1. Единство государства, нации и армии как основа военной мощи Третьей империи. - 2. Рейхсвер и Шуцполицей. - 3. Нация под ружьем. - 4. Германская промышленность как потенциал военной мощи Германии. - 5. Авиация. - 6. Противовоздушная оборона страны. - 7. Морской флот. - Выводы.



1. Оформление германского единства происходило в послевоенное время, как это уже было отмечено, под знаком протеста против Версальского договора и стремления к возвращению отнятого этим договором. В настоящее время лишь очень немногие немцы не питают в глубине души убеждения, что германский народ не ответствен за войну 1914-1918 гг., или не верят, что навязанные в 1919 г. границы Германии «горят и истекают кровью», связывая нестерпимым образом творческую энергию нации. Послевоенные условия полностью оправдывают в глазах немцев принципы Фридриха II, Бисмарка, Клаузевица, Людендорфа и Фрича, которые прославляют войну как единственный действительный рьгчаг национальной мощи. Эта нация сильнее, чем когда бы то ни было, верит, что в настоящее время война даст ей возможность восстановить новую великую Германию. Быть может, она даже согласна с [27] формулой проф. Банзе, по которому «от нашей теперешней нищеты к нашему будущему счастью ведет лишь война», которая в Третьей империи возведена в национальную идею. Моральнее, вооружение нации привело там уже к столь значительным результатам, что если бы даже настоящее германское единство оказалось в некоторых отношениях фикцией, все же в случае новой войны Германия продемонстрирует свое единодушие с неменьшей силой, чем в 1914 г.

Заявление Годфрида Бема (январь 1934 г.), опубликованное в «Берлинер берзенцейтунг», в общем правильно характеризует то состояние умов, которое преобладает в Третьей империи:

«В настоящее время мы стоим на пороге эпохи великих боев. Мы уже находимся в периоде полного истребления; тогда молнии соединятся с морем, а огонь с водой; с той же неестественной силой последние поколения белой расы бросятся друг на друга. Остается сделать лишь одно: воспитать умы, и притом великие умы, которые сумели бы успешно защищать Германию. Жестокие умы и сокрушительные челюсти. Преступником является тот, кто мечтает о новом человечестве и кто охватывает будущее богатой фантазией, вместо того, чтобы ковать его, потому что новый человек должен будет бороться... В Европе уже никогда не будет мира...»

Мотивы, которыми руководствовался Гитлер, создавая единство германской нации, также не оставляют никаких сомнений, если объяснить их теми принципами, которые он постоянно провозглашает:

«Если бы германская нация в течение своего исторического развития обладала единством такой взрывчатой силы, которой пользовались другие народы, то германская империя сегодня, безусловно, господствовала бы на всем земном шаре. История не может решить вопроса, была ли бы таким путем достигнута цель, которой пытаются достигнуть многие слепые пацифисты, плача и стеная, а именно - мир, осуществленный не с помощью пальм, которыми пользуются, рыдая, плаксивые пацифисты, [28] но созданный победным мечом властвующей нации, которая завоевала бы мир во имя интересов высшей культуры»[1].

Эти принципиальные заявления имели бы сами по себе ограниченное значение, и во всяком случае мы не приписывали бы им особого веса, если бы эти откровения были абстрактны и не подтверждались столь характерным образом слишком многочисленными фактами. Конечно, сам Гитлер и многие германские государственные деятели неоднократно уверяют о своих мирных намерениях; некоторые договоры, заключенные с соседними странами, якобы подтверждают их добрые намерения в этом направлении. Следует ли, однако, из этого, что при данном положении Германии руководители Третьей империи пожелают осуществить свои империалистические планы расового, политического и даже экономического характера мирными средствами и не станут провоцировать новую войну? Подобная формулировка проблемы делает ее неразрешимой. Между тем вполне естественно, что Третья империя охотно согласится выполнить свою знаменитую программу экспансии без расходов и тем более без кровопролития; поэтому она стремится достигнуть своих целей политическим путем. Это, однако, вовсе не значит, что в случае надобности она откажется от применения насилия. А так как планы современной Германии не укладываются в рамки филантропических предприятий, соседи же Третьей империи не собираются капитулировать перед ее агрессивными тенденциями, то Германия наряду с политической деятельностью методически подготавливает ту силу, которая в будущем станет орудием ее стремления к могуществу.

Единственным новшеством в этой области является факт, что в настоящий момент уже не существует той двойственной Германии, в которую верили или, по крайней мере, хотели верить еще до недавнего времени многие западные политики. Германия является единой и монолитной страной. В конце концов, это изменение нисколько не нарушает [29] последовательности германской послевоенной политики, а лишь ускоряет темп осуществления ее основных замыслов.

При таком положении вещей даже самый доверчивый наблюдатель международной жизни за последнее десятилетие не может допустить мысли, что военные ограничения Версальского договора смогут сковать стремление Германии к реваншу на протяжении нескольких десятков лет, что, собственно говоря, и было целью этого договора. Впрочем, в настоящее время от этого пункта ничего не осталось. Кроме того, внутренняя консолидация Третьей империи возводит гораздо более прочные основы для будущей военной мощи, чем это смогла сделать кайзеровская Германия.

