4. Политический строй и административное устройство великого княжества Литовского в XVI в.
а) Господарь великий князь и центральные «уряды». В начале XV в., при великом князе Витовте, власть литовского господаря была могущественной, авторитетной и формально неограниченной. Господарь ведет дипломатические сношения, решает вопросы о войне и мире, руководит делом обороны государства, издает законодательные акты («уставы») и правительственные распоряжения, назначает высших должностных лиц, осуществляет судебную власть в качестве высшей инстанции. Ему принадлежат во всех областях государства обширные господарские имения с многочисленным населением, которыми он распоряжается как верховный собственник. Он раздает господарские замки, дворы и «дворцы» с принадлежащими к ним территориями в управление наместникам-державцам, а частью раздает господарские населенные земли военно-служилым людям в постоянное или временное владение. Господарь действует, конечно, не один, он окружен сотрудниками и советниками (главным образом из рядов крупной литовской аристократии), но первоначально господарский совет, паны-рада, не имеет определенного состава и компетенции и не ограничивает власти господаря, который свободно выбирает своих советников и пользуется их содействием по мере надобности и по собственному усмотрению.
Однако в течение XV столетия власть господаря постепенно слабеет и ограничивается с разных сторон. Прежде всего, начиная с городского привилея 1413 г., власть великого князя признается избирательной, а не наследственной, и таким образом только лицо, угодное землевладельческой аристократии, могло занять великокняжеский престол. Далее, власть великого князя ограничивалась как особыми правами и привилегиями отдельных областей, составлявших великое княжество Литовское, так и общими правами и привилегиями шляхетского сословия. Господарь не должен был нарушать «звычаи добрые стародавние», и некоторые области он мог назначить только таких областных правителей, которые были бы им «любы». Привилеем 1447 г. господарь отказался от права облагать «подданных» [133] землевладельческой шляхты податями и повинностями на общегосударственные нужды и признал вотчинный суд землевладельцев над населением их имений. Сначала в силу обычая, а потом уже в силу закона (установленного общеземским привилеем 1492 г. и 1-м Литовским статутом 1529 г.) господарь обязался «простых людей над шляхту не повышати», т. е. он мог назначать на государственные должности только лиц шляхетского сословия и только этих последним раздавать господарские имения. Наконец, в общеземских привилеях 1492 и 1506 гг. и в Статуте 1529 г. появляется формальное ограничение власти великого князя в пользу панов-рады, а 2-й Литовский статут 1566 г. ограничивает власть великого князя в пользу великого вального сейма и таким образом в сущности превращает великое княжество Литовское, по образцу Польши, а шляхетскую республику, в которой «монарх» является лишь пожизненно избираемым президентом с весьма ограниченной властью.
При отсутствии сильной монархической власти и при федеративном характере государства в великом княжестве Литовском не развилась система центральных правительственных учреждений (подобных московским приказам). Только великий князь и паны-рада были общеземскою правительственною властью, а немногие «земские уряды» (введенные в XV в. по польскому образцу и с польскими названиями) играли только вспомогательную, технически исполнительную роль при господаре и его раде[1].
[1] Таковы были: канцлер - начальник государственной канцелярии и государственного архива (так называемая «метрика» великого княжества Литовского); подскрабий земский - начальник государственного казначейства («скраба») и его товарищ - подскрабий дворный; гетман наивысший - главнокомандующий во время войны и его товарищ - гетман дворный, или польный; при гетмане состояли хорунжий земский и хорунжий дворный. - Высшими урядниками при дворе господарском были маршалок земский (игравший роль министра господарского двора и главного церемониймейстера) и его товарищ - маршалок дворный; затем шли маршалки господарские и целый ряд других придворных урядников (по польскому образцу).