При изложении марксистско-ленинского учения о материи мы рассмотрели такие всеобщие ее свойства, всеобщие формы ее существования, как движение, пространство и время, но материя обладает и другими всеобщими формами, всеобщими свойствами и связями, которые отражаются в законах и категориях диалектики. Данная и последующая главы посвящены раскрытию содержания основных законов и категорий диалектики, анализу отражаемых ими всеобщих свойств и связей материй, всеобщих законов ее движения и развития.

Материи, как отмечалось, присуще абсолютное движение и относительный покой. В силу этого материя не существует в виде застывшей однообразной массы или сплошного непрерывного течения, исключающего всякую устойчивость; она расчленяется на относительно устойчивые системы движения, отдельные материальные образования - вещи. Вещь, таким образом, представляет собой всеобщую форму бытия материи.

Будучи единством устойчивости и изменчивости, вещь существует невечно. Совершающиеся в ней изменения в рамках определенной устойчивости рано или поздно приводят к нарушению последней и превращению вещи в другую вещь, в другую относительно устойчивую (покоящуюся) систему движения, которая, в свою очередь, вследствие происходящих в ней изменений на определенной ступени их накопления превращается в третью вещь - относительно устойчивую систему движения, и так далее без конца. Материя, находясь в постоянном движении, изменении, вечно переходит от одних устойчивых состояний к другим, разрушает одни материальные образования и создает другие. Но какова тенденция этих изменений, что возникает на смену разрушаемым материальным образованиям?

Одни философы считают, что движение материи осуществляется по кругу, что оно вечно повторяет одни и те же циклы; другие [91] утверждают, что в ходе постоянных изменении материи происходит движение от высшего к низшему, то есть регресс; третьи, напротив, все изменения, наблюдаемые в мире, объясняют движением от низшего к высшему. Как же все обстоит на самом деле?

В действительности имеет место и движение от низшего к высшему, и от высшего к низшему, и круговое движение. Однако эти тенденции неравнозначны. Ведущей среди них является первая тенденция - движение от низшего к высшему; именно оно выступает как коренное свойство материи, внутренне присущее ей качество.

Движение от низшего к высшему, от простого к сложному, называется развитием. Давая характеристику развития как господствующей тенденции в мире, Ф. Энгельс отмечал, что она представляет собой причинную «связь того поступательного движения, которое сквозь все зигзаги и сквозь все временные попятные шаги прокладывает себе путь от низшего к высшему...»[1].

О наличии в объективной действительности данной тенденции движения авторитетно свидетельствуют данные современной науки. Согласно этим данным, например, свет, излучаемый раскаленными телами в мировое пространство, в определенных частях Вселенной превращается в «элементарные» частицы, имеющие массу покоя, то есть в частицы вещества, которые, скапливаясь в больших количествах, образуют атомы отдельных химических элементов, а затем и молекулы определенных веществ. В результате взаимодействия эти материальные частицы разогреваются, уплотняются и на определенной стадии своего развития образуют небесные тела. На некоторых из них по мере возникновения соответствующих благоприятных условий, как, например, на нашей планете, образуются сложные соединения органических веществ, которые в ходе дальнейшей эволюции способны (конечно, при особых условиях) превращаться в живые системы. Однажды возникнув, жизнь тоже не стоит на месте. Живые системы в процессе функционирования и взаимодействия с окружающей средой совершенствуются, переходят от простых «комочков» живого вещества, лишенного клеточного строения, к одноклеточным организмам, от простейших одноклеточных существ к многоклеточным, от существ, обладающих лишь свойством раздражимости, к существам, обладающим психикой.

Движение от низшего к высшему четко прослеживается и в истории человеческого общества. В самом деле, человечество начало свое существование с такой простейшей формы, как первобытное общество, затем оно перешло к рабовладельческому строю, феодальному, капиталистическому и, наконец, социалистическому, [92] всякий раз поднимаясь на новую, более высокую ступень, переходя ко все более совершенной форме общественной жизни.

Утверждая, что развитие является господствующей тенденцией и мире, внутренне присущей материи, мы не должны думать, что каждая конкретная форма существования материи, каждое отдельное материальное образование находится в состоянии развития. Наряду с материальными образованиями, находящимися в состоянии развития, изменения от низшего к высшему, несомненно имеются и такие, которые находятся в круговом движении, переходят из одного состояния в другое в рамках той же самой стадии развития, а также испытывают изменения от высшего к низшему. Ведущая роль развития, его всеобщий характер выражаются не в том, что все материальные образования непременно развиваются, а в том, что они обладают способностью к усложнению, к переходу от низшего к высшему, которая, как и любая другая способность, реализуется лишь при наличии соответствующих условий. Там, где эти условия имеются или складываются, неизбежно происходят изменения от низшего к высшему, от простого к сложному; там же, где эти условия отсутствуют, имеют место или движение по кругу (одноуровневые изменения), или регрессивные изменения. Причем те материальные образования, которые оказываются вовлеченными в круговое движение или испытывают регрессивные изменения, не теряют способности перехода от низшего к высшему. Эта способность сохраняется у них при всех их изменениях, превращениях и сразу же дает о себе знать, проявляется, как только начинают создаваться благоприятные для нее условия.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 301.


<< Назад | Содержание | Вперед >>