8. Псков. Внутренний строй и внешние отношения. Псков, один из самых древних и многолюдных русских городов, был расположен при впадении реки Псковы в реку Великую. Природное местоположение и сильные укрепления делали Псков почти неприступной крепостью на западной границе русского мира. В его кремле, или детинце, находился кафедральный собор св. Троицы, имевший для Пскова то же значение, какое Святая София имела для Новгорода. За пределами детинца находилось торговище, где по звону вечевого колокола собиралось большое псковское вече. Псков разделялся на 6 концов, которые были самоуправляющимися общинами.

Территория господина Пскова представляла собою длинную (около 300 верст), но неширокую полосу земли, расположенную в южной части по обоим берегам р. Великой, а на севере - по восточному берегу Псковского и [86] Чудского озер и реки Наровы. Псковская земля граничила на западе с владениями Ливонского ордена, на юге - с Литвой, на востоке и на севере - с владениями Великого Новгорода. Ряд псковских пригородов (в XV веке их было двенадцать) представлял собою укрепленные пункты для защиты от вражеских нападений (самым важным из них был древний Изборск, к западу от Пскова).

Псковская земля в южной своей части была довольно плодородной, и местное земледелие производило достаточно хлеба для прокормления многочисленного населения главного города. Важной отраслью сельского хозяйства здесь было разведение льна, а также конопли, которые составляли главный предмет псковского вывоза за границу. Обилие рек и озер делало возможным развитие рыболовного промысла, возможность сбыта продуктов в многолюдный город способствовала развитию огородничества. Торговля как внутренняя, так и внешняя также была достаточно развита в Пскове, но здесь она не играла той исключительно важной роли, как в Новгороде. Усиленное строительство церковных зданий и военных укреплений в Пскове и в пригородах способствовало образованию многолюдных групп строительных мастеров и рабочих.

Таким образом, псковское народное хозяйство представляло собой устойчивую и здоровую комбинацию различных отраслей - сельского хозяйства, промышленности и торговли.

Социальный состав псковского общества был подобен новгородскому, но с некоторыми существенными отличиями. Во главе общества и здесь был влиятельный класс бояp-землевладельцев. Однако «ограниченное пространство Псковской земли не давало такого простора для развития крупного боярского землевладения, какой открывался для того в беспредельной Новгородской области. Поэтому политическая сила псковского боярства не находила достаточной опоры в его экономическом положении... В связи с тем незаметно ни резкого сословного неравенства, ни хронической социальной розни, как в Новгороде» (Ключевский). Как и в Новгороде, мы видим в Пскове классы купцов, «житьих людей» и «черных», или «меньших», людей - ремесленников - мастеров и «наймитов». Среди сельского населения Псковской земли находим также «земцев», или «своеземцев», - зажиточных крестьян-собственников; затем - массу крестьян-«смердов», сидевших на государственных землях и плативших дань господину Пскову. На землях частных владельцев сидел [87] многочисленный класс «изорников» («орати» - пахать), крестьян-арендаторов, которые обрабатывали господскую землю и платили за пользование ею часть урожая; часто они получали от господина ссуду, «но долговое обязательство не стесняло личной свободы изорника» (Ключевский), который сохранял право перехода от одного землевдадельца к другому. В случаях спора с «изорником» по поводу полученного последним займа господин должен был обращаться в суд и представить 4 или 5 свидетелей для доказательства своих притязаний, иначе он терял свой иск[1].

Класс холопов, конечно, существовал и в Псковской земле, но, по-видимому, он не был здесь многочисленным.

Политический строй Пскова по внешним формам был подобен новгородскому. Вече «господина Пскова» было верховным правительственным органом Псковской земли и сосредоточивало в своих руках всю законодательную, военную, высшую судебную и административную власть.

Вече выбирало и сменяло князя и посадника, руководило всеми делами внешней и внутренней политики, делало постановления о производстве мобилизации и ведении военных операций[2].