Таким образом, консолидация почти 70-миллионной германской нации, занимающей столь важную стратегическую позицию в центре Европы, происходит почти на наших глазах молниеносными темпами. Уже Веймарская конституция (11 августа 1919 г.) была решительным сдвигом в сторону объединения Германии. Вместо 26 союзных государств[2], входивших в состав германской империи, провозглашенной Бисмарком в 1871 г. в Версале, Веймарская конституция разделила Германию на 17 «областей». Кроме того, военные дела, финансы, почта и железные дороги были изъяты из ведения союзных областей, что имело особенно важное значение с точки зрения обороны государства.

Победа коалиции в 1918 г. навязала Германии демократический строй. Однако, факт свержения всех королевских и княжеских престолов в Германии подвел базу под полное ее объединение. Это объединение, начало которому было положено декретом национал-социалистов от 7 апреля 1933 г., стало фактом после утверждения закона 30 января 1934 г.[3]. [30]

Веймарская конституция - и прежде всего закон об обороне государства от 23 марта 1921 г. - консолидировала также германские вооруженные силы, вводя, между прочим, поправку в организацию ее высшего командования.

До мировой войны германский кайзер, несмотря на широкие права, присвоенные ему конституцией 1871 г. в военных вопросах, в мирное время не стоял во главе германской армии. Кроме того, в отношении баварской армии он не имел основных правомочий. Вопросы личного состава армии и военно-судебная власть так же, как и приведение к присяге, входили в компетенцию суверенных королей и князей отдельных союзных государств.

Наряду с Большим генеральным штабом Пруссии существовал баварский генеральный штаб, а наряду с прусской армией существовали отдельные армии: баварская, вюртембергская и саксонская.

Наряду с прусским военным министерством действовали аналогичные министерства других государств.

Несмотря на то, чго объявление мобилизации во всей империи в принципе входило в компетенцию кайзера, баварский король назначал первый день мобилизации подчиненных ему войск.

Эта сложная организация была причиной известной громоздкости и сравнительно слабой согласованности действий германской главной квартиры в 1914 г.

В настоящее время, в согласии с § 79 Веймарской конституции, президенту присвоены функции верховного [31] главнокомандующего всеми германскими вооруженными силами. (В § 8 закона 1921 г. об обороне государства это еще резче подчеркнуто. Согласно этому параграфу, президент является верховным главнокомандующим (Oberster Befehlshaber). Министр рейхсвера выполняет эти обязанности лишь по полномочию президента и в качестве его заместителя (Kraft-Delegation an Stelle des Reichspresidentes). Фактическое же командование армией и флотом находится в руках командующего сухопутной армией (Chef der Heeresleitung) и командующего морским флотом (Chef der Marineleitung). Они подчиняются министру рейхсвера, являясь, однако, непосредственными начальниками всех сухопутных и морских сил. Во время войны они могут автоматически осуществлять главное командование вооруженными силами государства. Все это вместе взятое дает нам картину четкой организации, имеющей ясную и определенную компетенцию.

Военные правомочия президента послевоенной Германии всегда распространялись на все области. Попытки ограничения этих правомочий со стороны баварского законодательства никогда не имели существенного значения. Законодательство же Третьей империи окончательно ликвидировало те незначительные остатки сепаратизма и местного суверенитета, представительницей которых до 1933 г. была расположенная в Баварии дивизия рейхсвера.

Одновременно с этим в послевоенной Германии был реорганизован и создан единый генеральный штаб. Он существует, несмотря на определенные указания Версальского договора, под видом так называемого Truppenamt при министерстве рейхсвера. Подготовка офицеров генерального штаба так же, как и формирование с их помощью отдельного офицерского корпуса, в послевоенной Германии никогда не прекращались[4]. [32]

 

* * *

2. Провозглашаемое Германией равенство в правах имеет в настоящее время лишь формально юридическое значение в вопросе о вооружениях. Оно имеет целью, в первую очередь, узаконить фактически существующий порядок вещей. [33]

Действительно, с момента ухода Германии из Женевы военные пункты договора превратились в мертвую букву в полном смысле этого слова. Численный состав германской сухопутной армии уже в конце 1933 т. доходил до 180 000 [34] чел. (вместо 100 000), что нашло свое выражение в создании новых рот, эскадронов и батарей, а также в численном увеличении прежних тактических единиц. С апреля 1934 г. численность армии превысила 200 000 чел., что привело в текущем году к увеличению расходов на содержание германской сухопутной армии на 26% по сравнению с прошлым бюджетным годом.

В 1935 г. Третья империя будет располагать 300-тысячной отличной постоянной армией[5]. Указанные в таблицах цифры, по которым в 1919 г. было точно установлено количество и качество вооружения рейхсвера, на самом деле были вдвое больше, не считая секретных складов армии и складов «Гренцшуца» (пограничной охраны). Несмотря на определенные указания Версальского договора, в каждом пехотном батальоне было введено противотанковое отделение. Каждый пехотный полк получил роту легких минометов (М. IV. 18). Каждый эскадрон уже имеет 9 легких пулеметов (М. G. 13). В каждом кавалерийском полку один эскадрон превращен в «тяжелый эскадрон». В его состав входит отделение станковых пулеметов, отделение минометов, отделение противотанковых орудий и отделение связи. Кавалерийские дивизии снабжены бронеавтомобилями. Артиллерия модернизирована и реорганизована, создан целый ряд новых батарей. Зенитная артиллерия, вооруженная частично старой материальной частью, частично орудиями нового типа, находится в стадии полной реорганизации.

