Эта книга является плодом размышлений, основанных на моем долголетнем практическом опыте и изучении теории.
Указывая в этой книге на угрозу взрыва новой войны, я стремился ослабить эту возможность. Этой же цели служит также критический, но опирающийся на объективную оценку фактов, анализ предпринятых до сих пор усилий, направленных к укреплению всеобщего мира.
С войной следует бороться, безусловно, всеми доступными нам средствами, так как она является несчастьем человечества. Однако, в политике лучшее часто бывает соперником хорошего. Действительные гарантии международной безопасности, исключение или, по крайней мере, серьезные ограничения, возможности нападения извне, а также объявление войны вне закона были бы в жизни наций громадным прогрессом. Но этого можно достигнуть лишь постепенно и со временем. Было бы безумием думать, что человеческая природа, складывавшаяся тысячелетиями, изменится коренным образом в течение нескольких десятилетий. Непременным условием этого желанного прогресса является и будет еще долгое время являться должным образом организованная сила, стоящая на страже закона. Кто разрушает эту силу, позволяя вместе с тем неуклонно расти тем факторам, которые открыто готовятся к реваншу, тот сознательно или несознательно разрушает основы всеобщего мира и готовит почву для торжества беззакония, опирающегося на грубое насилие.
Поиски политической формулы, разрешающей проблему международной безопасности, не являются задачей данного труда. Однако, внимательный читатель найдет в нем, кроме его общей тенденции, более подробный ответ на связанные с этой проблемой вопросы в тех местах, где они были учтены с военно-технической точки зрения. [7]
Здесь я хочу отметить лишь мимоходом, что умиротворение Европы, многие народы которой восстают против послевоенного порядка вещей, все еще зависит от перевеса сил, противостоящих этим тенденциям. Лишь при решительной, положительной и самостоятельной политике Франции можно также ослабить разлад, наметившийся уже несколько лет в работе над сплочением Европы, и уменьшить противоречия между прежними союзниками, ввиду поддержки некоторыми из них известного лозунга территориального пересмотра договоров. Лишь стоящая на высоте задач сильная, вооруженная Франция и крепость союзов, связывающих ее с другими государствами, в том числе, прежде всего, крепость польско-французского союза, в настоящих условиях являются действительным противовесом угрозе войны, возрастающей в Европе с каждым годом, в связи с лихорадочными вооружениями Третьей империи.
Таким образом, стоя на твердой почве существующих возможностей и вместе с тем целиком признавая ту великую цель, которая руководила до настоящего времени женевскими усилиями в стремлении к лучшему будущему, я хочу особенно подчеркнуть необходимость избрать другие пути, чем те, которыми до сих пор стремились осуществить столь благородные намерения. Я давно уже указывал на ошибочность избранных для этой цели средств, не избегая при этом щекотливых вопросов и тем. Теперь нетрудно констатировать, что, поддерживая женевские методы действия последних лет, мы достигли бы результатов, прямо противоположных запроектированным. Эти методы должны подвергнуться основательному пересмотру; к этому должны стремиться, в первую очередь, те нации, которым в будущем пришлось бы дорого заплатить за ошибки подобного рода.
Содержащиеся во второй части этой книги выводы по вопросу о характере будущей войны, которые я умышленно связал с основными проблемами современной национальной обороны, не являются плодом чистой фантазии. Они основаны на фактах и вытекающем из них предвидении на ближайшее будущее. Утопия, а также химера, являющаяся плодом разыгравшейся фантазии, и даже сравнительно реальный план, но рассчитанный на несколько десятилетий, не был бы полезен при организации обороны государства. Сила и польза армии заключаются [8] в ее постоянной и полной боевой готовности, а также в постоянном прогрессе, учитывающем замыслы, рассчитанные, несомненно, на будущее, но уже проверенные на практике.
Поэтому мы в данной книге обходим молчанием те военно-технические возможности, которые со временем могут создаться благодаря неслыханным завоеваниям современной физики. Разрушение атома, освобождающее его громадную внутреннюю энергию, наводит на мысль найти здесь новые и неисчерпаемые источники движущей силы. Однако, этот вопрос находится еще в стадии разработки, и в ближайшем будущем не предвидится способов использования для военных целей этой мало известной и непокоренной до сих пор силы.
Вопрос механического управления на расстоянии торпедами, танками, самолетами и т. д. значительно продвинут вперед. Несмотря на это, в настоящее время механическое управление возможно лишь на небольшом расстоянии и требует лабораторной точности, что пока исключает возможности практического применения этих идей в значительных масштабах, могущих быть принятыми во внимание. Получение точной и длительной синхронности движения в передаточных и приемных станциях, а также ограждение электромагнитных волн от действия противника, является проблемой, до сих пор не разрешенной.
К области ненаучной фантазии следует отнести возможность будто бы останавливать движения самолетов с помощью лучей, действующих на электрическое воспламенение. Точно так же плодом фантазии является идея использования для военных целей силы космических лучей, происхождение, свойство и признаки которых почти совершенно неизвестны. Эти и им подобные идеи, даже если они содержат некоторую ничтожную долю истины для далекого будущего, не могут быть сегодня предметом серьезного обсуждения и тем более служить основой организационных работ в области обороны страны.
Несмотря на эти оговорки, некоторые из приведенных здесь взглядов, безусловно, выходят из рамок современной эпохи. Однако, только таким образом можно дать должное направление военно-техническим изысканиям и успешно использовать полученные этим путем изобретения. Проявленное при этом чувство практицизма и реализма, не имеющее, однако, ничего общего с закостенелой рутиной, имеет гораздо большее значение, чем порывистое воображение. [9]
Основы военного искусства остались непоколебленными и после мировой войны. Однако, в области существующих стратегических и тактических взглядов в последние годы происходит переворот по целому ряду принципиальных вопросов. Тем не менее, новые формы будущей войны не всегда могут быть осуществлены современными армиями и с помощью имеющихся в их распоряжении материальных средств.
Иногда вся совокупность современной системы национальной обороны зависит от дальнейшего прогресса техники и предназначенных для этой цели финансовых средств.
Бюджетные соображения почти всегда заставляют нас сохранять в армии устарелое, т. е. далеко не совершенное, вооружение, ограничивая модернизацию армии весьма узкими рамками.
От этого страдает подготовка армии, соответствующая характеру будущей войны. Однако, - это зло, которого трудно избежать. Чтобы свести его до минимума, надо подготовить военное производство и развернуть его в массовом масштабе в период обострения политической обстановки и вместе с тем так руководить подготовкой частей, чтобы они смогли быстро овладеть полученным ими в этот период новым вооружением и столь же быстрыми темпами уовоить новейшие тактические методы. Эта проблема имеет особое значение для более слабых в экономическом отношении наций. Богатые и располагающие мощной промышленностью государства уже теперь готовятся к современной войне, которая будет трудной и дорогостоящей и вместе с тем чрезвычайно опасной для тех наций, которые окажутся застигнутыми врасплох ее методами и средствами борьбы.
Точно так же было бы величайшей ошибкой рассчитывать в будущей войне на гуманность. Для мирно настроенных наций это означало бы сдачу на милость и немилость тех противников, которые, несмотря на международное запрещение, готовятся использовать в случае войны все возможные средства разрушения.
Вот те мотивы, в силу которых я хотел, чтобы эта книга послужила предостережением и стала частицей той силы, которая, искренно желая мира, служит также исключительно делу его укрепления. [10]
Ген. Сикорский
Варшава, июнь 1934 г.