1. Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой вере, что Господь Бог владыка всего существующего, и были всецело преданы добродетели. Затем же, с течением времени, они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям; то рвение к добродетели, которое они выказывали раньше, они заменили теперь вдвое большим злом во всех своих поступках. Вследствие этого Господь стал во враждебные к ним отношения. Дело в том, что много ангелов вступило в связь с женщинами[1], и от этого произошло поколение людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все хорошее. Нечто подобное позволяли себе и известные по греческим преданиям гиганты. Ной же, огорчаясь их поступками и крайне печалясь при виде их гнусных стремлений, стал по силе возможности убеждать их переменить свой образ мыслей и действий. Видя, однако, что они не поддаются увещеваниям и уже вполне подпали страсти к совершению злодеяний, и равным образом опасаясь, как бы они не вздумали убить его, он решил выселиться из страны с женою, детьми и домочадцами[2].
2. Господь Бог полюбил Ноя за его справедливость; остальных же Он не только наказал за порочность их, но и порешил уничтожить весь род людской и создать новых людей, чистых от греха. Поэтому Он сократил сперва продолжительность их жизни настолько, что они стали жить теперь, взамен прежнего, только сто двадцать лет[3], а затем наслал на землю потоп. Таким образом прежнее поколение всецело исчезло с лица земли, и спасся один только Ной, ввиду того что Господь Бог дал ему следующую возможность спастись: построив четырехэтажный ковчег, длиною в триста, шириною в пятьдесят и вышиною в тридцать локтей, Ной вошел в него с своею женою, сыновьями и женами последних, взял с собою все необходимое к жизни и прибавил к тому всевозможных [39] животных, по самцу и самке, чтобы сохранился род их, а прочих по семи пар. Ковчег имел прочные стены с сильными скрепами и крышею, так что вода не могла никуда проникнуть и ковчег не мог поддаться ее напору. Таким только образом спасся Ной со своими домочадцами. Он является десятым потомком Адама, так как он был сыном Ламеха, отцом которого был Мафусаил, происходивший, в свою очередь, от Эноха, сына Иареда. Иаред же рожден был от Малуиила, который происходил с несколькими сестрами от Эноса; Энос же был сыном Сифа, сына Адамова[4].
3. Это бедствие (потоп) произошло на шестисотом году жизни Ноя, во втором месяце, который называется македонянами Дием, а евреями Марсуаном;[5] таким образом они распределяли год в Египте. Моисей же первым месяцем религиозного года определил Нисан, который тот же самый, что и Ксантик, так как в этот месяц он вывел евреев из Египта. Этот же месяц служил у него точкою отправления во всех религиозных постановлениях; для определения же времени купли, продажи и прочих жизненных отношений Моисей сохранил первый из названных месяцев (как начало года)[6]. Моисей замечает, что потоп начался в двадцать седьмой день названного месяца. Время от Адама, прародителя рода человеческого, до этого момента обнимало период в две тысячи двести шестьдесят два года. Этот промежуток записан в священных книгах, потому что люди, тогда жившие, отмечали с большою точностью как рождение, так и смерть выдающихся личностей[7].
4. У Адама, жившего всего девятьсот тридцать лет, родился сын Сиф, когда Адаму было двести тридцать лет. Сифу было двести пять лет, когда у него родился Энос, который, достигнув девятисотпятилетнего возраста, передал сыну своему Каину, родившемуся у него, когда ему было около 190 лет, заботу о правлении. Он прожил девятьсот двенадцать лет[8]. Каин же прожил девятьсот десять лет и на сто семидесятом году своем получил сына Малаиила. Этот последний умер, прожив восемьсот девяносто пять лет и оставив после себя сына Иареда, который родился у него, когда ему было сто шестьдесят пять лет. После того как Иаред прожил девятьсот шестьдесят девять лет[9], ему наследовал сын его Анох, родившийся, когда отцу его было около ста шестидесяти [40] двух лет. Прожив около трехсот шестидесяти пяти лет, он отошел к Богу, почему и нет сообщения об его смерти[10]. Сын же Аноха, Мафусаил, родившийся, когда Аноху было сто шестьдесят пять лет, имел на сто восемьдесят седьмом году своей жизни сына Ламеха, которому он и передал правление, принадлежавшее ему самому до девятьсот шестьдесят девятого года его жизни. Ламех сделал своим наследником Ноя, который родился у него, когда ему было сто восемьдесят восемь лет, и после того как он сам правил в продолжение семисот семидесяти семи лет[11]. Ной правил девятьсот пятьдесят лет. Если сложить все вышеприведенные числа лет, то получится (указанное) время (от начала миросотворения до потопа). Но не следует делать попытки установить годы смерти указанных патриархов (так как жизнь последних захватывала часть времени жизни их детей и дальнейших потомков), но нужно обращать внимание исключительно на даты их рождений.
