1. Первый русский царь. Ивану было три года, когда умер его отец, Василий III (1533 г.). Правительницей государства стала его мать, великая княгиня Елена Васильевна (рожденная княжна Глинская), вторая жена Василия. Дяди Ивана, удельные князья Юрий и Андреи Ивановичи, которых считали опасными претендентами на престол, были посажены в тюрьму и скоро умерли «страдальческою смертию». В 1538 г. умерла и сама Елена (по слухам, отравленная боярами), и малолетний великии князь остался круглым сиротой.

Наступила мрачная эпоха боярского правления, эпохи беззакония, насилий, смут, вражды и борьбы за власть - преимущественно между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями, князьями Шуйскими и Бельскими. То одна, то другая партия захватывала власть и преследовала побежденных противников. По словам современной летописи, многие «мятежи и нестроения в те времена быша в христианской земле, государю младу сущу, а бояре на мзду уклонишася без возбрания, и много кровопролития промеж собою воздвигоша, и в неправду суд держаще», и «всяк своим печется, а не государским, не земским» (Никон., 1539).

Мальчик-государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре-правители не только не заботились о его правильном образовании и воспитании, но даже плохо одевали и кормили его и его младшего брата, а иногда и прямо обижали и оскорбляли его; но во время торжественных церемоний и парадных приемов, на глазах народа или иноземных послов бояре оказывали юному государю все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика рано образовалось [148] чувство вражды и ненависти к боярам как его врагам и похитителям его власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность и бессилие развили в нем робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны, пренебрежение к человеческой личности и к человеческому достоинству[1].

Имея в своем распоряжении много свободного времени, Иван предавался чтению и перечитывал все книги, которые он мог найти во дворце. Единственным его искренним другом и духовным руководителем был митрополит Макарий (с 1542 г.), знаменитый составитель Четьих Миней, огромного сборника всей церковной литературы, известной в то время на Руси. Из чтения Святого Писания, а также русских и византийских источников Иван вынес высокое представление о царской власти.

Достигнув совершеннолетия, Иван торжественно венчался на царство «венцом царским», или «шапкою Мономаха», и официально принял титул царя и великого князя «всея Руси» 16 января 1547 г. Через две недели Иван женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой - девушке из старого популярного боярского рода, с которой он счастливо прожил более 13 лет и которая имела на него благотворное моральное влияние. В апреле и июне того же 1547 года в Москве произошел ряд страшных пожаров, а «на пятой день после великого пожару черные люди града Москвы от великие скорби пожарные восколебашася» и подняли бунт, обвиняя родственников царя, Глинских, в поджогах; они убили царева дядю, боярина князя Юрия Глинского, «и детей боярских многих побиша, а живот княжей разграбиша, ркуще безумием своим, яко «вашим зажиганием дворы наши и животы погореша» (Никон., 1547 г.). Впечатлительный царь, напуганный жуткими картинами пожаров и бунта, каялся в своих грехах и дал обет отныне посвятить все свои силы служению государству и своему народу.


[1] Немудрено, что Иван сам рано начал проявлять произвол и жестокость. Когда ему было 14 лет, по его приказу был схвачен и убит Андрей Шуйский, «и от тех мест», добавляет летописец, «начали бояре от государя страх имети».


<< Назад | Содержание | Вперед >>