Германская профессиональная армия является первоклассной армией. Она располагает прекрасным офицерским и унтерофицерским составом, а также солдатами, отбор которых, производимый на основе особых инструкций командования, дает самые лучшие результаты вследствие большого наплыва желающих поступить в армию. Безусловно, оплаченный офицерский состав рейхсвера имеет профессиональную подготовку, вполне соответствующую задачам и потребностям современной войны.

Сведения обо всех этих изменениях, введенных явочным порядком в организацию вооруженных сил Германии, лишь [35] частично просачиваются за границу. Поэтому необходимо считаться с тем фактом, что действительная сила и приспособленный к современным условиям характер сегодняшней германской армии проявятся во всей своей полноте лишь в момент вспышки новой войны.

«Ш у п о». Как известно, в Германии наряду с профессиональной армией существуют вспомогательные военные кадры в виде «государственной полиции», так называемой «Шупо» (Шуцполицей). Численность находящихся в казармах хорошо вооруженных и обученных частей «Шупо» составляет около 100 000. После прихода Гитлера к власти организация государственной полиции стала сходной с организацией рейхсвера; одновременно с этим было создано вместо двух семь высших штабов «Шупо» («полицейских инспекторатов»). Два таких штаба, явно запрещенных Версальским договором, находятся в демилитаризованной зоне на западной границе (Дюссельдорф и Франкфурт-на-Майне). Это противоречит также Рейнскому пакту, принятому Германией в Локарно в 1925 г. Создание же вдоль всей французской границы выевших полицейских соединений, что находится в противоречии с обоими договорами, вполне определяет ту роль, которую германская государственная полиция (в демилитаризованной зоне - областная полиция, «Landes Polizei») сыграет во время войны в период прикрытия[6].


* * *

3. Одной из наиболее слабых сторон германской военной системы до недавнего времени было отсутствие достаточно многочисленных и хорошо обученных резервов. Этим можно частично объяснить германскую теорию будущей войны времен ген. Секта-теорию, которая предусматривала быстрое окончание войны с помощью немногочисленной, но отборной армии. В случае возникновения конфликта эта армия должна была предпринять стремительное наступление с целью молниеносного разгрома противника. [36] Однако, германское военное искусство всегда охотно прибегало к мощным человеческим массам, что убедительно подтверждают войны 1870 и 1914 гг. Поэтому правительство Третьей империи частично отступило от тех принципов, которые провозглашались лишь поневоле, и решительно приступило к реализации формулы Вильгельма I, по которой «прусская армия и в будущем будет вооруженным прусским народом». Обучая массы военному делу, Германия сможет в будущем базировать, главным образом, на эти массы усовершенствованную Третьей империей теорию войны, стремящуюся к сокрушительному и молниеносному разгрому противника.

После «приведения в порядок» возрастных контингентов, принимавших участие в мировой войне, численность которых равняется 1 500 000 чел.[7]; после перехода в ведение государства спортивных союзов, не произнесших ни единого слова протеста против этого; после введения обязательной для всей молодежи вневойсковой подготовки - Третья империя приступила к организации территориальной армии. В ее состав входили отборные охранные отряды S. S. (Schutzstaffel), насчитывавшие около 120 000 солдат, стажировавшихся в рядах регулярной армии, и еще более многочисленные части S. A. (Sturmabteilungen - штурмовые отряды), в ряды которых были включены младшие призывные возрасты «Стального шлема». Численность их в случае мобилизации начальник штаба коричневой армии кап. Рем определял к началу 1934 г. в 2 500 000 чел.[8].

До момента провозглашения Третьей империи военная организация страны была приноровлена к организации рейхсвера. Мобилизационные районы совпадали с дивизионными участками. Руководство мобилизацией в военном округе (Wehrkreis) целиком находилось в руках командира дивизии. [37]

Каждая мобилизация заключается в официальном призыве запасных, обязанных немедленно явиться. В Германии мобилизация ограничивалась до недавнего времени призывом добровольцев из рядов военизированных организаций, отдающих себя в распоряжение главного командования. Состояние этих организаций до объединения, проведенного Ремом, было хаотично.

Точно так же, ввиду отсутствия соответствующего закона, вопрос о всеобщей и обязательной реквизиции животных и некоторых материалов считался в Германии почти неосуществимым. Формально правительство было ограничено в праве производить индивидуальные закупки, количество которых значительно увеличивается во время войны. Эти ограничения, навязанные Германии Версальским договором, хотя и облегчали ей сохранение в тайне подготовительных работ в этой области, однако, замедляли темпы германской мобилизации, серьезно ограничивая ее окончательные результаты.

С момента прихода к власти Гитлера эта система была коренным образом изменена. Имеется много данных, указывающих на то, что гитлеровские формирования несут вспомогательные функции во всеобщей мобилизации нации. Можно констатировать, что территориальная организация коричневой армии целиком согласована с организацией рейхсвера. Высшие соединения этих формирований - так называемые «Obergruppen» - в числе семи расположены внутри страны и соответствуют семи военным округам, причем пятая и шестая группы охватывают также и демилитаризованные зоны на западной границе государства. Восьмая же группа, созданная в предвидении «аншлюса», охватывает гитлеровские организации в Австрии.

