В апреле 1958 г. разразился очередной правительственныи кризис. Реакционные круги, воспользовавшись разобщением левых сил, перешли к активным действиям с целью ликвидации демократических институтов. Главную ставку они сделали на армию, командные посты в которой были заняты ультрареакционерами. Реакция контролировала также многие ключевые посты в государственном и административном аппарате. 13 мая 1958 г. реакционная армейская верхушка подняла антиреспубликанский мятеж в Алжире, который должен был послужить сигналом к выступлению крайне правых сил во Франции. Мятежники добивались передачи власти в руки генерала де Голля и доведения войны в Алжире «до победного конца».
Угроза установления в стране военно-фашистской диктатуры всколыхнула рабочий класс. ФКП, ВКТ и другие рабочие организации потребовали от властей принятия решительных мер для ликвидации мятежа: сместить с занимаемых постов, арестовать и предать суду заговорщиков, распустить фашистские организации, провести чистку полиции и армии, обеспечить демократические свободы.
Созданные по инициативе ФКП и ВКТ рабочие патрули и комитеты защиты республики предотвратили попытки проведения фашистских демонстраций. На заводах проходили собрания и стачки протеста. В республиканских антифашистских демонстрациях участвовали сотни тысяч людей. В 28 департаментах были созданы «комитеты бдительности», опиравшиеся на поддержку трудящихся и возглавляемые рабочими и республиканцами.
Коммунисты, социалисты, республиканцы, радикалы единодушно выступили против мятежников. ВКТ приняла решение о проведении всеобщей забастовки в защиту республики. В поддержку забастовки высказались СФИО и находившиеся под ее влиянием профсоюзы - «Форс увриер» (ФУ). Но в разгар подготовки стачки правое крыло СФИО, ФУ и Французская конфедерация христианских трудящихся резко изменили курс, отказавшись от единых действий с коммунистами в борьбе с мятежниками. Это было сделано в тот момент, когда части парашютистов были переброшены мятежниками из Алжира на Корсику и над страной нависла непосредственная угроза гражданской войны.
В июне 1958 г. генерал де Голль, ранее демонстративно отошедший от политической деятельности, был назначен Национальным собранием главой правительства. IV Республика пала, и во Франции был установлен режим личной власти. Мятежники в Алжире признали власть де Голля и прекратили военные действия.
Установление режима личной власти нанесло тяжелый удар по демократии. Оно явилось прямым результатом раскола левых сил [208] страны, усталости народных масс от длительных колониальных войн, надежд на то, что новый режим положит конец этому. Немаловажное значение в этой связи имел и личный авторитет де Голля - участника антифашистского движения Сопротивления, противника коллаборационистского режима Петэна. Определенное влияние на позиции масс оказал и шантаж гражданской войной, организованный реакцией. «IV Республика, - отмечал М. Торез, - погибла не вследствие чрезмерной демократии, а в результате слабости, недостаточности, постоянной деградации демократии, которая самоотречением, дискредитацией парламентского режима, конфискацией левой прессы, антирабочими репрессиями, угнетением и подавлением колониальных народов подготовила собственную гибель».