В ноябре 1917 г. в Смольном состоялось собрание представителей интеллигенции, решивших сотрудничать с Советской властью. Председательствовал на нем Н. А. Бухбиндер - большевик, студент Психоневрологического института. Уроженец г. Гомеля, Н. А. Бухбиндервстретил Октябрьскую революцию, имея за плечами уже немалый опыт партийной работы во 2-м Городском районе Петрограда. До Октября работал в комиссии по народному образованию при Петроградской думе и в центральном комитете петроградских пролетарских культурно-просветительских организаций, в 1917-1918 гг. - в ВРК, Наркомпросе и Наркомпаце. В годы гражданской войны вел партийно-политическую работу в частях Красной Армии. После - на преподавательской и научно-исследовательской работе (Еврейская секция Истпарта). Бухбиндер - автор ряда научных трудов по истории национального (еврейского) рабочего движения в России, зубатовщине и гапоновщине.
Настоящий текст печатается по изданию: Красная летопись,1923, № 6, с. 293-301.
Высшая школа после экспериментов Шварца, Кассо и Игнатьева в последние годы, предшествовавшие падению царизма, быстро шла к полному развалу и разложению[1]. Студенчество, попавшее в ту пору, старательно профильтрованное, принадлежало, главным образом, к сынкам средней и мелкой буржуазии, и интересы его лежали далеко от науки и политики. Распространеннейший тип студента того времени, это - карьерист, мечтающий лишь о дипломе, аттестате и тепленьком местечке; другие занимались спекуляцией, поставками и казенными подрядами, и им лучше были известны кафе и прейскуранты, нежели профессора и лекции[2]. В такой атмосфере не только не замечался интерес к научной или политической деятельности, но все, что так или иначе это напоминало, старательно изгонялось и вытравлялось. В этой среде терялись, как песчинки в море, горсточки идеалистов-студентов, продолжавших нелегальную работу.
Февральская революция несколько потревожила этот муравейник, но мало нового внесла в него. Кадетские министры народного просвещения - Мануйлов и Ольденбург - оставили этот институт во всей его красе и неприкосновенности[3]. Это учреждение как было классовым, так им осталось и далее. Революция, естественно, вызвала интерес среди студенчества к политической деятельности, обозначались новые идейные группировки[4]. Подавляющее большинство его, за самыми малыми исключениями, [184] пошло за кадетами; меньшинство - за меньшевиками и соц[иалистами]-революционерами.
Октябрьскую революцию студенчество в массе своей встретило крайне враждебно. Вместе с остальной интеллигенцией оно очутилось по «ту сторону баррикады» и в рядах юнкеров билось против рабочих и крестьян.
К этому времени относится первая попытка, по инициативе пишущего эти строки, создания в Петрограде объединения коммунистического студенчества[5].
В течение всего 1917 года, до Октябрьского переворота, я работал в партийной работе во 2-м Городском районе; после Октябрьской революции - в Военно-революционном комитете, Наркомпросе и Наркомнаце. Везде я наблюдал отсутствие интеллигенции и большую в ней нужду. В это время я был убежден, что если повести соответствующую агитацию, то можно из среды студенчества многих привлечь на сторону Советской власти. К нам могли перейти, главным образом, студенты, вышедшие из крестьянства, или дети бедного чиновничества, составлявшие во всех высших учебных заведениях количественно весьма значительную беспартийную, неформированную массу.
Я изложил свои мысли тов. А. В. Луначарскому, с которым я был хорошо знаком по совместной работе в течение 1917 г. в комиссии по народному образованию при Петроградской городской думе и в Центральном комитете петроградских пролетарских культурно-просветительных организаций[6]. Ан[атолий] Васильевич] горячо поддержал меня.
Я предложил двум товарищам - партийным взяться за проведение моей идеи в жизнь. Те согласились, и втроем, таким образом, мы образовали «инициативную группу».
18 ноября устроили организованное собрание студентов и курсисток петербургских высших учебных заведений[7]. Оно было созвано в Смольном. В объявлении, помещенном в «Известиях ЦИК», было сказано, что приглашаются не только члены партии, но и «сочувствующие». Явилось свыше 200 человек. Многие пришли из любопытства: одним интересно было послушать тов. Луначарского, другим - посмотреть знаменитый «Смольный», где в это время помещался Военно-революционный комитет.
