2. Ольгерд (1341-1377), Ягайло и Витовт (1392-1430). Территориальный рост великого княжества Литовского. Федеративный характер государства. Отношения с Польшей (договоры об унии и попытки их осуществления). Сын Гедимина Ольгерд с полным успехом продолжал территориальные приобретения. Уже при Гедимине киевские князья признали верховную вдасть великого князя Литовсксго. Ольгерд в 1362 г. привел Киев под свою непосредственную власть и посалил в нем наместником своего сына Владимира. Вскоре затем Ольгерд подчинил Литве почти всю Волынскую землю, в которой князем стал Любарт Гедиминович. В 1362-1363 гг. Ольгерд вел войну против татар, которые в то время непосредственно владели Подолией; он разбил татар в битве на Синей Воде, овладел Подолией и продвинул южные границы своего государства до берегов Черного моря; князьями на Подолье стали его племянники, сыновья Кориата Гедиминовича (впоследствии Подолье долгое время было спорной областью между Литвой и Польшей). Кроме южнорусских областей, Ольгерд подчинил своей верховной власти Чернигово-Северскую землю и часть Смоленской земли. В то время как Ольгерд с таким успехом вел завоевательную политику на юге и востоке, его брат Кейстут действовал против немцев на западе, остановив их наступательное движение.
В результате военных и дипломатических успехов Гедимина и Ольгерда великое княжество Литовское превратилось в конце XVI в. в обширное государство, которое простиралось от Балтийского до Черного моря; в этом [126] государстве западнорусские земли составляли 0,9 всей территории и огромное большинство населения было русским. Эти поразительно быстрые и легкие успехи великих князей литовских объясняются как тем, что западнорусские земли охотно признавали власть Литвы, чтобы избавиться от власти татар, так и тем, что, присоединяясь к Литве, русские области ни в какой мере не испытывали национального или религиозного гнета или какой-либо ломки в строе и характере местной жизни. В большинстве западнорусских земель сначала оставались на своих местах прежние князья - Рюриковичи, признавшие над собой верховную власть великого князя Литовского; в некоторых областях их заменили литовские князья - Гедиминовичи, но за исключением этого, никаких существенных перемен не происходило. «Литовская верховная власть была совершенно чужда тенденции к нивелировке областной жизни... «мы старины не рухаем, а новин не уводим» - провозглашали великие князья литовские, подтверждая старые права земель, находившихся под их верховной властью» (Лаппо). Таким образом, существенной чертой государственного строя великого княжества Литовского был федеративный характер (в противоположность московской централизации). «Литовско-Русское государство в XIV в. представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое» (Любавский).
Русское культурное влияние все более усиливалось в Литве, и сами Гедиминовичи постоянно обрусевали, некоторые из них и крестились в «русскую веру». Однако в конце XIV века Литовско-Русскому государству пришлось пережить тяжелый и опасный национально-политический кризис. После смерти Ольгерда (1377 г.) в литовской великокняжеской семье начались раздоры и борьба за власть. Великим князем стал один из сыновей Ольгерда, хитрый и жестокий Ягайло, который погубил своего дядю Кейстута, но встретил сопротивление некоторых областных князей, своих братьев. В это время соседняя с Литвой Польша переживала династический кризис. По смерти короля Людовика Венгерского (1382 г.) в Польше была признана королевой его несовершеннолетняя дочь Ядвига, и польские паны хотели устроить ее брак с Ягайлом, надеясь, что этот брак поведет к унии Польши с Литвою, точнее к присоединению обширного Литовско-Русского государства к королевству Польскому. Ягайло с радостью согласился [127] жениться на Ядвиге, чтобы этим браком укрепить свою власть и обеспечить себе помощь Польши как против немцев, так и против непокорных братьев. В 1386 году Ягайло принял католичество, женился на Ядвиге и стал королем польским, с именем Владислава. Перед тем как (1385 г.) Ягайло выдал в Крево польским послам обязательство не только самому принять католичество, но привести в католическую веру также всех своих родственников и подданных и присоединить навсегда свои земли к короне Польской. Уния 1385-1386 гг. была инкорпорациею (или «втелением») великого княжества Литовского в Польское королевство. Однако требование уничтожения государственной самобытности великого княжества Литовского вызвало открытое восстание литовских князей и бояр, во главе которого стоял двоюродный брат Ягайла Витовт Кейстутович. Восстание встретило общее сочувствие населения Литовско-Русского государства, и Ягайло вынужден был пойти на уступки: в 1392 г. в Острове было заключено соглашение, по которому Витовт был признан пожизненным великим князем Литовским под суверенитетом польского короля, с тем, однако, что после его смерти его владения должны были перейти под непосредственную власть последнего. Однако фактически Bитовт держал себя как самостоятельный и независимый государь.
