Русская социал-демократия - Переписка |
Опубликовано в кн.: «Группа "Освобождения труда"», сб. 6. М. - Л., 1928, стр. 206 - 208.
Дорогой Жоржик, не могла бы я, пока не кончится эта сумятица, отдохнуть ни в Цюрихе, ни в Женеве. Если бы я туда поехала, так не для отдыха, а для убеждения Вас [...] Я не веду никаких переговоров с Гришиным, а лишь разговоры [...] Я думаю, что разговоры с Блюменфельдом, Гинзбургом, с Вами (предпоследнего письма) волновали бы меня еще больше, чем с ним. Он для меня просто объективный, необходимый факт действительности. А в том, что сделаете Вы (хоть бы я на край света во время Ваших действий запряталась), я буду чувствовать [168] себя виноватой, это и меня обяжет. Не могу я передать Вам своего голоса. Я знаю, что у меня чутье действительности (того, что есть на самом деле) неизмеримо больше, чем у Вас. У Вас оно заслоняется (иногда прямо до сумасшествия) представлением о том, что должно быть, но чего нет, и нет средств сделать, чтобы оно было. Вы утопист в практических отношениях, не меньше Фурье. Вы ошибаетесь, когда думаете, что против нас только 2 дурака, которых надо высечь. Против нас почти вся молодая эмиграция с присоединением тех элементов из студенчества, которые уже действовали или собираются серьезно действовать. Они полны энергии, чувствуют за собой Россию в виде Вильны, Минска и Киева (Эттингер). Они деятельно готовятся к выступлению, пишут в Россию, собирают силы по всей Европе.
[...] Я боюсь, что вам всем в Женеве кажется, что с ними следует расправиться или административным порядком за нарушение тех или других статей устава (они их, вероятно, нарушат) или посредством подобранного большинства (не принять Эттингер и Петербуржца, хотя по соглашению с россиянами всякий член русского Союза, приезжая за границу, становится нашим членом, и вытащить на сцену Гуковского). Формально это возможно, но эта-то наша формальная победа и была бы нашим величайшим поражением. Мы не можем исполнять функции Союза: создать рабочую литературу. Вы говорите, что нельзя бросить то дело, которое мы делали 15 лет. Да за последние 3 года мы делаем совсем не то, которое делали в предыдущие 12. То мы могли бы продолжать. Это я и предлагаю. Издавать же такую литературу для рабочих, которая удовлетворяла бы требованиям россиян, мы не можем. И всем кажется при этом, что мы мешаем тем, кто может. Быть может, это им только кажется. Своего идеала и они не достигнут, но у них есть такой идеал, а у нас его нету. У них есть жажда деятельности в этом направлении, но лишь бы не под нашей редакцией. Им ужасно хотелось бы при этом, чтобы мы остались редакцией Союза, а они издавались рядом с нами, помимо нашей редакции. Своим бездельем (ни одной рукописи к нам приходить не будет) или изданием вещей, ненужных для пропаганды среди рабочих, мы выгодно оттеняли бы их деятельность. Соперничество с нами поддерживало бы в них священный огонь. Но мне не кажется полезным доставлять им это лишнее торжество. Я совершено согласна с тем, чтобы мы только редакцию оставили, а не выходили из Союза. Это сведется к одному и тому же. Это даже лучше. И ничуть не помешает нам издавать что угодно от группы «Освобождение труда», а не от имени Союза. Как обставить это оставление редакции? Я думаю, что форму подскажут своими действиями наши противники. Я бы находила наилучшим просто заявлять, что мы сами не находим результаты своей деятельности по изданию рабочей литературы блистательными, что согласны [169] дать нашим критикам возможность попробовать свои силы на полном просторе[1]. Но это, я сама знаю, было бы уж слишком по-доброму. Не дало бы никакого исхода негодованию против наших противников. На такую формулировку и Павел ни за что не согласится, хотя и знает, что мы не можем издавать рабочей литературы. Вы с Павлом придумаете что-нибудь позлее, и я не буду спорить. (Разве немножечко, но уступлю, конечно, и подпишусь.)
Ваша Вера
[1] После I съезда «Союза русских социал-демократов за границей» (ноябрь 1898 г.), на котором обострились противоречия между группой «Освобождения труда» и «экономистами», члены группы «Освобождение труда» отказались от редактирования изданий Союза. Исключение составили работы, уже подготовленные к печати, - № 5 - 6 сб. «Работник» и брошюры В.И. Ленина: «Задачи русских социал-демократов» и «Новый фабричный закон» (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 2, стр. 263 - 314, стр. 433 - 470). В апреле 1900 г. группа «Освобождения труда» вышла из «Союза», руководство в котором полностью захватили в свои руки «экономисты». См. Г.В. Плеханов - П.Б. Аксельроду (Женева, 4 мая 1899) прим. 2.
Текст воспроизведен по изданию: Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова. М.: Издательство «Наука», 1973. Т. I. С. 168 - 170.
Комментарии |
|