А. В. Луначарский в образной речи охарактеризовал Февральскую и Октябрьскую революции и горячо призывал [185] студенческую молодежь образовать «союз интеллигенции, верной народу» с целью поддержки рабоче-крестьянскому правительству. Он имел большой успех: ему много и горячо аплодировали.
Затем я в своем докладе подробно обрисовал различные течения и настроения студенчества и выяснил потребность в образовании студенческой организации большевиков.
Мой доклад вызвал продолжительные прения, принимавшие порой страстный характер. Некоторые высказались против самой идеи об учреждении студенческой организации, считая, что это может вызвать обособленность студентов от рабочих, что студенчество должно работать в общепартийных районных организациях, а не выделяться. Однако победило мое предложение. На этом собрании было избрано организационное бюро по созданию студенческой организации при Пет[ербургском] ком[итете].
Наше организационное бюро собиралось раза два на квартире у тов. Гальперштейна и одобрило разработанный мною план деятельности.
25 ноября в Смольном организационное бюро созвало второе общее собрание студентов-большевиков. Присутствовало чел[овек] 70. Многие - с большим партийным стажем. Не было теперь «сочувствующих», пришедших на прошлое собрание из любопытства.
Как всякое собрание в те дни открывалось неизменным докладом «О текущем моменте», и наше собрание открылось речами на эту тему покойного Слуцкого (был убит в 1918 г. в Крыму, будучи председателем Совнаркома Крымской республики) и И. Безработного-Мануильского (наркомзема Украины). Особенно удачна была речь т. И. Безработного, который в свое изложение вплел некоторые яркие личные воспоминания об участии в революционном движении в 1905 г. петербургского студенчества.
Затем я сделал доклад «О задачах студенческой организации большевиков».
В своем докладе подробно охарактеризовал эволюцию течений в среде студенчества, начиная с 900 г., и современные его настроения.
- События с февраля месяца, - сказал я в своем докладе, - ясно и определенно показали, что единого студенчества не существует. Его раздирает та же классовая [186] борьба, что и современное общество. Отчетливо обозначались два резких и враждебных лагеря: лагерь социалистический - очень малочисленный - и лагерь контрреволюционный, буржуазный, насчитывающий очень много сторонников среди студентов, составляющих большинство в современной русской высшей школе, главным образом, вследствие той эволюции, которую проделала последняя с 905 г. благодаря тем экспериментам, которые проделало над ней царское правительство. Все же остальное студенчество - самая значительнаяего часть - стоит вне политической жизни, ею не интересуется, в ней не участвует, это - аполитичная, неоформившаяся масса.
В данную минуту социалистическое течение, в частности большевистское, значительно возрастает. С огромной силой ощущается потребность объединения всех наших единомышленников. Задачи новой организации приблизительно следующие: привлечение в ряды нашей партии новых членов, организация фракций в учебных заведениях, мобилизация студенческих сил для срыва саботажа контрреволюционного чиновничества, активное участие в учебной жизни учебных заведений, стремясь занять преобладающее место во всех возникающих и существующих институтах, как-то: старост и пр., и, наконец, активное участие в различных государственных комиссиях по реформе высшей школы. Далее, вступить в связь с провинцией, чтобы подготовить всероссийскую конференцию. Нам необходимо будет в целях агитации и пропаганды устраивать лекции, рефераты, издавать свой журнал, открыть партийную школу и пр.
Затем был избран исполнительный комитет. В него вошли Н. А. Бухбиндер, А. Д. Розовская, Иоселевич, Кордовский, Ассарбак, С. Шульга, Марченко, Андреев, Шуфер, Алексеева и Цвибак.
Мы приступили к работе. Успех мы имели большой, далеко превзошедший наши ожидания. Ежедневно студенческую организацию, помещавшуюся по Почтамтской ул., в прекрасной квартире бывшего игорного клуба, осаждали десятки студентов, просивших о принятии их в число членов. Таким образом, наша организация быстро возрастала. Помнится, что, когда в январе 1918 г. я в своем докладе в Пет[ербургском] комитете указал, что у нас около 200 человек, то все были поражены. Столь велик был энтузиазм среди учащейся молодежи в те дни. [187]
Остальная студенческая молодежь была настроена против нас очень враждебно. Об этом свидетельствует следующий инцидент, разыгравшийся в связи с лекцией А. В. Луначарского.