В состав группы высшего разряда, соответствующей армейскому корпусу, обычно входят три группы, из которых каждая имеет собственный мобилизационный район[9]. Весьма характерно и важно для нашей гипотезы, что полки («Standarten») S. А. имеют нумерацию полков прежней германской армии, а также полков, созданных во время [38] мировой войны. Благодаря этой организации, Третья империя имеет наряду с регулярными дивизиями 21 полную коричневую дивизию и, кроме того, 3 австрийских дивизии того же типа в кадровом составе. Командование корпусов этой второй армии («Obergruppen») находится в местах расположения командования регулярных дивизий (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Мюнстер, Штутгарт, Штеттин, Кенигсберг).

Некоторого рода унификация частей коричневой армии с рейхсвером в отношении обмундирования, обучения и вооружения при сохранении, по понятным соображениям, их организационной структуры, отвечающей политическим целям, подходила в 1934 г. к концу. Тесное же взаимодействие этих двух армий обеспечивает рейхсверу ту мобилизационную готовность, которая необходима в условиях современной войны.

Все эти составные элементы германских вооруженных сил таковы, что в будущем потребуется немного усилий и еще меньше времени, чтобы связать их в органическое целое и создать одно из лучших на старом континенте орудий войны.

Трудно признать, что организация коричневой армии, официально невоенная, предназначена исключительно для нужд внутренней политики, особенно если отметить, что ей сопутствует чрезвычайно интенсивное на протяжении ряда лет строительство сети шоссейных и железных дорог, экономическое значение которых весьма относительно, а стратегический характер сразу бросается в глаза.

Согласно программе, принятой правительством Третьей империи в 1933 г., в ближайшее время в Германии будут построены две мощные автострады, которые пересекут страну с севера на юг: одна из них пройдет из Любека через Гамбург, Ганновер, Франкфурт-на-Майне, Карлсруэ до Базеля; вторая - из Тильзита через Кенигсберг, Данциг, Штеттин, Берлин, Лейпциг, Нюренберг, Мюнхен к южной границе.

Эти автострады будут связаны с четырьмя поперечными, а именно: Гамбург - Берлин; Ганновер - Берлин; Франкфурт-на-Майне - Лейпциг и Карлсруэ - Мюнхен, а также дополнены автострадами, идущими перпендикулярно [39] западному и восточному фронтам. Эта сеть сыграет в будущей войне громадную роль. Если бы даже эти новые дорога, протяжением в 12 000 км, не имели исключительно стратегической цели, все равно они свяжут центр государства и его важнейшие промышленно-административные пункты с границами государства и увеличат во много раз маневренную способность германской армии[10].

В ближайший период германская мобилизация использует также школьную молодежь в так называемых трудовых лагерях[11]. Если правительство Третьей империи введет обязательную 6-месячную военную службу, что можно считать вполне достаточным ввиду наличия многочисленных в Германии курсов усовершенствования, то это мероприятие сможет обеспечить в недалеком будущем подготовку около 400 000 новобранцев в год[12].

Уже теперь (в 1934 г.) Германия может мобилизовать 600-тысячную, втрое превышающую рейхсвер, (отборную действующую армию, а применив тот же метод к территориальным войскам - свыше 21 дивизии 2-й очереди. Эти дивизии вместе с формированиями пограничной охраны и совместно с военной полицией смогут выполнять роль армии прикрытия уже с первого дня войны. [40]

Таким образом, Третья империя уже в настоящий момент может выставить значительную и способную к наступательным действиям вооруженную силу большого масштаба. Существующие в Германии столь многочисленные специальные организации (Motorstaffel, Motorsturm, Fliegelsturm, Reitersturm и др.), а также так называемая Technische Nothilfe обеспечили бы эту армию необходимыми техническими формированиями.

Руководство рейхсвера располагало в начале 1934 г. современным вооружением для этих военных организаций, кроме тяжелой артиллерии, танков и бронемашин. Однако, с этого момента вся военная промышленность работает в две смены (свыше 50 заводов). Орудия - даже наиболее тяжелого калибра - и боеприпасы к ним в настоящее время производятся на месте. Производство тяжелых орудий сосредоточено в Эссене, Аугсбурге и Дюссельдорфе. Танки производятся в Эйзенахе и Лейпциге. Производство боеприпасов сконцентрировано на крупповских заводах.

В 1934 г. германское правительство выделило 80 млн. марок на создание материальных запасов для снабжения армий, увеличив тем самым расходы на ту же цель на 192%. Если прибавить к этой сумме по крайней мере 50 млн. марок из графы, включающей содержание оружия, то получим фантастическую цифру в 135,7 млн. марок. Таким образом, мы можем утверждать без всякого преувеличения, что недостатки германской материальной мобилизации будут ликвидированы в ближайшее время, а так как старое вооружение Германии уничтожено, то в случае войны Германия будет обладать лишь новым современным вооружением.

Размер военного бюджета послевоенной Германии внушал на протяжении ряда лет серьезные опасения. За 10-летие (1923-1933 гг.) он колебался вокруг цифры 700 млн. марок и в 1933/34 г. составил 666 млн. марок. Громадные суммы, которые германская нация приносит в жертву своей армии, ясно выражают стремление Германии к реваншу. В 1934 г. германское правительство официально увеличило военные расходы на 33%, доведя их до суммы 894,3 млн. марок. Принимая во внимание 250 млн. марок, предусмотренные [41] на содержание коричневой армии и трудовых лагерей, и 210 млн. марок, предназначенные на развитие авиации, а также суммы, включенные в бюджет министерства внутренних дел и предназначенные на содержание государственной полиции (190 млн.), «техническую помощь» и т. п., и, наконец, расходы по генеральному дорожному инспекторату, получим колоссальную сумму в 1 600 млн. марок, прямо или косвенно предназначенную на организацию вооруженных сил государства. Эта цифра столь велика, что вызывает в последнее время всеобщие и далеко идущие подозрения.

