Философия и частные науки - естественные, технические, гуманитарные - развиваются в неразрывной связи друг с другом. Что же дает диалектико-материалистическая философия этим наукам?

При рассмотрении процесса развития теоретического знания в любой научной дисциплине следует помнить, что науку двигают не какие-то абстрактные существа, а люди, живущие в обществе, с присущими ему экономическими отношениями и политическими порядками. Ученый, если даже он работает над сугубо теоретическими проблемами, например в области элементарных частиц или космологии, в течение всей своей жизни оказывается вовлеченным (порою помимо его воли и желания) в водоворот событий, происходящих в обществе.

Марксистско-ленинская философия дает деятелям науки верный ориентир для оценки социальных явлений, определяет точные, научно обоснованные цели, которыми они призваны руководствоваться в своей профессиональной и общественной деятельности. Марксистский гуманизм, его идеалы не могут не воодушевлять ученых на самоотверженный труд во имя мира, прогресса и процветания всего человечества. Но для этого нужно, чтобы они могли сознавать реальный социальный смысл новых научных открытий, видеть ближайшие и более отдаленные перспективы применения их на практике, в том числе воплощение их в новых технических устройствах, и, конечно, не в последнюю очередь глубоко понимать ведущие тенденции развития научных знаний в условиях научно-технической революции.

В наши дни, когда милитаристские круги Запада угрожают самому существованию человеческой цивилизации, важно покончить с опасной тенденцией превращения науки в средство достижения антигуманных, преступных намерений империализма; здесь от активной социальной позиции научной интеллигенции зависит многое.

Марксистско-ленинская философия не только дает науке ясные мировоззренческие принципы, но и вооружает ее единственно правильной общей методологией научного познания - материалистической диалектикой. Сознательное усвоение диалектических принципов представителями частных наук - важнейшее обязательное условие прогресса науки, ибо диалектика является не просто каким-то инструментом теоретического поиска, а основополагающим методом получения новых научных знаний.

Было бы неверно, однако, представлять дело так, что знакомство с содержанием законов и категорий материалистической [18] диалектики должно чуть ли не автоматически вести к разрешению любой научной проблемы. Механическое, нетворческое использование диалектического подхода в научном исследовании ровным счетом ничего не дает. Необходимо делать соответствующие теоретические выводы на основе законов и категорий диалектики, формулировать принципиальные требования, правильно ориентирующие познавательную деятельность субъекта, и научиться их применять в процессе научного исследования. Только в этом случае диалектика раскрывает свои огромные эвристические возможности.

В последние годы все более значительной становится интеграционная и коммуникативная роль марксистско-ленинской философии в научном познании. Ни в одной науке нельзя обойтись без таких понятий, как качество и сущность, случайность и возможность, причина и противоречие. Материалистическая диалектика, разрабатывая общий для всех наук категориальный аппарат, тем самым содействует их сближению между собой, устанавливает связи между, казалось бы, совершенно далекими друг от друга частными дисциплинами и таким образом содействует в конечном счете их взаимному обогащению и развитию.

В. И. Ленин выдвинул и всесторонне обосновал идею союза диалектического материализма с естественными науками, философов-марксистов с естествоиспытателями. «...Без солидного философского обоснования, - писал он, - никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом»[1]. Коммунистическая партия Советского Союза и другие братские марксистско-ленинские партии последовательно проводят в жизнь это важнейшее философское завещание В. И. Ленина. Ныне с полным правом можно сказать, что в нашей стране, в странах социалистического содружества сложился и все более крепнет союз философов, естествоиспытателей и ученых, работающих в различных областях гуманитарных наук. [19]


[1] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 29-30.


<< Назад | Содержание | Вперед >>