15 декабря наша организация решила устроить публичную лекцию в каком-либо высшем учебном заведении тов. А. В. Луначарского на тему «Студенчество и социализм»[8]. Остановились на помещении Высших женских курсов, так как оно находилось на Вас[ильевском] острове, недалеко от университета: было желательно привлечь и универсантов. Пошли нанимать помещение я и тов. Розовская. Хозяйственная комиссия курсов согласилась уступить нам залу, хотя в душе была не рада «вторжению» большевиков. Очень быстро по всему огромному зданию разнесся слух о том, что большевики хотят устроить лекцию тов. Луначарского. Курсистки в несколько минут созвали «летучку». Собралось около 100 чел. «Для объяснений» пригласили меня и тов. Розовскую. Мы полагали, что курсисток неправильно информировали о том, при каких обстоятельствах произошел «захват» здания, мы согласились прийти на собрание. Однако здесь нас встретили бешеным женским визгом и криком, оскорбления на нас посыпались со всех сторон. Нас попытались даже «арестовать». Помнится, что председательница митинга в своей речи, сопровождавшейся невообразимым женским истерическим визгом, особенно напирала на то, что в их учебном заведении нет ни одной большевички, поэтому мы не имеем права устраивать в нем наши лекции. Однако бестужевки жестоко ошибались. Не все у них на этот счет обстояло благополучно, и, например, тов. Алексеева, член исполнительного комитета студенческой организации, была бестужевкой.
После нашего ухода среди курсисток произошел раскол, но большинству удалось провести резолюцию, в которой «горячо протестуют против захвата большевиками здания». В день лекции они сорвали нашу афишу и вместо нее вывесили плакат о том, что лекция «под бойкотом». На улице при входе они вели усиленную агитацию. Когда приехал А. В. Луначарский, к нему подошла небольшая группа молодежи и заявила, что лекция устроена помимо их воли, что она под бойкотом, что она будто не состоится, и т. д.
Лекция собрала огромное количество слушателей: самая большая аудитория В[ысших] ж[енских] к[урсов] [188] была переполнена, положительно негде было яблоку упасть. Стояли в проходах, на скамьях, плотно прижавшись друг к другу. Собралось свыше 2000 учащихся, рабочих и солдат. Многие не могли попасть и остались на улице. Это был первый большой митинг, где народный комиссар просвещения тов. Луначарский встретился со студенческой молодежью.
Признаться, наш исполнительный комитет немного волновался накануне лекции. Мы думали, что агитация враждебно к нам настроенных курсисток несколько повлияет на успех лекции. Однако, вопреки ожиданиям, среди учащейся молодежи с громадной силой проявился интерес к тому, что скажут на этой лекции большевики. Мне пришлось на этой лекции председательствовать. Я был все время в настороженном состоянии, предчувствуя, что наши враги не дадут нам благополучно довести до конца наше собрание и непременно выкинут какую-нибудь «штуку», чтобы его сорвать.
А. В. Луначарский в поразительно красивой речи, сказанной с чрезвычайным подъемом, обрисовал величие Октябрьского переворота. Он был в ударе и положительно очаровал аудиторию. Речь его несколько раз прерывалась шумными аплодисментами. По окончании ее А. В. Луначарскому была устроена шумная овация.
Его засыпали записками, и он дал на все вопросы исчерпывающие ответы. Во время происшедших затем дебатов выступили двое социал-революционеров, но никакого успеха не имели.
Как я выше указал, я все время ожидал, что наши враги попытаются сорвать лекцию. Оно так и случилось. Теперь они решили прибегнуть к тому средству, каким пользовались при царизме в борьбе с черносотенцами-профессорами, а именно: к химической обструкции. В самом конце лекции тов. Луначарского мне как председателю неожиданно кто-то подает записку о том, что в нескольких местах на полу положены баночки с сероводородом. В это же время в дальнем углу слышится какой-то шум и раздается женский крик: оказалось, что кто-то во время давки нечаянно наступил на одну из баночек, и в зале начал распространяться удушливый запах. Я показал полученную мною из публики записку стоявшему около меня рабочему, тов. Сереброву, и он стремительно пробился через публику и вынес на двор злополучные баночки. Аудитория проявила поразительно [189] спокойствие и самообладание. Попытка химической обструкции не удалась. Эта позорная затея вызвала общее возмущение и негодование. Тут же в зале были арестованы устроители ее. На следующий день по распоряжению тов. Луначарского они были освобождены.
