Документы перед II-ой мировой войной - Документы 1937 - 1939 гг. |
В эти дни народ Чехословакии очень обеспокоен, наблюдая попытки дать возможность вмешиваться во внутренние дела Чехословакии некоторым великим державам, оказывающим нажим на проведение мероприятий, [159] которые серьезно затронули бы суверенитет и целостность республики.
Народ Чехословакии хочет мира. Но он отвергает утверждения о том, будто бы угроза европейскому миру создалась из-за неуступчивости Чехословакии в решении национальной проблемы. Угроза миру в Европе возникла не из-за нерешенности национального вопроса в Чехословакии, а из-за действий фашистских агрессоров и их планов овладения Чехословакией, Придунайской областью и Балканами.
Как никто не верит тому, что японские агрессоры вторглись в Китай для того, чтобы «навязать ему мир», как любому известно, что иностранные интервенты в Испании заинтересованы в природных богатствах и захвате стратегически важных областей Испании, так и в отношении Чехословакии разговоры о национальной проблеме являются только прикрытием истинных захватнических пангерманских планов.
Все, кто утверждает, что хотят в интересах мира своими советами и нажимом воздействовать на Чехословакию, должны были бы произвести нажим там, где действительно существует очаг опасности,- в местонахождении фашистских военных агрессоров.
Чешский и словацкий народы решат свои отношения с другими [населяющими страну] народами сами, они достигнут дружественного сосуществования с ними лучше всего тем, что будут осуществлены справедливые языковые, культурные, экономические и социальные требования этих народов. Огромное большинство народов Чехословакии выступает против того, чтобы генлейновская агентура германского фашизма была допущена к власти. Выполнение требований, содержащихся в меморандуме генлейновской партии, означало бы растерзание республики на части, признание господства германского фашизма над Чехословакией, конец ее самостоятельности.
Народ Чехословакии, который 21 мая не позволил запугать себя открытыми военными угрозами, не подчинится и теперь нажиму и проведению таких мероприятий, которые в нынешней обстановке дали бы фашистскому агрессору и его агентам возможность осуществления их агрессивных планов.
Мы предостерегаем от любых переговоров о так называемой нейтрализации Чехословакии, которая означала [160] бы отказ от друзей и сдачу на милость и немилость врагов. Точно так же мы предостерегаем от стремлений заключить «пакт четырех», который означал бы решение наших внутренних дел без нашего участия, диктат четырех великих держав, в том числе Италии и Германии, и отстранение СССР.
Чехословакия является самостоятельным государством, и только ее народ имеет право решать судьбу своей страны. Он не подчинится ни шантажу и нажиму со стороны агрессора, ни унизительным советам, от кого бы они ни исходили.
Мы знаем, что эту нашу точку зрения полностью понимают широкие демократические массы за границей, в особенности народы Франции и Англии. Мы благодарны за весомые выступления на международной арене, которые за последние недели оказали поддержку справедливому делу Чехословакии, в последний раз - на большом конгрессе РУП, международной организации в защиту мира в Париже.
Мы одобряем последнее выступление министра иностранных дел СССР Литвинова[1], которое подтверждает, что наш самый сильный и самый надежный союзник не хочет вмешиваться и давать нам советы по вопросам, касающимся как решения национальной проблемы, так и любого другого нашего внутреннего вопроса.
Чехословакия не является колонией или доминионом какой-либо великой державы, а направление посредников, которые должны вести переговоры с генлейновскими государственными изменниками как с равноправным партнером правительства, подрывает только авторитет правительства и усиливает неуступчивость ирредентистских элементов.
Издание генлейновской партией брошюры[2], объявляющей предложения правительства совершенно недостаточными, а также письмо депутата Кундта председателю правительства, в котором поставлен вопрос, являются ли после приезда лорда Ренсимена действительными предложения правительства,- все это свидетельствует о том, что генлейновская партия чувствует поддержку своим притязаниям и полагает, что наступила благоприятная обстановка для того, чтобы достигнуть выполнения своих далеко идущих требований.
Народ Чехословакии хочет, чтобы правительство не нарушало суверенитета и целостности республики, не [161] делало никаких уступок, которые были бы использованы фашистскими ирредентистами для внутреннего разложения и захвата республики.
Политика правительства не должна ослаблять боевой решимости народа защищать республику. Народ не допустит, чтобы в правительство вошли чехословацкие зейсинкварты.
Решительное выступление Чехословакии 21 мая укрепило ее независимость, оказало большую услугу делу мира, вынудило уже перешедшего в атаку агрессора к отступлению.
К сожалению, после 21 мая был упущен благоприятный момент, когда следовало действовать решительно, дать народным массам нечешских национальностей самые широкие права, совместимые с целостностью республики, и одновременно решительно покончить с террором и изменническими действиями ирредентистских подстрекателей.
В этот серьезный момент мы вновь повторяем наш призыв от 21 мая. Сейчас необходимо полное и нераздельное единство всех тех, кто верен делу защиты республики, необходимо единство чехов и словаков, а также немецких, венгерских, польских демократических слоев, всего народа Закарпатья, которым так же, как и чехам и словакам, угрожает агрессия фашизма.
Народ Чехословакии, готовый ко всем жертвам во имя защиты республики, будет начеку, чтобы защищать мир, суверенитет, целостность и демократический характер республики.
[1] См.: Телеграмма народного комиссара иностранных дел СССР полномочному представлю СССР в ЧСР (25 июня 1938).
[2] Была издана после состоявшихся 27-31 июля 1938 г. переговоров лидеров Судето-немецкой партии с Гитлером; в брошюре был отвергнут проект статута национальных меньшинств, предложенный чехословацким правительством.
Текст воспроизведен по изданию: Документы по истории мюнхенского сговора. 1937 - 1939. - М., 1979. С. 159 - 162.
Комментарии |
|