С появлением классов и классовой борьбы, которая неизбежно находит свое отражение в духовной жизни людей, возникает и усиливается противоборство чуждых друг другу мировоззрений, отражающих различное положение классов и социальных групп общества. В условиях рабовладельческого строя, в связи с тем, что умственный труд стал монополией класса рабовладельцев, идейная борьба велась главным образом между отдельными враждующими группами господствующего класса, занимающими различное положение в обществе, в частности, между исторически прогрессивными ремесленно-торговыми слоями рабовладельцев и консервативными родо-племенными аристократическими группами. Первые стремились к дальнейшему развитию производительных сил, торговли и выступали за демократические формы общественного устройства, вторые, напротив, как правило, препятствовали этому. Решительная борьба сторонников демократической формы государственно-политического устройства общества против аристократии прежде всего и обусловила возникновение материалистического мировоззрения, которое было противопоставлено религиозному миросозерцанию аристократов. Ведя борьбу с материализмом, идеологи реакционной части рабовладельцев стали создавать учения, защищающие религию и направленные против материалистической трактовки природных и социальных явлений. Так появляется идеализм как реакция на материалистическое мировоззрение. Возникнув, идеализм и материализм стали вести постоянную, никогда не прекращающуюся борьбу. Вся история мировой философии представляет собой не что иное, как борьбу этих двух основных направлений - материализма и идеализма.
Материалистический взгляд на мир уходит своими корнями в далекое прошлое. Он начинает утверждаться в Египте и Вавилонии в конце третьего и начале второго тысячелетия до н. э. Уже в эту эпоху встречаются, например, высказывания о том, что вода является субстанцией, первоосновой мира. Однако как определенная система взглядов материализм возникает в первом тысячелетии до н. э. [20]
Так, в Индии в VIII -VII веке до н. э. как вполне оформившаяся система взглядов на мир выступает тяготеющее к материализму учение локаята (буквально - взгляды людей, признающих только этот мир - лока). Основателем этого учения был полулегендарный мудрец Брихаспати. В основе локаята лежит скептическое отношение к догматике религиозных учений, господствовавших в то время в Индии. Сторонники этого учения выступили против «всех форм волшебства и суеверий» : они объявили вымыслом догмы о бессмертии души, о том, что после смерти человека его душа продолжает жить в потустороннем мире. Согласно локаята, никакой другой жизни, кроме земной, нет и не может быть. Отсюда признание существующим только этого, чувственного мира и его законов.
Примерно тогда возникло и начало развиваться материалистическое мировоззрение в Китае. В IX-VII веках до н. э. в Китае было распространено учение, которое отрицало религию и утверждало, что мир вечен и состоит из огня, воды, дерева, земли и металла. Все вещи, считали первые китайские материалисты, представляют собой различные сочетания указанных пяти элементов. Дальнейшее развитие материализм в Китае получил в философии даосизма, возникшей в VI веке до н. э., основателем которой был Лаоцзы. Сторонники даосизма считали мир вечным, находящимся в состоянии непрерывного движения и изменения. Движение, согласно их взгляду, направляется и подчиняется естественной закономерности - дао (буквально - путь, дорога; отсюда и название учения - даосизм).
Материалистические учения, возникшие в Индии и Китае в первом тысячелетии, на протяжении многих столетий вели упорную борьбу с религией и идеализмом, в процессе которой они развивались и обогащались.
Начиная с VI века до н. э. философия получает бурное развитие в Древней Греции. Материалистическое мировоззрение здесь возникло также в процессе борьбы с религией и отражало интересы исторически прогрессивных слоев общества. Первыми древнегреческими материалистами были представители так называемой милетской школы: Фалес (ок. 625 ок. 547 до н. э.), Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540 до н. э.), Анаксимен (ок. 585 - ок. 525 до н. э.).
Согласно учению Фалеса, первоосновой всего существующего является единое материальное начало - вода; все произошло из воды, и все в конце концов превращается в воду. Вероятно, исходя из того, что все одушевленное рождается, живет и размножается через воду (влагу, кровь), он считал, что вода - источник жизни. Анаксимандр ввел понятие первоначала всего сущего - «архе» («принцип») и считал им апейрон - неопределенное «бесконечное» начало, которое порождает вещи и все существующее. Возникающие и просуществовавшие определенное время вещи (и целые [21] миры) в силу тех же причин (движения и выделения противоположных начал) разрушаются, исчезают и снова превращаются в апей-рон. В мире, заключал он, происходит вечный круговорот, в процессе которого одно возникает из апейрона, другое исчезает, превращаясь в апейрон. Развивая материалистический взгляд на мир, Анаксимандр предпринял попытку представить мир диалектически, в движении, в котором особую роль играет раздвйение единого (апейрона) на противоположности (выделение противоположных начал). Аналогичный взгляд на мир развивал и Анаксимен, считавший первоосновой всего существующего единое материальное начало - воздух. Согласно его концепции, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путем его сгущения или разрежения.