Лекция тов. Луначарского значительна подняла среди студенчества интерес к нашей организации. Главное внимание уделялось нами работе Бюро труда. Главная задача его заключалась в том, чтобы привлечь культурные силы, интеллигенцию к работе в советских учреждениях и тем самым сорвать саботаж чиновничества. В те дни он ведь свирепствовал вовсю. В этом направлении удалось многого достигнуть: десятки работников были направлены Студ[енческой] организацией в различные учреждения и там заняли частью весьма ответственные должности, другие же работали в качестве рядовых.
С целью привлечения студенческой молодежи к нашему Бюро труда в декабре - январе тов. Луначарский выпустил специальное воззвание. Оно было следующего содержания:
К УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Я получаю очень много писем от студентов и курсисток, а иногда и от гимназистов старших классов, писем, свидетельствующих о самом горячем намерении с их стороны поддержать рабочее и крестьянское правительство, резко отмежеваться от интеллигентократов, судорожно стремящихся отстоять привилегии буржуазии и свою собственную власть, начать борьбу с этим бунтом людей, получивших образование за счет народа. Есть много молодых интеллигентов, хорошо рассмотревших рожки властолюбия и корыстолюбия под венком из лавров культуры и тернием мнимого мученичества, в который рядятся интеллигентные услужающие капитала. Но при самых лучших намерениях идущая нам навстречу интеллигенция как будто проявляет некоторую организационную беспомощность.
Что нам делать? - спрашивают ее представители.
Прежде всего организоваться.
Студенты, курсистки, старшие ученики и ученицы средних учебных заведений должны немедленно приступить к делу широкой организации, к сплочению и объединению своих сил на почве тех или иных [190] практических мероприятий, преследующих благо народа.
Теперь, когда впервые в истории народ взял власть в свои руки, его встретил ожесточенный и упорный саботаж контрреволюционного чиновничества.
Долг той части интеллигенции, которая осталась верной народу, сорвать этот саботаж.
Начало этому положено. При студенческой организации большевиков создалось Бюро Труда.
Все, кто хочет служить народу в этот критический для него час, должны объединиться вокруг этой организации.
Границы такой организации ясны. Саботажникам в нем не может быть места. Стоявшие же на платформе II Съезда Рабочих, Солдатских и Крестьянских Советов, входят в него все.
Такие организации частично возникают со всех сторон. Необходимо слить все эти ручьи в один поток.
В близком будущем я созову большой митинг такой молодежи, на котором я попрошу участвовать как всех уже объединившихся друзей наших среди учащейся молодежи, так и тех, которые не успели или не сумели еще примкнуть ни к одной организации. Мы поговорим о сделанном, а также о планах на будущее: о формах общей организации, о созыве в близком будущем соответственной всероссийской конференции и о выборе для того организационного бюро.
А. В. Луначарский
При Студенческой организации был открыт клуб, буфет, библиотека и читальня.
В январе 1918 г. удалось выпустить № 1 журнала «Студенческая правда» - органа нашей организации. Дали для него статьи тов. Луначарский и Полянский. Остальной материал я сам написал, частью под псевдонимами. Для следующих номеров обещали дать статьи т. Калинин, Крупская, Лещенко и др. Однако больше «Студенческая правда» не выходила. Главная причина - отсутствие работников. Все мы, кроме работы в Студ[енческой] организации, весь день, а часто и до позднего времени были заняты в различных наркоматах.
В январе Студ[енческая] орг[анизация] распространила воззвание «Ко всему студенчеству», которое составили я и тов. Цвибак. Воззвание это было следующего содержания. [191]
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
КО ВСЕМУ РЕВОЛЮЦИОННОМУ СТУДЕНЧЕСТВУ
Товарищи!
