2. Царь Борис Годунов и Лжедмитрий I (1598-1606). По смерти бездетного царя Федора Ивановича (в январе 1598 г.) Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась монашество. Когда Москва вдруг очутилась без царя, естественно, что взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Борис долго отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на превысочайший престол Российского царствия. Был созван земский собор из представителей всяких чинов, людей всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича, который и воцарился по прошению и по избранию «всего освященного собора, и боляр, и христолюбивого воинства и всенародного множества православных християн Российского государства».
Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедимина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю (выскочке), потомку татарского мурзы на русском престоле. С другой стороны, и Борис на престоле обнаружил «недостаток нравственного величия» (Соловьев) и трусливую подозрительность; опасаясь боярских интриг и «крамол», он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал [164] доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр; в 1601 г. подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе братья Романовы, из которых самый способный и популярный, Федор Никитич, был принудительно пострижен о монахи (под именем Филарета).
В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение здесь русских городов (Верхотурье, Мангазея, Туринск, Томск).
Но лишь первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными. В 1601 г. случился в России повсеместный неурожай, который повторялся следующие два года. В результате - голод («глад велий») и мор. Множество голодающих оставили свои дома и пошли бродить «по миру»... Царь хотел помочь делу раздачей хлеба из казны и новыми каменными постройками в Московском Кремле (в частности, тогда была построена знаменитая кремлевская колокольня «Ивана Великого»); однако этих мер было недостаточно. Многие из богатых людей в это время отпускают «на волю» свою «челядь», чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовались шайки разбойников, - «в то же время около Москвы начашася быти разбоеве велицыи и человекоубийство на путях и по местом».
Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства, так называемая Северская украйна, куда правительство ссылало из центра государства преступные или неблагонадежные элементы, которые, конечно, были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться против московского правительства.В это время против царя Бориса выступил таинственный страшный враг: в Польше явился молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе «прародительский престол»[1]. [165]
Некоторые польские паны согласились ему помогать в этом смелом предприятии, и в октябре 1604 г. Лжедмитрий вошел в московские пределы; он издал воззвание к народу с сообщением, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов лукавого раба Бориса Годунова, и теперь он призывает русское население принять его как законного наследника русского престола. Началась борьба безвестного и, казалось бы, бессильного молодого авантюриста с могущественным царем «всея Руси», и в этой борьбе «Расстрига» оказался победителем, - «яко комар льва не дошед порази», по выражению современника. Население Северской украйны переходило на сторону претендента на московский престол, и города один за другим отворяли ему свои ворота[2]. На помощь претенденту, с одной стороны, пришли вместе с поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские казаки, недовольные царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и подчинить их власти московских воевод. Царь Борис послал против мятежников большое войско, но в его войске была «шатость» и «недоумение», - не идут ли они против законного царя?.. А «бояре и воеводы» хоть и не верили претенденту, но, не будучи преданы Борису, вели военные операции вяло и нерешительно. В апреле 1605 г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва (в июне 1605 г.) с торжеством приняла своего законного «природного» государя царя Дмитрия Ивановича (Федор Борисович Годунов и его мать были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия).
Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем, уверенно сидевшим на «прародительском» престоле. В дипломатических сношениях с другими странами он принял титул «императора» и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев и обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Недовольство особенно возросло, когда в начале мая 1606 г. к царю приехала из Польши его невеста, Марина Мнишек и он [166] обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать[3]. Подняв набатным звоном московский народ против поляков (в ночь на 17 мая 1606 г.), бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя, в то время как москвичи были «заняты» избиением поляков и разграблением их «животов». Трур Лжедмитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел...
[1] Кто был этот самозванец, остается неразрешимой загадкой. Московское правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который постригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, но потом бежал в Литву со «злодейским умышлением»; поэтому его впоследствии называли Расстригой.
[2] По словам современника: «людие же в тех градех... чаяху его быти сущего пироженого своея христианские веры царевича... и с радостью ожидаху его, аможе придет, везде грады отворяяху ему и подобное поклонение и дары приношаху ему, якоже подобает царскому величеству».
[3] Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал.