не исключена возможность, что Япония действительно пожелает расширить и укрепить свои азиатские владения, пользуясь продолжающимся мировым кризисом, чтобы возобновить попытку усилить свое непосредственное исключительное влияние на внешнюю Монголию, Китай и Восточную Сибирь[5]. [58]

Позиция России на Дальнем Востоке значительно укрепилась в результате американо-советского сближения. Экономическая мощь США, мощный морской флот которых сконцентрирован на Тихом океане с момента взрыва последнего японо-китайского конфликта, дает им возможность организовать такую силу, которая в случае продолжительной войны станет для Японии весьма опасной.

Политика Японии в Тихом океане и стремление Японии к овладению китайским рынком сбыта обеспокоили также Великобританию. Поэтому, несмотря на то, что английские и японские политические интересы в Азии, в основном, сходятся, не исключена возможность соглашения между Великобританией и Соединенными штатами, имеющего целью воспрепятствовать стремлению «страны восходящего солнца» к гегемонии на Дальнем Востоке и защитить принцип «открытых дверей» в Китае. Возможность такого соглашения вынуждает Японию вести осторожную и предусмотрительную тактику. Это нашло свое выражение в отставке военного министра ген. Араки, а также в том разъяснении, которое токийское правительство дало правительству Великобритании. По этим же мотивам Япония ищет сближения с Нанкином и пытается создать в Азии общий антикоммунистический фронт. Все это вместе взятое показывает, что и Япония до некоторой степени оттягивает вооруженное столкновение с Советской Россией, хотя оно представляется неизбежным.

Не следует скрывать, что 1935 г. явится и на Дальнем Востоке началом опасного периода в мировом политическом кризисе. В этом году истекает срок, после которого выход Японии из Лиги наций вступает в силу, вследствие чего Япония получает гораздо большую свободу действий. Она, вероятно, не откажется от полученного ею от Лиги наций мандата на Каролинские и Маршальские острова, которые она укрепила, расширив, таким образом, свои морские базы на Тихом океане. Это в значительной степени углубит напряжение политической ситуации на Дальнем Востоке. К этому времени соберется Международная морская конференция, которая может еще больше обострить и так уже весьма натянутые отношения между [59] государствами, соперничающими на Дальнем Востоке, в особенности, если токийское правительство воспользуется тем, что в 1936 г. кончается срок морской конвенции, и потребует равноправия в области морских вооружений. Ввиду приближения срока объявления независимости Филиппин, американская морская база на этих островах будет, возможно, ликвидирована. На практике это равносильно ограничению азиатских морских эскадр США и укреплению японской позиции в западной части Тихого океана. Это, в свою очередь, даст возможность «стране восходящего солнца» действовать более решительно на Дальнем Востоке.


[1] Ген.  А р а к и,  Задачи Японии в эпоху Сиова, 1933 г.

[2] Ген.  Х а т а,  Оборона Японии; статья была напечатана в «Пшеглонд войсковы», Варшава, 1933, № 35.

[3] В настоящее время этот договор уже аннулирован известной декларацией японского военного министра от 19 апреля 1934 г.

[4] Пропускная способность железнодорожной линии Париж - Страсбург в случае мобилизации может дойти до 92-120 поездов в сутки.

[5] Эта экспансия должна была бы сопровождаться попыткой создания новой доктрины Монроэ и применением ее Японией и Северо-восточной Азии.


<< Назад | Содержание | Вперед >>