1. У них родились двое детей мужского пола; первый был назван Каином (в переводе это имя означает «приобретение»)[1], второй же - Авелем (что значит «печаль»)[2]. Родились у них также и дочери. Братья находили удовольствие в различных друг от друга образе жизни и занятиях. Младший, Авель, старался быть справедливым и стремился к добродетели, так как был уверен, что Господь видит все дела его. По занятию своему он был пастухом. Каин же был во всех делах своих весьма порочен и имел в виду одну только цель - получать выгоды; он первый изобрел землепашество, а (затем) убил брата своего по следующей причине: однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил (на алтарь) произведения своего земледелия и плоды деревьев, Авель же - молоко и перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более, так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно самой природе, перед тем, что было насильно вызвано из земли по расчету корыстолюбивого человека[3]. Тогда Каин, разгневанный предпочтением, которое Господь Бог оказал Авелю, убил брата своего и, скрыв труп его, предполагал, что это останется незамеченным. Бог же, зная об этом поступке, явился к Каину и стал спрашивать о том, где его брат, которого Он не видит уже много дней, тогда как раньше видел его постоянно в его обществе. Не зная, в смущении своем, что сказать Господу Богу, Каин сперва ответил, что он и сам удивляется отсутствию брата; но когда Господь настоятельно стал всяческим образом допытываться от него объяснения, он гневно возразил, что он не воспитатель и не соглядатай ни его, ни его поступков. Тогда Господь Бог изобличил Каина в убийстве брата. «Удивляюсь, - сказал Он, - [36] как ты не знаешь, что стало с человеком, которого ты сам загубил». Хотя Господь и освободил его от наказания за смертоубийство, так как Каин принес жертву и этим путем умилостивил Бога не слишком сильно гневаться на него, однако Он проклял его и присовокупил к этому угрозу, что он накажет также и потомков Каина до седьмого колена. Вместе с тем Он выгнал его вместе с женой из той местности. А так как Каин боялся попасть при своих странствованиях во власть диких зверей и таким образом погибнуть, то Господь Бог повелел ему не опасаться никакого вреда от подобной причины и безбоязненно странствовать по всей земле: звери ему не причинят никакого вреда. При этом Он отметил Каина особым знаком, по которому его можно было бы узнать, и повелел ему отправиться в путь.

2. Обойдя большую часть земли, Каин остановился со своей женой в Наиде[4], - так называлось это место, и поселился там; тут родились у него дети. Однако в (постигшем его) наказании он не видел предостережения; напротив, его порочность все увеличивалась, так как он предавался всякому чувственному удовольствию, хотя бы оно было связано с жестокостями над прочими жившими в его обществе людьми. Свои владения он увеличивал грабежами и насилием, и, приглашая своих сотоварищей к совершению бесстыдств и разбойничанью, он становился руководителем и наставником их в разных гнусностях. Изобретением весов и мер он изменил ту простоту нравов, в которой дотоле жили между собою люди, так как жизнь их, вследствие незнакомства со всем этим, была бесхитростна, и ввел вместо прежней прямоты лукавство и хитрость. Оп первый поставил на земле разграничительные столбы, построил город и, укрепив его стенами, принудил своих близких жить в одном определенном месте. Этот город он назвал по имени старшего сына своего Геноха Генохией. У Геноха же был сын Иаред, а у последнего Маруил (Мегияэль), от которого родился сын Мафусаил; сыном этого был Ламех, у которого было семьдесят семь сыновей[5], рожденных ему его двумя женами, Селлой и Адой. Из них Иовел, сын Ады, воздвигал палатки и любил скотоводство, а единоутробный брат его Иувал занимался музыкой и изобрел лютни и арфы[6]. Фовел (Тубалкайн) же, один из сыновей другой жены, превосходя всех других (братьев) силою [37] своею, особенно усердно занялся военным искусством, доставая себе при помощи его все способствовавшее физическим его удовольствиям, и первый изобрел кузнечное ремесло. Ламехже, став отцом дочери по имени Ноема[7] и понимая хорошо и точно требования религии, был того мнения, что ему самому придется поплатиться за братоубийство Каина. Это он сообщил своим женам[8]. Еще при жизни Адама потомки Каина были крайне преступны, так что, следуя друг за другом (по пятам) и подражая один другому, они становились под конец все хуже и хуже, вели беспрерывные войны и постоянно отправлялись на грабежи. Вообще же, если тот или другой из них не особенно охотно предавался убийствам, то зато выделялся безумной наглостью, своеволием и корыстолюбием.