5. После того как Господь Бог предостерег (людей), Он наслал дождь, и в продолжение сорока дней беспрерывно лились потоки воды, так что она покрыла землю на пятьдесят локтей в вышину. Это было причиною того, что вообще больше (кроме Ноя с семейством) никто не спасся, так как не было средства к отступлению и бегству. Лишь сто пятьдесят дней после того, как перестал лить дождь, именно на седьмой день седьмого месяца, начала мало-помалу сбывать вода. Затем, когда ковчег остановился на вершине одной горы в Армении и это заметил Ной, последний открыл его и, увидев около ковчега несколько суши, стал надеяться на лучшее и успокоился. Несколько дней спустя, когда вода еще более убыла, он выпустил ворона, желая узнать, нет ли еще где-нибудь свободной от воды и уже доступной для высадки земли. Однако тот вернулся к Ною, найдя, что еще все покрыто водою. Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя. Когда же последний вернулся к нему запачканный (землею) и неся лист маслины, то Ной увидел, что земля освободилась от воды, и, прождав еще семь дней, выпустил из ковчега животных и сам вышел со своими домочадцами. Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют «местом высадки», и до [41] сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега[12].
6. Об этом потопе и о ковчеге упоминают также все те, которые писали историю неевреев. В числе их находится и халдеянин Беросс[13]. В одном месте (своего сочинения) он высказывается следующим образом о потопе: «Говорят, что еще до сих пор сохранился в Армении на горе Кордуйской[14] остаток от этого ковчега и что некоторые берут от него смолу, пользуясь ею в большинстве случаев как средством против заболеваний». Об этом упоминает также египтянин Иероним, написавший древнейшую историю Финикии, Мнасей и некоторые другие[15]. Равным образом и Николай Дамасский[16], рассказывая об этом в девяносто шестой книге, сообщает следующее: «Выше области Миниады находится в Армении высокая гора по имени Барис[17], на которой, по преданию, искало убежища и нашло спасение множество людей во время потопа. Сообщается также, что некто в ковчеге остановился на ее вершине и что в продолжение долгого времени сохранялись (здесь) остатки этого судна. Быть может, это тот самый человек, о котором писал и Моисей, иудейский законодатель»[18].
7. Боясь, как бы Господь Бог не вздумал насылать на землю ежегодно потоп, чтобы окончательно уничтожить род людской, Ной принес жертву всесожжения и затем стал еще просить Господа Бога, чтобы Он оставил землю в ее прежнем виде и более не подвергал бы ее такой печальной участи, от которой могла бы возникнуть опасность, что все живое погибнет; напротив, пусть Он, наказав грешников, пощадит тех, которые вследствие своей добродетели остались в живых и по Его решению избегли этой страшной участи. Последним ведь иначе пришлось бы быть куда несчастнее первых и подвергнуться гораздо худшему наказанию, если бы они не были спасены бесповоротно и должны были бы погибнуть от нового потопа: в таком случае они узнали бы чувство того страха, который вызвала в них картина первого потопа, и (кроме того) погибли бы при втором потопе. Поэтому он умолял Господа Бога благосклонно принять его жертву и не подвергать землю подобной гневной расправе, для того чтобы (уцелевшие люди) могли, обрабатывая землю и строя города, жить покойно, наслаждаться всеми благами (жизни), как это [42] было до потопа, легче достигнуть глубокой старости и пользоваться (подобно предкам своим) такою же продолжительною жизнью.
8. После того как Ной вознес к Господу Богу эти мольбы, Он, любя Ноя за его праведность, согласился привести в исполнение его просьбу, прибавляя, однако, при этом, что не Он причина гибели грешников, но что они только поплатились за свою собственную испорченность и что, если бы Он желал губить людей, Ему не нужно было бы создавать их; было бы гораздо разумнее совершенно не даровать им жизни, чем, дав, снова отнимать ее. «Но тем, что они поглумились над требуемыми Мною благочестием и добродетелью, этим они заставили Меня подвергнуть их такому наказанию. Впрочем, впоследствии Я не стану взыскивать с них за прегрешения с такой строгостью, тем более что ты являешься их заступником. И если Я все-таки когда-нибудь нашлю (на землю) непогоду, то не бойтесь силы ливня: вода уже более не затопит земли. Но Я требую, чтобы вы воздерживались от пролития человеческой крови и были чисты от убийства, причем вы должны наказывать тех, кто совершает что-либо подобное. При этом, однако, вы можете пользоваться всеми прочими животными по своему желанию и собственному благоусмотрению, так как Я вас поставил властелинами над всеми животными, которые находятся на земле, в воде или воздухе; (пользуйтесь ими всецело), кроме их крови, так как в ней находится душа[19]. В знак же, что (гневу Моему) на вас положен конец, Я воздвигну мой лук - радугу». Это явление считается ими луком Господним[20]. После этого обещания Господь расстался с ним[21].