В мрачные годы царизма и реакции революционное студенчество, идя бок о бок с рабочим классом, вписало прекрасные страницы в историю революционного движения. Достаточно вспомнить славные имена революционных борцов-студентов, жертвовавших своею жизнью за дело рабочего класса, за социализм.
После свержения царизма и установления буржуазного режима студенчество в большинстве своем отошло от рабочего класса и перешло в лагерь контрреволюционной буржуазии, как будто бы с установлением буржуазного режима цель его была достигнута.
Это - явление не случайное, объясняется оно разнородным составом студенческой массы. В самом деле, наряду со студентами, вышедшими из буржуазной среды, есть масса студентов из среды трудового народа, отцы и братья которых работают на фабрике или обрабатывают землю в деревне. Сами же они находятся в постоянной зависимости от буржуазии. Заполняя ее коммерческие и др. предприятия, они отдают ей на служение свои знания и опыт. Но в большинстве своем они настолько отравлены ядом буржуазной лживой науки, что не сознают, что по существу своему они такие же пролетарии, как рабочие и беднейшие крестьяне.
Непонимание своих классовых интересов, преданность душой и телом капиталу студенчество с особенной силой обнаружило в великие дни рабочей революции. Оно, так упорно боровшееся во времена царизма за освобождение рабочего класса, изменило ему в дни его победы: одни в юнкерских шинелях вместе с буржуазией расстреливали рабочих и солдат, другие организовывают яростный и упорный саботаж, срывающий важнейшие завоевания Октябрьской революции.
Между тем лишь торжество пролетариата, являющегося носителем чистой науки, призванного историей создать новую науку, новую мораль, новое искусство, открывает прекрасные перспективы дальнейшего прогресса всех завоеваний человеческого ума; оно дает возможность всем талантливым людям развить свой талант и использовать его в интересах трудящихся и эксплуатируемых, а не эксплуататоров. [192]
Ко всем нашим заблуждающимся товарищам мы обращаемся с кличем:
«Опомнитесь, товарищи! Вдумайтесь в свое положение, поймите, что ваши интересы, интересы интеллигентных пролетариев, совпадают с интересами рабочих, занятых на заводе, и крестьян - в деревне».
Поймите, что только вместе с пролетариатом, помогая ему преодолевать все препятствия на пути преобразования современного общества, мы добьемся мира, земли, хлеба и свободы, которые так необходимы всем нам.
Докажите, что вы - молодые интеллигенты - остались верны трудовому народу и до конца готовы вместе с ним бороться за торжество социализма.
Дружными, сплоченными рядами идите под красное знамя пролетарского социализма, записывайтесь и работайте в пролетарской партии большевиков, объединяющей многомиллионные массы рабочих, солдат и крестьян, понявших, что только эта партия может избавить страну от всех ужасов четырехлетней проклятой бойни и привести человечество к светлому царству социализма.
Да здравствует рабочая и крестьянская революция!
Да здравствует правительство Сов. Раб., Солд. и Кр. Деп.!
Да здравствует единение трудящихся всего мира!
Да здравствует социализм!
Январь 1918 г.
Петербург
П.К. Р.С.-Д.Р.П. (больш.)
В марте 1918 года, когда Германия прервала мирные переговоры и двинула свои войска против Советской России[9], среди студенчества наблюдался большой энтузиазм. Наша организация приступила к организации из специалистов санитарных, подрывных и др. отрядов. Многие являлись, записывались в отряды и просили о скорейшем их отправлении на фронт.
Студенческая организация при Пет[ербургском] ком[итете] РСДРП (больш[евиков]) просуществовала до мая - июня 1918 года, когда в связи с выработкой нового устава Пет[роградской] организации РСДРП (больш[евиков]) было признано невозможным существование при Петербургском комитете подобной самостоятельной организации. Она была заменена клубом коммунистического студенчества. Студенческий клуб продержался до настоящего времени. В связи с изменением состава студенчества в Студенческую организацию влились новые [193] пролетарские силы, и он теперь не знает той ожесточенной борьбы с другими элементами в учебных заведениях, какую в свое время нам пришлось выдержать.
Мало кто уцелел из старых работников Студенческой организации. Одни погибли на различных фронтах, другие попали в плен и были зверски замучены.