Неудача в войне с татарами, которые в 1399 г. нанесли Витовту страшное поражение на р. Ворксле, вынудила Витовта снова искать соглашения с Ягайлом, и в 1401 г. договор об унии был подтвержден на условиях соглашения 1392 г. После этого оба государя действовали в согласии в вопросах внешней политики и в 1410 г. совместно вели войну против Тевтонского ордена, которому польские, литовские и русские полки нанесли страшное поражение при Грюнвальде.
В 1413 г. на Гродельском польско-литовском съезде был заключен новый договор об унии, согласно которому было признано постоянное существование великого княжества Литовского (под суверенитетом короны Польской); по смерти Витовта литовцы должны были избрать себе нового великого князя по соглашению с польскими королем, панами и шляхтой (так же и польский король в будущем должен был избираться по соглашению с литовцами). Литовские аристократы получили все права и привилегии, которыми пользовалась польская аристократии, однако лишь постольку, поскольку они были католиками, а не «схизматиками» (т. е. православными) или «неверными» [128] (нехристианами). Таким образом, литовская католическая аристократия заняла господствующее положение в государстве, образовав сравнительно узкий круг сотрудников и советников «господаря великого князя»; они образовали думу или «раду» великого князя, из их среды обычно он назначал своих наместников в областях.
В своей внутренней и внешней политике Витовт был сильным и деятельным государем. Встретив и подавив сопротивление некоторых областных князей, от которых он требовал «покоры» и послушания, Витовт упразднил крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Новгороде Северском, Киеве, на Волыни и Подолье; вместо прежних князй Рюриковичей или Гедиминовичей Витовт стал назначать в эти области своих наместников, которые управляли этими областями по-прежнему, при участии местного боярства.
В своей внешней политике Витовт также достиг значительных успехов. На рубеже XIV и XV вв. он присоединил к великому княжеству Литовскому княжества Смоленское и Вяземское, а также целый ряд так называемых верхнеокских княжеств. Таким образом, в начале XV в. великое княжество Литовское охватывало не только Литву, всю Северо-Западную и почти всю Юго-Западную Русь, но и западную часть Великороссии (целиком или частью губернии Смоленскую, Калужскую, Тульскую, Орловскую и Курскую)...
В конце правления Витовта подготовлялся план венчания его королевскою короною, но план этот не удалось осуществить вследствие противодействия поляков.
Хотя «втеление» Литовско-Русского государства и не удалось полякам, все же договоры об унии и «привилеи», явившиеся в результате этих договоров, оказали существенное влияние на социально-политический строй великого княжества Литовского. Они оформили и укрепили позицию литовской землевладельческой аристократии, предоставив ей все те социальные привилегии и политические права, которыми пользовались их «суседы» и «братья» в короне Польской. Городельской привилегией 1413 г. устанавливается участие литовской знати в избрании будущих великих князей Литовских (и королей польских), а также совещание знати с великим князем «pro bono publico». Таким образом, уния с Польшей (хотя бы только личная или династическая), сделав власть великого князя Литовского избирательной, воспрепятствовала образованию в великом княжестве сильной наследственной [129] монархии и сделала литовскую аристократию распорядительницею судеб государства. - «Принятие католицизма и постоянное политическое и житейское общение с Польшею открыли дорогу влиянию польской культуры на жизнь Литовско-Русского государства, усвоению идей и форм польской государственности» (Любавский). В великом княжестве Литовском создается ряд высших должностей по польскому образцу - воеводы, каштеляны, маршалки, гетманы, канцлер. Польский язык и польское культурное влияние в среде литовской аристократии начинают играть преобладающую роль. Часть русской аристократии, стремясь приобщиться к власти и привилегиям господствующего слоя, принимает католицизм и поддается полонизации, тогда как другая часть остается верна своей вере и народности, и таким образом возникает в Литовско-Русском государстве та национально-религиозная вражда и борьба, которой оно было совершенно чуждо в XIV столетии.