9. Ной же прожил после потопа еще триста пятьдесят лет, и прожил все это время счастливо; затем он умер, достигнув девятисотпятидесятилетнего возраста. Пусть, однако, никто не считает, при сопоставлении данных древних писателей о продолжительности их жизни с краткостью теперешней нашей, эти сообщения лживыми, объясняя это тем, что никто из наших современников не достигает такого возраста и что поэтому никто из древних не мог прожить такое количество лет. Весьма естественным является такое количество лет жизни у людей, которые пользовались особенным расположением Господа Бога, были сотворены Им самим и употребляли [43] в продолжение долгого времени более подходящую пищу. Кроме того, Господь Бог даровал им более продолжительную жизнь за их благочестие и для того, чтобы они могли вполне проверить и применить свои изобретения в области астрономии и геометрии; ведь если бы эти люди не прожили (по крайней мере) шестисот лет, то они не были бы в состоянии делать предсказания, потому что именно столько лет обнимает так наз. «великий год»[22]. Мои слова подтверждаются также всеми греческими и негреческими историками, и с мнением моим согласны: Манефон[23], написавший историю египетскую, Беросс, сообщающий данные о Халдее, Мохос[24], Гекатей[25] и, кроме того, египтянин Иероним, повествующие одеяниях финикийцев. Гезиод[26], Гекатей, Гелланик[27] и Акузилай[28], вдобавок Эфор[29] и Николай[30] сообщают, будто древние люди жили по тысяче лет. Впрочем, пусть всякий смотрит на эти данные, как кому заблагорассудится[31].
[1] Предположение, что так назыв. בניהאלהים - потомки Сифа, датирует от Юлия Африканского. Что в этом, однако, кроется ошибка, несомненно, тем более ввиду сообщения Иосифа Флавия. Мы имеем здесь дело с мифологическим моментом, известным также классической древности. Ср.: Riehm, 1. с. II, р. 1467 и 1293-1294.
[2] Ср.: Genes., VI, 1-4.
[3] Это неверно. Иосифу Флавию следовало бы сказать, что до наступления потопа оставалось всего сто двадцать лет (Kaulen).
[4] Ср.: Cenes., VI, 5-7.
[5] Это, очевидно, транскрипция еврейского названия восьмого месяца, Мархешвана (מרחשין).
[6] Вопрос о начале еврейского года крайне запутан, так как критика ветхозаветных текстов и ассиро-вавилонских клинописных памятников до сих пор не выяснила на этот счет ничего достоверно определенного. На основании многочисленных исследований можно констатировать, 1) что в Египте евреи держались счисления по лунному году, и 2) что при столкновении с хананейскими племенами они усвоили себе солнечный год, по которому, на основании кн. Быт. VII, 11, они вели счет и раньше. Ср.: W. Nowack, Hebr. Archäol. I, p. 216-218. Решающим моментом является возвращение евреев из вавилонского плена, откуда они принесли с собою и названия месяцев. См.: Schrader, Die Keilinschriften u. d. Alte Testament, p. 379 sq. Первоначально начало еврейского года считалось с осени (Тишри-Мархешван), затем под влиянием, вероятно, египтян Моисей (Исход, 12,2) устанавливает год религиозный (весенний), так что получается двойное счисление - церковное и гражданское, на которое здесь и указывается Иосифом Флавием. Ср. также: Таргум к I кн. Царств VIII, 2.; Е. Riehm, 1. с. I, 657; Hamburger, Realencycl, I, р. 538-540; Nowack, 1. с. I, р. 216-220.
