Статья была написана Плехановым в 1896 г. по просьбе его болгарских друзей для газеты «Социалист» - органа социал-демократической партии Болгарии. Газета выходила в Софии с осени 1895 г., ответственным редактором ее был Георгий Бакалов. Статья была напечатана в № 68 этой газеты от 23 сентября 1896 г. и вторично в 1903 г. в журнале «Работнишко дело», № 5. По-русски статья была перепечатана в «Летописях марксизма», в № IX - X за 1929 год, откуда и перепечатывается. В «Летописях марксизма» ошибочно указан год первого издания - 1895.
Во всех цивилизованных странах подкупленная капиталистами пресса ведет поход против социал-демократии и мечет громы и молнии против «разрушительных тенденций рабочего класса».
Она права. В настоящее время в рабочем классе действительно много разрушительных тенденций.
Рабочие требуют сокращения рабочего дня до восьми часов. Они требуют этого дружно, громко и настойчиво. На требование это эксплуататоры отвечают клеветой, бранью и насмешками, лишают «бунтовщиков» хлеба, подвергают их всякого рода полицейской травле, а иногда прибегают даже к расстрелам. Но они сами видят, что дело их проиграно, что не сегодня - завтра, не через год, так через несколько лет им придется уступить и исполнить требования рабочих. Одно это сознание отравляет капиталистам жизнь, и не мудрено, что они вздыхают по доброму старому времени, когда ничего не было слышно о международном социализме, а рабочий был послушным орудием в руках капиталистов.
Сокращение рабочего дня чрезвычайно важно для рабочего класса. Это - первый решительный шаг в сторону коренного переустройства всего общественного строя.
Буржуазные ученые на все голоса твердили и твердят, что рабочий обречен на бедность, что бесполезна всякая борьба против этого «естественного экономического закона», который осуждает рабочего на полуголодное существование.
Когда-то рабочие верили в эту буржуазную проповедь. Они считались с этими «естественными законами», на которые всегда ссылались эксплуататоры, когда к ним предъявлялись какие-нибудь требования.
Но время это прошло и никогда не вернется. Рабочие всех цивилизованных стран начали совсем другими глазами смотреть на эти «естественные экономические законы».
Наши деревенские старухи до сих пор верят в то, что гром происходит от того, что пророк Илья на своей колеснице разъезжает по небу. Старухи эти не знают, что такое гроза, повторяют: «Свят, свят, свят!» и жгут свечи перед иконами, как только услышат гром.
Но люди образованные знают, что гром и та самая сила электричества, которая пугает деревенских старух, дает нам возможность освещать улицы и двигать машины.
Человек невежественный слепо подчиняется силам природы; человек, обладающий знаниями, подчиняет эти силы своей воле. [31]
То же имеет место и в сфере социальной. Пока рабочие не разбирались в том, откуда происходит «естественный закон», который их обрекает на подчинение капиталу, они волей-неволей покорялись этому «закону». Нищета их была естественна и неизбежна.
Но как только они поймут происхождение этого «закона», как только понимание это распространиться во всем рабочем классе, наступит конец господству жестокого «закона», т. е. бедности рабочего класса.
Рабочие бедны, когда средства производства (земля, фабрики, сырье и т. д.) принадлежат капиталистам. Чтобы не умереть с голоду, рабочий должен наняться к капиталисту. И до тех пор, пока положение это не измениться, не перестанет действовать жестокий закон, который осуждает на нищету и всякого рода лишения.
Но действие этого закона прекратиться, от самого закона не останется и воспоминания, когда средства производства перестанут быть частной собственностью и перейдут в руки общества, т. е. всего трудового народа.
С этим капиталисты не могут добровольно согласиться. Поэтому-то борьба рабочих против «естественного закона» капиталистического общества означает борьбу рабочих против капиталистов.
Каждый шаг этой борьбы приближает падение капиталистического общества.
Требовать сокращения рабочего дня значит бороться против того «экономического закона», который позволяет капиталисту эксплуатировать рабочего до последней степени. Сокращение рабочего дня, - говорит Маркс, - есть первая победа экономии труда над экономией капитала.
Но это не все.
Чтобы отнять у капиталиста средства производства, надо:
1) чтобы рабочий класс каждой отдельной страны сплотился в особую рабочую партию;
2) чтобы рабочие партии отдельных стран действовали дружно и, насколько это возможно, составили единую международную рабочую партию.
Капитализм охватывает в настоящее время все цивилизованные страны. Поэтому побежден он может быть лишь дружными, соединенными усилиями рабочих всех цивилизованных стран.
Чтобы овладеть средствами производства и положить конец нынешнему экономическому строю, рабочий класс должен стать господином положения, т. е. он должен взять политическую власть в свои руки. Когда политическая власть перейдет в руки революционного пролетариата, тогда все царские, королевские и княжеские троны распадутся в прах. Власть революционного пролетариата несовместима даже с ограниченной, конституционной монархией, с которой по сей день в добром согласии живет либеральная [32] буржуазия в целом ряде западноевропейских государств.
Текст воспроизведен по изданию: Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова. - Т. I. - М., 1973. С. 31 - 33.