 

* * *

4. Чрезвычайно трудно определить как в качественном, так и в количественном отношении те материальные запасы, которые могут быть накоплены в германских мобилизационных складах. Германское правительство составляет свой государственный бюджет, не считаясь ни с общественным мнением, ни с парламентом. Поэтому Германии гораздо легче сохранить тайну новых вооружений. Несмотря на это, имеется много серьезных признаков, указывающих на неуклонное развитие военного производства в Германии. Не следует забывать, что еще междусоюзническая контрольная комиссия сигнализировала в свое время о возможности для Германии в течение 12 месяцев достигнуть довоенного уровня промышленной продукции.

В послевоенное время в Германии были использованы все способы и средства, чтобы приспособить целиком гражданскую промышленность к выполнению тех заданий, которые ожидают ее в случае войны. Все министры рейхсвера заботились об этом. Один из министров, Геслер, удержался при 8 правительствах, обеспечив тем самым ген. Секту непрерывность его работы. Эти функции входили в обязанность специального учреждения, так называемого Waffenamt (Управление оружия), включенного в состав военного министерства. В том же духе работали и работают центральные технические комиссии, состоящие из лучших специалистов. Они облечены большими полномочиями и непрерывно стремятся настолько улучшить работу промышленности, [42] чтобы можно было проводить ее мобилизацию автоматически и без опозданий.

С другой стороны, Германия с момента окончания мировой войны неуклонно стремится стать независимой от внешних рынков в отношении сырья, необходимого для военной промышленности, что тоже заслуживает серьезного внимания. Она достигла почти полной независимости в области сырья для химической промышленности, за исключением мышьяка и иода. Она испытывает недостаток в никеле, марганцевом железе, цинке, свинце и коже. Поэтому с начала 1933 г. Германия начала их ввозить в невероятных количествах. К концу августа 1933 г., т. е. в течение 8 месяцев, Германия импортировала на 70% больше железа, чем за весь 1932 г. В течение первых 8 месяцев своего существования правительство Третьей империи купило в других странах почти столько же железа, сколько было ввезено в Германию в течение 1931 и 1932 гг. Импорт никеля увеличился за последнее время на 94%.

Германская промышленность больше не испытывает зависимости от заграницы в отношении серы и серной кислоты, соды, соляной кислоты и камфары. В Германии производится из местных глин путем электролиза алюминий. Синтетический бензин и смазочные вещества, добываемые из бурого угля, обеспечивают Германии независимость в той области, в которой центральные государства ощущали большой недостаток во время мировой войны. В области производства синтетического азота Германия достигла небывалых успехов, причем добилась полной независимости от Чили. Азот, который во время войны будет одной из главных составных частей в производстве боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, и в настоящее время занимает в германском экспорте первое место. Более того, германская азотная промышленность занимает сейчас первое место в мире, так как ее продукция достигает почти 50% мировой продукции. По производству целлюлозы, возросшему на 330%, Германия занимает второе место. Химическая промышленность Германии, охватывающая свыше полмиллиона рабочих, является наиболее сильной в Европе.

Самым мощным в Германии и во всем мире является химический концерн «Interessen Gesellschaft der Deutschen [43] Farben-Industrie A. G.» с номинальным основным капиталом в 1 200 000 000 марок, фактически вдвое большей ценности. Он объединяет сотни крупнейших заводов и рудников, работающих с полной нагрузкой. Если завод, пригодный для производства отравляющих или взрывчатых веществ, обанкротится, правительство оказывает ему материальную поддержку.

Германская химическая промышленность занимала издавна первое место в мире. Особое развитие она получила в 1914-1918 гг.

Версальский договор не разрушил германской химической промышленности; в руках правителей Третьей империи она может стать мощным орудием войны. Не следует забывать, что современная Германия рассматривает химическую войну как «германскую войну». Имеются вполне обоснованные указания на то, что германские сельскохозяйственные технические лаборатории, а также научные институты в Берлине, Марбурге, Саксонии и Гамбурге серьезно работают над вопросами новых ОВ и возбудителей болезней в целях достижения мобилизационной готовности также и в области бактериологической войны[13].

 

* * *

5. В 1918 г. в Германии действовало 35 авиазаводов, которые в течение войны произвели свыше 50 000 самолетов, и 25 заводов, на которых в то же время было собрано около 48 000 моторов. В настоящее время в Германии действует 11 авиазаводов и 7 заводов, производящих моторы. Все крупные авиационные фирмы Германии - как Юнкерс, Дорнье, Рорбах, Хейнкель и Арадо - до недавнего времени имели заграничные филиалы, созданные, прежде всего, для военных целей. Они частично существуют и до сих пор.