[7] Вопрос о том, через сколько лет после сотворения мира произошел потоп, очень запутан и имеет огромную литературу. Точную цифру навряд ли удастся когда-либо установить, если ограничиться исключительно ветхозаветными данными, крайне притом разноречивыми. По переводу LXX толковников от Адама до потопа прошло 2242 (или по разночтению, которым пользовался также Иосиф Флавий, 2262) года. Если держаться еврейского масоретского текста, то выкладки сведутся к 1656 г. (cnf. Niese, Praefai. ad Antiquit. p. XXXV), тогда как самаританский и эфиопский тексты (Книга юбилеев) дают 1307 л. Ср. обо всем этом: Fr. Delitzsch, N. Comm., р. 135- 140. V. Floigl, Geschichte d. sem. Altert., p. 10 останавливается на числе 1916.
[8] Еврейский текст дает лишь 905. Ср.: кн. Быт. V, ст. 11.
[9] Ср.: кн. Быт. V, 20; где поставлено число 962.
[10] В кн. Быт. V, 24, сказано: «И Ганох шествовал с Богом, и его не стало, ибо Бог взял его к себе». То обстоятельство, что Энох был взят на небо, прожив праведником лишь половину того времени, которое выпало на долю другим допотопным патриархам, подало повод к возникновению целого ряда преданий о нем. Уже имя его Chanukh или Chanikh (חנוך) - «посвященный, знающий» (арабск. Idris - ученый) и странное число 365, которым определяется время его жизни и которое невольно напоминает число дней солнечного года, послужило причиною к таким легендам и к целой апокрифической литературе, нашедшей себе типичного представителя в так. наз. «книге Эноха», относящейся к первому дохристианскому веку и найденной на эфиопском языке в 1773 г. В 1853-м это сочинение было издано с переводом на нем. яз. проф. Dillmann'oм. Ср.: Riehm, 1. с. I, р. 595. Hamburger, Realencycl., р. 509; и Fr. Delitzsch, 1. с. р. 143. - О распространенности мнения, что выдающиеся люди не умирают естественною смертью, а сразу исчезают на небо, ср.: Nagelsbach. Homer. Theol. XII, 32. Midr. beresch. r. par. XXV, рассказывает, что Энох вовсе не был безусловно благочестивым человеком, но совершал иногда даже противозаконные поступки. Его внезапное исчезновение с лица земли комментарий Iede Mosche (к Beresch. rab. 1. с.) объясняет как предупреждение, посланное в лице Эноха всему погрязшему в греховной жизни допотопному человечеству.
[11] Кн. Быт. V, ст. 28-31, дает совершенно иной вариант этому месту.
[12] Местность, в которой находится гора или, вернее, горы Арарата (их две - Большой и Малый), называется в ассирийских надписях Urarti. На то, что Арарат здесь поставлено вместо Армении, указывают не только Иосиф Флавий, но Библия (кн. Быт. VIII, 4; Иерем. LI, 27, XXXVII, 38) и клинописные памятники. Ср.: A. Schrader, 1. с. р. 10 sq., а также Моисея Хоренского (ed. Le Vaillant de Florival I, p. 73, 77). По сирийскому преданию, ковчег остановился на хребте Джебель Чуди, сир. Карду, недалеко от озера Вана. Этот хребет имеет в виду, вероятно, и халдеянин Беросс, сообщения которого о потопе приводит несколько ниже Иосиф Флавий. По самаритянскому преданию, не заслуживающему, однако, внимания, Ной остановился на острове Цейлон. Ср.: Schrader у Е. Riehm, 1. с. I, р. 81-82.
[13] Беросс или Бероз, как его также называют, жил в III в. до Р. X., был жрецом и написал вавилонскую историю, от которой до нас дошли только отрывки. Пользуясь в древности большим авторитетом, Беросс служил и Иосифу Флавию одним из самых ценных источников.
[14] Это, по всему вероятию, гора Карду близ озера Вана. См. выше примечание 1. Эта же местность названа далее Николаем Дамасским Миниадой - нет ли этимологической связи между кордуйцами и знаменитыми кардухами Ксенофонта, праотцами нынешних курдов? Как известно, кардухи иначе назывались гордуеями. Plut, Luc. 29, Strab. XII, 522.
[15] Иероним из Кардии, современник Александра Великого. Мнасей, из города Патр, жил около 150 г. до Р. X.
[16] Это - историк из Дамаска, современник императора Августа, близкий друг иудейского царя Ирода Великого. Главным трудом его была всеобщая история в 144 книгах, которая дошла до нас в многочисленных отрывках.