3. Адам же, первый происшедший от земли человек - повествование требует вернуться к нему, - после того, как Авель был зарезан, а Каин должен был вследствие этого убийства бежать, стал очень помышлять о новом потомстве[9]. Это сильное желание иметь детей возникло у него потому, что ему было уже двести тридцать лет, хотя он и умер, прожив сверх того еще семьсот лет. И вот у него родилось еще несколько других детей, и в том числе Сиф. Было бы долго рассказывать о прочих; поэтому я сообщу данные лишь о Сифе. Когда он вырос и достиг того возраста, в котором у человека является возможность отличать добро (от зла), он стал вести добродетельный образ жизни и, будучи сам наилучшим человеком, оставил после себя потомство, подражавшее ему в этом. Будучи все людьми хорошими, живя между собой в согласии и мире, они населяли одну и ту же местность, причем до самого конца жизни не подвергались никакому несчастью. Они же изобрели науку о небесных телах и их устройстве[10], и для того, чтобы изобретения их не были забыты и не погибли раньше, чем с ними познакомятся люди - ввиду того, что Адам предсказал погибель отчасти от силы огня, отчасти же вследствие огромного количества воды, - они воздвигли два столба, один кирпичный, другой каменный, и записали на них сообщение о своем изобретении. Последнее было сделано с тем расчетом, чтобы, если бы кирпичный столб случайно погиб при наводнении, оставшийся невредимым каменный дал людям возможность ознакомиться с надписью [38] и вместе с тем указал бы и на то, что ими была воздвигнута и кирпичная колонна. (Каменный) столб сохранился по сей день в земле Сириадской[11].


[1] Это толкование всецело заимствовано из книги Быт. IV, 1, где в слове קניתי находится этимологическое объяснение имени Каина. Ср.: Fr. Delitzsch, Neuer Comm., p. 116-117.

[2] Еврейское חבל значит собственно страдание (при родах), боль, затем тщетность, суету. Oppert (ср.: Fr. Delitzsch, 1. с. р. 118) сопоставляет имя Авеля с ассирийским ablu - сын.

[3] Ср.: Genes., IV, 9-16.

[4] Слово это, которое передается в кн. Бытия, IV, 16 через Нод (נוד) и поясняется там прибавкой: «на восток от Эдема», означает собственно «бегство и нужда». Арабское предание считает эту страну Нод баснословно плодородной нагорной частью Индии. Ср.: Fr. Delitzsch, N. Comm., р. 124.

[5] В кн. Бытия (IV-V) об этом не сказано ничего. Если это число 77 не заимствовано Флавием из знаменитой песни Ламеха (кн. Быт. IV, 23-24), что наиболее вероятно, то приходится видеть указание на него в Midrasch beresch. rab. par. XXIII.