Князь, избираемый вечем, должен был «целовать крест ко псковичам на пошлинных грамотах» или «на всех псковских пошлинах и старинах». Во время войны князь был военачальником псковской рати. В мирное время он правил и судил вместе с псковским посадником (в XV в. во Пскове обычно было два посадника). «Старые», т. е. бывшие посадники также принимали активное участие в делах управления и в военных операциях.

Вече «господина Пскова» назначало посадников в псковские пригороды. Небольшие размеры Псковской области, ее компактность и постоянная внешняя опасность со стороны немцев и Литвы не давали развиваться, здесь центробежным силам, и потому между Псковом и его пригородами не возникало серьезных конфликтов.

Внешние отношения. Первоначально Псков считался «пригородом» Новгорода Великого, но очень рано он обнаружил [88] стремления к самостоятельности. Уже в 1137 г. псковичи призвали к себе на княжение князя Всеволода Мстиславича, только что изгнанного из Новгорода, и «отложились» от новгородцев. В XIII в. псковичи не раз приглашали к себе князей по собственному избранию, а в 1265 г. в Псков «прибежал» из Литвы знаменитый князь Довмонт, крестившийся здесь и посаженный псковичами на княжение. «Его тридцатилетнее княжение было героическим периодом псковской истории, временем удалых подвигов и блестящих побед. Народ любил его... с его поры Псков уже твердо сознал свою самостоятельность» (Koстомаров). В 20-х и 30-х гг. XIV в. псковичи приняли к себе на княжение и долго удерживали у себя князя Александра Михайловича Тверского, рискуя вооруженным конфликтом из-за него с великим князем Московским. Наконец, в 1347 г. Новгород формально признал независимость своего «младшего брата» Пскова и обязался не назначать туда своих наместников и не «показывать» псковичей к своему делу.

Историческая роль Псковского государства и его историческая заслуга перед Русской землей состояла в его непрерывной, трехвековой борьбе с агрессивными западными соседями, литовцами и особенно ливонскими немцами. Весь пафос псковской истории и псковской летописи заключается в этой борьбе.

Отношения с Литвой, впрочем, не всегда были враждебными, но нападения немцев продолжались почти непрерывно; не раз они вторгались в псковскую область и подступали к крепким стенам Пскова и Изборска, не раз пытались взять эти крепости, но, встречая неизменный отпор «мужей псковичей», вынуждены были отступать «со многим стыдом и срамом», по выражению псковской летописи. В течение этой долгой и тяжелой борьбы псковичи не раз обращались к своему «старшему брату» с просьбой о помощи, но новгородцы «псковичам не помогаша ни словом, ни делом», ибо, заботясь о сохранении своих торговых связей и отношений, они не хотели вступать в вооруженные конфликты с немцами.

При таких условиях у псковичей остался единственный возможный союзник - это был великий князь московский. В XV в. Псков признал над собой верховное покровительство московского великого князя и принимал к себе князей в качестве его наместников, но сохранял свою полную свободу во внутренних делах и изгонял от себя тех князей, которые были ему «не любы». Во второй [89] половине XV века московский государь иногда пытается навязать псковичам князя против их воли, но еще в 1463 г. Иван III, по просьбе псковских послов, «отчину свою жаловал Пскова добровольных людей на старине, которого князя хощете, и яз вам того дам». До конца новгородской независимости Псков был нужен московским князьям как союзник против Новгорода, но с конца XV в. они уже не были заинтересованы в сохранении псковской независимости, и в 1510 г. Василий III присоединил Псков к московским владениям. Псковичи не оказали ему вооруженного сопротивления. Они лишь горько оплакали свою утраченную свободу и с болью в сердце подчинились суровой исторической необходимости... [90]

[1] Надлежит отметить, что в то время как в Псковской земле XIV-XV вв, крестьянин и землевладелец выступают как равные сторонь перед судом, в странах Средней Европы в это время сельское население, жившее на частновладельческих землях давно уже потеряло свою свободу и подчинялось вотчинному суду своих господ.

[2] В 1480 г., узнало внезапном нападении немцев, «посадники псковские вече созвонили нощию дважды, и поехаша посадники и мужи псковичи той ночи и назавтра ея поехали»...


<< Назад | Содержание | Вперед >>