Подобная организация авиационной промышленности дала Германии возможность сохранить непрерывность работы по усовершенствованию и развитию военной авиации, несмотря [44] на существующие ограничения и междусоюзнический контроль. С 1926 г. Германия фактически отказалась от ограничений в этой области. В настоящее время мы являемся свидетелями того необыкновенного факта, что нация, лишенная права иметь собственную военную авиацию, обладает наиболее современными и лучшими типами военных самолетов и снабжает своими образцами, - если не в виде готовых самолетов, то в виде лицензий, - большинство государств, как то: Японию, Турцию, Швейцарию, Данию, Голландию, Италию и даже Англию и Америку.

Таким образом, трудно предполагать, что Германии не хватит самолетов, когда начнется война, тем более, что мощная, хотя и живущая выше своих средств, германская авиационная промышленность может существовать лишь благодаря получаемым субсидиям. Вследствие этого германское правительство имеет полную возможность продиктовать гражданской авиационной промышленности свои требования. Поэтому необходимо считаться с тем фактом, что германские тортовые и гражданские самолеты требуют лишь небольших и заранее предусмотренных изменений, чтобы превратиться в военные. Благодаря этому методу Германия уже в первом квартале 1934 г. могла в случае войны располагать воздушным флотом, состоящим приблизительно из 800 средних и тяжелых бомбардировщиков, а также 600 самолетов, пригодных для второстепенных задач, связанных с наблюдением, разведкой и воздушным боем.

Однако, в настоящее время, когда развитие науки и техники имеет решающее значение для обороны государства, сила боевой авиации будет определяться не только ее количеством, но также и качеством. Германская послевоенная авиация стремится достигнуть наилучшего качества; она добилась ряда мировых рекордов, особенно в области конструкции мощных металлических самолетов (дуралюминий). В этой области Германия занимает первое место.

В будущей войне самолеты-гиганты - как Суперваль, G. 31, Роланд, Ромар, а также транспортные самолеты К-45 (он же G-38), Юнкерс-52, составят мощную боевую авиацию; их пригодность для военных целей увеличивается тем [45] обстоятельством, что они могут быть использованы в одинаковой мере как днем, так и ночью.

Можно было бы предположить, что современная Германия не имеет истребителей вследствие их относительно малой пригодности для гражданских целей. На самом деле это вовсе не так. Германия располагает одним из лучших типов двухместных истребителей, которым является Юнкерс К. 47, скрытый в гражданской авиации под № А. 48. В то же время завод Хейнкель располагает прототипами одноместных истребителей, как Н. D. 43 и Н. Е. 70, скорость которых доходит до 360 км в час[14].

Ни для кого не тайна, что план развития военной авиации, составленный министром Герингом, генеральным комиссаром германской авиации, предусматривает на 1934 г. мощные сдвиги в этой области. В бюджете этого года он располагает суммой в 210 млн. марок (по сравнению с 1933 г. увеличенной на 131,8 млн. марок, т. е. на 168,3%), что дает полную возможность осуществить ту программу, которая заключается в реализации столь популярного в Третьей империи лозунга: «...будущее Германии в воздухе».


* * *

6. Противовоздушная оборона Германии после реорганизации, произведенной Герингом, сделала безусловно значительный шаг вперед. Недавно созданный «Рейхслюфтшуцбунд», заменивший собой все до сих пор существовавшие «лиги противовоздушной обороны», централизовал и привел в порядок всю подготовку к этой обороне, которая ведется под руководством и непосредственным контролем правительства. Многочисленные и организованные в таком масштабе, который не встречается в других странах, противовоздушные маневры, происходившие во всей Германии в ноябре 1932 г. и в 1933 г., доказали действительную пригодность этой организации. Она располагает образцовой сетью разведки и тревоги во всей стране (включая так называмые Flugwache, Flugwach-Kommando и Wachwarnzentrale), организованною [46] рейхсвером. Наблюдательные посты и посты противовоздушной обороны получают в настоящее время образцовые звукоулавливатели, аппараты зрительного наблюдения и прожекторы, которые производятся в массовом количестве на заводах Цейсса. ПВО опирается на отличную сеть связи, которая в последнее время была значительно усовершенствована. Важнейшие телефонные станции, а также посты тревоги помещаются в бетонированных убежищах, предохраняющих от воздушных и химических нападений.

Организация пассивной обороны тоже сделала в Германии значительный шаг вперед. В Берлине, Потсдаме, Штутгарте, Бреславле, Кельне, Дрездене, Лейпциге, Карлсруэ, Мангейме и Варнемюнде построены коллективные убежища. В подготовке ПВО принимает активное участие почти все население под руководством правительства, вследствие чего Германия выходит на одно из первых мест в этой области.

 

* * *

7. Германский военный морской флот содержался по нормам, предусмотренным Версальским договором, в составе:

6 линкоров типа «Шлезвиг-Голштейн» (12 000 т), построенных в 1902-1908 гг. и переделанных в 1919-1926 гг.;

5 современных крейсеров типа «Лейпциг» и «Эмден» (6.000 т), построенных в 1925-1929 гг.[15].

12 восьмисоттонных торпедоносцев типа «Ильтис-Альбатрос», построенных в 1926-1928 гг.[16].