[6] «Был родоначальником всех играющих на лютне и свирели» (עוגב) сказано в Быт. IV, 21, об Иувале. Свирель, греч. σύριγξ передается у Даниила (III. 5) с помощью слова םשרוקיתא, тогда как עוגב скорее волынка, по-халдейски סמפוניא (συμφωνια, Дан. Ill, 5; X, 15). Еще поныне волынка известна в Италии под именем Sambogna. Ср.: Hamburger, Realencycl, I, р. 778. Отступление Иосифа Флавия от еврейского текста объясняется тем, что он пользовался переводом LXX толковников. Самое имя Иувал, которое производится Фр. Деличем от корня יב (Neuer Comm., р. 129) - звучать, может быть приведено в связи с сирийским jubaba, заменяющим еврейское תרועה (звук рогов или труб, т. е., во всяком случае, духовых инструментов). Ср. также: Е. Riehm, Bibl. Handwӧrterbuch, II, р. 1037-1038.

[7] Приведенная здесь родословная представляет передачу библейского сообщения (в кн. Быт. IV, 17-22). Как известно, существует еще другая родословная, т. наз. Сифитов, помещающаяся в кн. Быт. V, 6-30. Ее Иосиф касается слегка в следующей главе. Вся эта родословная с ее распределением изобретений различных искусств сильно напоминает классическую древность. Удивительно, что даже этимологически (ср.: Fr. Delitzsch, Neuer Comment., p. 128-129) имена Иувала, Тубалкайна и Ноемы (בעמה - ласка, миловидность) соответствуют Аполлону, Гефесту и Афродите. Ср. также: Е. Riehm, 1. с. I, 805.

[8] Как известно, сообщение это, помещенное в IV гл. кн. Быт., ст. 23-24, представляет образец древнейшей еврейской лирики и уже давно подавало повод ко всевозможным и крайне разноречивым толкованиям. Так, напр., уже Гердер (Vom Geist der ebr. Poesie Th. I, Gespr. X) видит в этой песне простое прославление меча - изобретения Тубалкайна. С этим не согласен Caunter (The poetry of the Pentateuch I, p. 81), готовый присоединиться к толкованиям св. Ефрема Сир., Иеронима и др., по которым песнь Ламеха рассказывает, будто последний убил мечом своего прародителя Каина, а затем собственного своего сына. По мнению Fr. Delitzsch'a, N. Comm., р. 130, это бессмысленная агада (eine alberne Haggada), даже не особенно распространенная. Действительно, в Midr. Beresch. rab., Parascha XXIII, убийство Ламехом сына как раз отвергается.

[9] Только что цитированный Midr. Beresch. rab. ibidem, рассказывает, что Адам после рождения Авеля воздерживался в продолжение 130 лет от супружеских сношений с Евой.

[10] О Сифе и его потомках в Ветхом Завете этих данных нет. Зато тра­диция немало занимается ими. В так наз. Книге юбилеев (ספד היובלים или סהעבלות, или Малой книге Бытия), гл. 4, женой Сифа приводится его сес­тра Ацура (это Horeia гностической секты, Норея у Иринея). Говоря о по­томках Сифа как о замечательных астрономах, увековечивших свои от­крытия колоннами с надписями, Иосиф Флавий имеет в виду главным образом Эпоха, которому обыкновенно приписываются астрономические открытия, а также сообщения Манефона о египетских божествах Сете и Тоте, из которых, по преданию, последний изобрел иероглифическое письмо. Впоследствии все это, равно как всевозможные предсказания будущего, стало связываться с именем Сифа, от которого вела свое нача­ло целая гностическая секта, уверявшая, будто имеет в своем распоряже­нии семь, составленных самим Сифом, священных книг. Ср.: Е. Riehm. 1. с. II, р. 1467.

[11] Kaulen, Fl. Iosephus Jüdische Alterthümer, III Aufl. p. 8, ann. 1 на основании этого полагает, что Флавию были известны какие-нибудь ассирийские клинообразные надписи. Что подобное предположение совершенно излишне, видно отчасти из предшествующего примечания, отчасти потому, что тут вовсе не названа Сирия (Ассирия), но сказано χατά γἦν γήν τήν Ευριάδα. Где находилась эта Сириада, которую и Riehm различает от Сирии (1. с. II, р. 1467), неизвестно.


<< Назад | Содержание | Вперед >>