Подводя итоги деятельности Студенческой организации при Пет[ербургском] ком[итете] РСДРП (больш[евиков]), следует признать, что она была довольно значительна. Ей удалось объединить довольно большое число коммунистов-студентов, дать много работников для советских учреждений, содействовать срыву свирепого саботажа старого чиновничества, широко распространить идеи коммунизма среди беспартийного студенчества. Студенческая организация вписала яркую страницу в историю Октябрьской революции.
[1] Под экспериментами министров народного просвещения Шварца, Кассо, Игнатьева подразумевается ряд мероприятий, направленных против свободомыслия и развития революционного движения в высшей школе, в частности, насаждение в учебных заведениях реакционных профессоров (с 1905 г. они назначались министром просвещения, а не избирались ученым советом), усиление монархических студенческих организаций так называемых «академистов», преследование передового в политическом отношении студенчества (см. подробнее: Купайгородская А. П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти (1917-1925). Л., 1984).
[2] Представляется, что мемуарист крайне однобоко оценивает студенчество, которое находилось в основном в тяжелом материальном положении. По сообщению газеты «Речь» в 1915 г., без постоянных или временных заработков многие студенты вообще не могли существовать, причем это касалось зачастую и студентов, принадлежащих к привилегированным сословиям, которые не получали от своих семей достаточных средств. 80% бюджета отнимали расходы на жилье и питание. В 1917 г. 1/6 части учащихся Петроградского университета не смогли внести плату за обучение.
[3] После свержения самодержавия при министерстве народного просвещения был создан Государственный комитет по народному образованию и организованы комиссии по реформе высшего, среднего и прочего образования, которые наметили ряд мероприятий по изменению уставов высших учебных заведений, расширению прав студентов, демократизации состава слушателей университетов. Но ни провести коренную ломку высшей школы в соответствии с требованиями времени, ни даже осуществить последовательно серию реформ комитету не удалось.
[4] Аудитории высших учебных заведений столицы превратились в это время в настоящие поля сражений, где представители различных политических партий на митингах, сходках, собраниях стремились завоевать в свои ряды новых сторонников среди интеллигенции. Регулярные лекции прекратились, и высшие учебные заведения фактически перестали функционировать. «Петроградские ведомости» писали: «Большинство студентов ушло в политическую деятельность... Часть студенчества организует вместо учебных занятий рефераты и лекции на злободневные политические темы. Другая же часть разъезжается в провинцию, считая свое присутствие необходимым для агитации по политическим и социальным вопросам... Студенчество как самый молодой, а потому как самый восприимчивый орган общества наиболее сильно захвачено этими страстями» (цит. по: Купайгородская А. П. Указ. соч., с. 24).
[5] Автор допускает неточность. Небольшая студенческая группа под руководством Е. Д. Стасовой была создана при ЦК РСДРП (б)еще в марте 1917 г. Основной ее задачей было ведение пропагандистской работы.
[6] 20 августа (2 сентября) 1917 г. решением ЦК партии Луначарский был назначен зав. литературным отделом большевистской газеты «Пролетарий», введен в состав редакции журнала «Просвещение» и в этот же день избран товарищем петроградского городского головы по вопросам культуры. По его инициативе была подготовлена 1-я конференция пролетарских культурно-просветительских обществ.
[7] Собрание студентов и курсисток петроградских вузов состоялось в Смольном 13 (26) ноября 1917 г.
[8] Лекция Луначарского «Студенчество и социализм», организованная студенческой организацией в Петрограде, состоялась 14 (27) декабря в помещении Бестужевских курсов (10-я линия Васильевского острова). В течение января - февраля были устроеныи другие лекции («Студенчество и социалистическая революция»; «Марксизм и анархический социализм»), митинг «Школа и революция», где выступали с речами А. В. Луначарский, Д. И. Лещенко, Л. Р. Менжинская, 3. Г. Гринберг, П. И. Лебедев-Полянский.
[9] Здесь мемуарист ошибается. Наступление австро-германских войск по всей линии фронта началось 18 февраля в 12 часов дня. (См. подробнее: воспоминания К. В. Новгородцевой-Свердловой, М. Д. Бонч-Бруевича и примечания к ним.)