Кроме того, германский морской военный флот располагает значительным количеством кораблей с малым тоннажем, - тральщиков, учебных, артиллерийских, измерительных, - а также линкоров старого типа, дополнительно [47] признанных конференцией послов. В течение ближайших нескольких лет Германия будет располагать 8 броненосцами новейшего типа, 8 крейсерами, 16 торпедоносцами до 800 т[17]. На 15 000 матросов, из которых только 10 000 можно рассматривать как боевую силу, германский военный флот имеет свыше 10 адмиралов и около 1 000 офицеров различных рангов. Он располагает персоналом, состоящим почти из 2 000 чиновников и около 1 500 зауряд-чиновников, а кроме того, свыше 10 000 постоянных рабочих.

Что значат эти ненормальные цифры, напоминающие аналогичный численный состав 1912 г.? Они определенно подтверждают явное стремление послевоенной Германии к сохранению сильных кадров, совершенно необходимых для проектируемой реставрации германского морского могущества. Эти намерения подчеркиваются ростом германского торгового флота, предшествующим, как и в 1900 г. (программа адм. Тирпица), развитию германского военного морского флота.

Навстречу этим тенденциям идет бюджет германского морского военного флота, который в 1934 г. составлял 236,2 млн. марок. Из этой суммы на строительство новых морских единиц предназначено 108 млн. марок, т. е. по сравнению с предыдущим годом на 81,4% больше.

 

* * *

Авторы Версальского договора, поставленные перед фактом столь быстрого довооружения Германии, противоречащего не только духу, но и букве обязательств, подписанных ими в Версале и затем в Локарно, могли автоматически применить к ней санкции, предусмотренные договором [48] 1919 г. Это привело бы к активной защите всеобщего мира, вполне обоснованной серьезностью момента. Однако, залогом быстрого и полного успеха действий подобного рода должна служить солидарность не только соседей Германии, но также стран-победительниц в 1918 г. Подобная солидарность придала бы действительную силу защите Версальского договора и, несомненно, привела бы к приостановлению вооружений Третьей империи и, таким образом, укрепила бы на значительное время мир в Европе.

Но великие западные державы не решились на выступление подобного рода. Наоборот, в Женеве вплоть до 1934 г. даже не допускалось дискуссии о довооружении Германии. Более того, меморандумы Англии и Италии по вопросу о разоружении наций, опубликованные в феврале 1934 г., включали косвенное одобрение уже произведенного и лихорадочно производимого правительством Третьей империи вооружения. Дальнейшее вооружение Германии такими же темпами неизбежно должно привести к взрыву новой войны.


[1] А.  Г и т л е р,  Моя борьба, немецкое издание 1933 г., стр. 437-438.

[2] В том числе 4 королевства, 7 великих княжеств, 12 княжеств и 3 вольных города. Это уже был значительный прогресс, так как во время Венского конгресса 1815 г. в состав германского государства входило 39 независимых государств.

[3] Приводим текст этого закона, имеющего историческое значение:

§ 1. Народное представительство отдельных областей отменяется.

§ 2. а) Суверенные права областей передаются государству, б) Областные правительства с этого момента подчиняются центральному правительству государства.

§ 3. Наместники (областные) подчиняются министру внутренних дел государства.

§ 4. Правительство государства имеет право вводить новую конституцию.

§ 5. Все необходимые для введения в жизнь этого закона распоряжения и декреты будут изданы министерством внутренних дел.

§ 6. Закон вводится в жизнь с момента его опубликования.

Во исполнение этого закона гражданство союзных областей было уже в Германии отменено.

[4] Первый тезис неопровержимо подтверждается приведенными таблицами. Из сравнения организации германского главного командования (в 1914 г. вытекает, что центральное бюро представлено в настоящий момент отделом Т2 (организация). Отделы оперативный и путей сообщения, а также фортификации, заменены отделом Т1 (операции и перевозки, фортификация, топография) (см. продолжение сноски).

Изучение «иностранных армий» входит в обязанности отдела ТЗ (статистика).

Отдел Т4 организует боевую подготовку войск.

Наконец, так как географическая служба и исторический отдел перешли в ведение министерства внутренних дел, при министерстве рейхсвера был создан и подчинен военному командованию отдел Лиги наций.

Truppenamt, являющийся главным штабом армии вместо прежнего оольшого штаба, находится под руководством ген.-майора, которому непосредственно приданы 3 офицера; он состоит из отделов:

I. Отдел Т1 (оперативный и топографический) в составе 14 офицеров.

Этот отдел состоит из 3 подотделов:

a) Heeresabteilung (войсковой подотдел), в его ведение входят следующие вопросы:

- руководство и использование войск;

- охрана границ, национальная оборона, укрепления;

- снабжение;

- проблемы военной политики;

- политическая информация.

б) Heeresvermessungsstelle (топографический подотдел), орган связи с географической службой бывшего Большего штаба, целиком перешедшей в ведение министерства внутренних дел.

в) Transportgruppe,(транспортный подотдел), созданная вместо ликвидированного бюро перевозок.

II. Отдел Т2 (организация) в составе 14 офицеров. В его ведении:

- бюджет;

- организация рейхсвера;

- законодательные и административные вопросы;

- штатный состав армии;

продвижение по службе, перемещения и отпуска личного состава.

III. Отдел ТЗ (иностранные армии) в составе 15 офицеров:

- Франция;

- Великобритания;

- Бельгия, Голландия, Швейцария;

- США, Китай, Япония;

- Россия;

- Польша и прибалтийские государства (см. оборот);

- Шифровальный подотдел (германский шифр и иностранные шифры).