[17] Милиаду вм. Миниады, обыкновенного чтения, принимает здесь С. Набер, хотя и не мотивирует своего чтения. Народ минийцев цитирует также пророк Иеремия (LI, 27): он идентичен с маннеями или муннеями ассирийских памятников и жил, вероятно, к востоку от озера Вана. Ср.: Schrader, Keilinschriften u. Geschichtsforschung, p. 160, 174. Моисей Хоренский - I,12, упоминает манаваситян, с которыми могли бы совпадать названные минийцы. Ср.: Е. Riehm, 1. с. I, р. 87. II, 1001. - О горе Барис не сохранилось, кроме здесь приведенных, никаких подробностей.
[18] Genes., VII, 10 - VIII, 19.
[19] Ср.: кн. Числ. XVII, 11, и Второз. XII, 23. - Hamburger, Realenc. I, р. 194 указывает, что известное изречение Галена αἶμα εἶναι τήν ψυχήν - «кровь - душа» должно быть понимаемо совершенно различно от того, как библейские данные смотрят на этот вопрос. Ср.: Riehm, 1. с. I, р. 193. Как известно, Анан, основатель караимства, основываясь на Второз. XII, 23, отождествлял душу с кровью. Саадия первый опроверг его теорию. Ср.: Г. Генкель, р. Саадия гаон, с. 256.
[20] Ср.: Второз. XXXII, 23, 42; Иов, VI, 4; Псалм. VII, 13 и сл. XXXVIII, 3; Иезекиил, V, 16; Захар. IX, 19 и сл.; Плач Иерем. II, 4; III, 12 и сл.
[21] Genes., VIII, 21 - IX, 17.
[22] В современной астрономии «великим или платоническим» годом принято называть период времени в двадцать шесть тысяч лет, необходимых для возвращения Земли на тот же пункт мироздания, на котором она находится в момент весеннего равноденствия. Если Флавий Иосиф говорит здесь о шестистах годах, то у него, вероятно, были под руками какие-нибудь исчисления Беросса или Манефона, до нас, однако, не дошедшие.
[23] Манефон - египетский жрец в Гелиополисе, был современником знаменитого Птолемея Филадельфа (283-246 гг. до Р. X.) и отличался огромною начитанностью. Он написал много сочинений исторического, хронологического и астрономического содержания; от всех их сохранились лишь отрывки его египетской истории (Αἰγυπτιαχά), доведенной от древнейших времен до Александра Македонского. Между прочим, Манефону принадлежит честь распространения в древности массы нелепых басен о евреях. Флавий Иосиф уделяет в своем возражении Апиону немало места рассмотрению и опровержению Манефоновых сообщений. Ср.: «Против Апиона», I, 14, 15, 25-31.
[24] Мохос, или Охос (Diog. Laert. Prooem. I и Suid. s. v.), - древний финикийский историк из Сидона, цитируемый Athen. III, р. 12b. А, совместно с Санхуниафоном. Ср.: Strabo, XVI, р. 757, где он называется также Мосхом.
[25] Гекатей из фракийского города Абдеры был современником Александра Великого и Птолемея I. Он написал историю Египта, которая в оригинале, однако, не дошла до нас. Кроме того, ему приписываются еще сочинения: «Об Аврааме», ср.: «Иуд. древн.», 1, 7, 2 и «Об иудеях». Относительно вопроса о подлинности последнего сочинения см. возражение Флавия Иосифа против Апиона, с. 1359, прим. 184. - Об Иерониме у нас речь была уже выше.
[26] Гезиод - один из древнейших поэтов Греции, современник или преемник Гомера, жил, вероятно, в VIII в. до Р. X. и известен как автор нескольких дидактических поэм, в которых заключается немало данных по мифологии, древнейшей истории и т. п. Подлинность его главнейшего сочинения «Феогонии» оспаривается в настоящее время многими исследователями. Ср.: Bernhardy, Griech. Litterat. II, р. 302.
[27] Гелланик, который, по мнению Страбона (X, 451), не заслуживает доверия, был логографом с острова Лесбоса и жил от 480 до 400 г. до Р. X. От его сочинений сохранилось 28 заглавий, из которых, однако, много подложных. Он писал по генеалогии, хорографии и хронологии. Ср.: Preller, Vermischte Aufsatze, р. 23-68.
[28] Акузилай - логограф из Аргоса, современник Геродота. От него сохранились лишь отрывки, собранные К. Muller'ом в fragm. histor. Graes. Т. I.
[29] Эфор (IV в. до Р. X.) - автор всеобщей истории до 340 г., которая служила Диодору Сицилийскому главным источником.
[30] О Николае, историке времен Августа, см. выше, с. 42.
[31] Genes., IX, 29, 28.