Первой формой идеализма в Древней Греции было пифагорейство, основателем которого является Пифагор (ок. 580-500 до н. э.). Согласно учению пифагорейцев, количественные отношения, числа являются сущностью вещей: от них же зависит и вся Вселенная, которая представляет не что иное, как гармонию чисел. Обосновывая свое учение, пифагорейцы критиковали материалистические взгляды милетской школы.
Большой вклад в развитие материалистических воззрений внес древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 - 460 до и. э.). Согласно его учению, материальной субстанцией всего существующего в мире является огонь; все происходит из огня, и все в конечном счете превращается в огонь. Мир, по Гераклиту, никем не создан, но существует вечно. «Этот космос, - писал он, - один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим»[1]. Гераклит подчеркивал мысль о непрерывном движении, изменении его (мира), о противоречивости как источнике движения, о возможности перехода противоположностей друг в друга; он высказывал ряд диалектических положений, которые занимают особое место в истории развития диалектической мысли.
Дальнейшее развитие материалистической философии связано с учением Демокрита (V в. до н. э.), с его атомистической теорией строения материи. Согласно этой теории, основой всего сущего являются атомы, которых бесчисленное множество, и пустота, в которой они движутся. Двигаясь в этой пустоте, атомы соединяются между собой и образуют различные тела. Все, что существует, состоит из атомов. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Душу Демокрит, в отличие от пифагорейцев, утверждавших, что душа [22] бессмертна, считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве.
После Демокрита атомистическую теорию развивали его последователи, прежде всего греческий философ Эпикур (IV-III вв. до н. э.) и римский философ Тит Лукреций Кар (I в. до н. э.).
Против воззрений Демокрита и других философов материалистического направления выступил древнегреческий философ-идеалист Платон (427 - 347 до н. э.), выражавший интересы рабовладельческой аристократии. В основе его учения лежит принцип деления бытия на реальный мир, который составляют общие идеи - «идеальные сущности», и нереальный, в который входят отдельные, чувственные вещи и который является лишь отблеском, тенью реального мира (мира идей). Чтобы образно показать, как соотносится мир чувственных вещей (нереальный мир) с миром идей (реальным миром), Платон приводит следующий пример. Представим себе, пишет он, человека, который находится в пещере и прикован там к столбу так, что к выходу, откуда поступает в пещеру свет, он всегда обращен спиной, и потому не может видеть, что делается вне пещеры. И вот, когда мимо входа в пещеру будут проходить люди, на противоположной входу стене станут появляться тени этих людей и предметов, которые они несут. Человек в пещере будет видеть лишь тени, но принимать их за действительный, реальный мир. Мы, говорит Платон, находимся в положении узника, заточенного в пещеру: принимаем за действительный мир вещей, хотя последний представляет собой лишь тени скрытого от нашего взора реального мира, мира идей. Мир идей, по Платону, объединяется в единое целое идеей «высшего блага» и существует вечно; отдельные же вещи, явления преходящи.
Учение Платона об идеях резко критиковал Аристотель (384 - 322 до н. э.), который сумел обобщить и творчески осмыслить весь предшествующий опыт развития античной мысли. Его сочинения охватывают все стороны действительности: природу, человеческое общество и познание. Отвергая учение Платона о первичности идей по отношению к чувственным вещам, Аристотель показал, что никаких общих идей вне реальных единичных вещей и независимо от них не существует. Что же касается самих идей, то они возникают и существуют в мышлении. Вместе с тем Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Он считал, что в основе вещей лежит первая материя, которая характеризуется неопределенностью и неоформленностью и выступает как возможность существования индивидуальных вещей. Эта возможность реализуется лишь тогда, когда материя соединяется с той или иной формой (по терминологии Аристотеля), которая и дает ей определенность. Данный взгляд, имеющий в своей основе материалистическое содержание, не лишен недостатков. Во-первых, он отрывает [23] первоматерию от движения: она у него составляет неопределенную, бесформенную массу, в которую движение привносится извне формой. Во-вторых, деятельный элемент, вызывающий изменение материи, переход ее из неопределенного состояния в определенное, а затем из одного состояния в другое, - форма - берет свое начало в конечном счете от бога. Все это указывает на непоследовательность Аристотеля.
После Аристотеля в античной философии наблюдается упадок, обусловленный углублением кризиса рабовладельческого строя. Происходит характерный поворот философии от материализма к идеализму и мистике. Процесс возрождения и распространения идеалистических воззрений особенно усилился в период распада Римской империи.
[1] Материалисты древней Греции. М., 1955, с. 44.