IV. Отдел Т4 (боевая подготовка армии) в составе 12 офицеров.

V. Отдел VH (Vӧlkersbund Abteilung) - отдел Лит наций в составе 7 офицеров.

С уходом Германии с конференции по разоружению в Женеве отдел Лиги наций ликвидирован.

В согласии с требованиями Версальского договора была ликвидирована военная академия, готовившая офицеров генерального штаба. Тем не менее, главное командование производит отбор и обучение офицеров, готовя их к штабной службе. Отбор производится на основе конкурса, программа которого напоминает конкурсный экзамен в прежнюю военную академию; он происходит раз в год в каждом военном округе (Wehrkreis) вследствие чего ему присвоено название окружного экзамена W hrkreisprütung.

Темы экзаменационных работ одинаковы для всех округов; их присылает бюро войскового подотдела, являющееся органом командования армии и соответствующее Большому штабу довоенного времени.

Офицеры, сдавшие экзамен, готовятся к занятию должностей в генеральном штабе.

До 1928 г. их обучение производилось на местах в штабах дивизии или корпусов. Начиная с 1928 г., они обучаются один год в штабах, входящих в состав корпуса Восточной армии, второй год - в штабах корпуса Западной армии.

Обучение в штабах продолжается, повидимому, 2 года, с перерывом на стажировку в частях.

Во время занятий производится отбор учащихся, как это имело место и в прежней военной академии.

Лучшие ученики поступают в Heeresleitung в Берлине, где проходят общий курс обучения, напоминающий обязательный курс прежней военной академии.

Кроме того, существует еще категория довоенных офицеров, так называемых офицеров Большого генерального штаба или в просторечии Stäbler (генштабисты), но под замаскированным названием Führergehilfe (помощники командиров).

Германская пресса намекает на то, что правительство Третьей империи решило в ближайшее время официально возобновить существование военной академии. В военном бюджете на текущий год уже предусмотрены суммы, необходимые для организации и устройства этой академии (Военная академия уже организована. - Р е д.).

[5] Сикорский освещает состояние вооружений Германии по состоянию к середине 1934 г. и эти данные сейчас явно устарели. - Р е д.

[6] Высшие соединения областной полиции, вооруженной и обученной по-военному, находятся во всех более крупных городах Западной Германии, как то: Трир, Майнц, Кобленц, Кельн, Аахен, Дюссельдорф.

[7] В 1918 г. этот запас состоял из 21 возраста, от 1881 до 1901 г. Самым младшим из этих бывших солдат в 1935 г. исполняется 34 года. Таким образом, в настоящий момент Германия может рассчитывать на 7 возрастов участников мировой войны.

[8] Ср. речь Рема, произнесенную им 7 декабря 1933 г. в Берлине.

[9] Gruppe - дивизия. Intergrupps - бригада, Stanjarte - полк, Sturmbann - батальон, Sturm - рота.

[10] Вышеупомянутый бюджет предусматривал в 1933 г. сумму в 35,7 млн. марок, с поступлением ее в распоряжение созданного недавно генерального дорожного инспектората.

[11] Опубликование закона о всеобщей и обязательной трудовой повинности было отсрочено. Вместо этого был введен закон об обязательной 4-месячной трудовой повинности и 6-недельной дополнительной службе в учебных лагерях S. А. для молодежи мужского пола, оканчивающей школы. С одной стороны, это соответствует избытку добровольцев, желающих поступить в трудовые лагери, а с другой стороны - недостатку соответственно обученных инструкторских кадров, формирование которых проводится в настоящее время самым энергичным образом.

[12] Вся совокупность этой системы изложена в германском меморандуме, представленном министром Нейратом 29 августа 1933 г. французскому послу в Берлине. Эта программа включает в себя как численное увеличение рейхсвера до 300 000 чел., так и сокращение срока обязательной службы в его рядах до 6 лет, чего добивались ген. Сект, Гренер, Шлейхер, а, кроме того, как введение обязательной всеобщей краткосрочной военной службы, так и содержание территориальной милиционной армии.

[13] Если верить проф. Е. Банзе («Deutsche Wehrwissenschaft» 1933), бактериологическое оружие явится в будущем «оружием германской нации» как нации, якобы разоруженной и лишенной других действительных средств обороны.

[14] Все эти соображения автора базируются на устарелых данных. - Р е д.

[15] Еще до недавнего времени Германия не имела шестого крейсера этого типа и сохраняла вместо него 3 старых крейсера типа «Берлин», среднего качества.

[16] Германия отказалась от постройки остальных 12 торпедоносцев водоизмещением 200 т каждый, разрешенных ей Версальским договором, так как считает, что они не имеют большого значения для войны. Она заменила их торпедоносцами типа 1907-1918 гг., модернизировав их в течение последних лет, на что было получено согласие конференции послов.

[17] Новый германский крейсер «Эрзац Прейсен» позволяет нам ориентироваться в качестве германских крейсеров, так как является их прототипом. Этот корабль имеет водоизмещение 10 000 т, скорость 26 морских миль и мощное вооружение, состоящее из шести 28-см пушек, помещенных в двух бронированных башнях; восьми 15-см пушек; четырех зенитных 8-см пушек. Боевая ценность этого совершенно исключительного корабля заключается в сравнительно небольшом водоизмещении, необыкновенной скорости, мощном вооружении и большом радиусе действия (10 000 морских миль).


<< Назад | Содержание | Вперед >>