История стран Азии и Африки - Новая и новейшая история

taigyaku-koutoku

Дэндзиро Котоку (1871 - 1911) - японский журналист, один из основоположников и активистов социалистического движения в Японии. Перевел на японский язык ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, в том числе «Манифест Коммунистической партии». Арестован по ложному обвинению в подготовке заговора против императора и казнен.



...то, что можно назвать идеалом нации, - это не только определенный уровень ее духовного здания, но насущный хлеб ее идей. Поэтому нация без идеала являет самую удручающую картину. Что может быть безнадежнее нации, не стремящейся к идеалу! Она подобно зданию, которое вот-вот рухнет, подобна нищему, лишенному пищи и крова. За последние пятьдесят лет Япония проделала большой путь, он стал возможен благодаря великому, возвышенному идеалу, стоявшему перед нацией. Руководствуясь им, нация решительно и смело шла вперед. Выдвигались самые лозунги: «Вернем власть императору, изгоним иностранцев!», «Откроем страну, дадим свободу инициативе!», «Свободу и права народу!».[1] В зависимости от времени и места идеал проявляется [138] в различных формах, но печать величия и возвышенности сопутствовала неизменно, что позволило создать великую цивилизованную страну на Дальнем Востоке.

Нация преданно следовала своим принципам и идеалам. Блистательную историю Мейдзи создавали все - будь то бродячие самураи, члены политических партий, торговцы или промышленники, никто не бежал о трудностей, не заискивал перед властями, не щадил своего благополучия и даже жизни.

Что же мы видим ныне? Нация, преданная идеалам и принципам, душевно состарилась, неспособна к действию. Пришедшие на смену поколения молодых не имеет представления о возвышенных идеалах.

Извольте присмотреться! Ныне миром правит не далекие идеалы, а близкая выгода. Возвышенные принципы исчезли, их заменил низменный расчет. Теперь не существует понятий добра и зла, их заменили прибыль и убыток. Торжествует не добродетель, а чистоган Япония, пятьдесят лет назад шагнувшая к свободе, равенству и человеколюбию, нынче пятиться назад - к абсолютизму, классовому размежеванию, эгоцентризму. Это ли не верх падения и деградации?

Я с ужасом думаю о будущем японского государства, в котором идеалы уступили место практицизму.


И в а н о в а  Г. Д.  Дело об оскорблении
трона. - М., 1972. С. 183-185.

[1] Под лозунгом «Вернем власть императору, изгоним иностранцев!» в Японии со 2-ой половины 60-х гг. XIX в. развернулось массовое национальное и социально-политическое движение приведшее к революции 1867 - 1868 гг. Новое правительство выдвинуло иной отчасти противоположный лозунг: «Откроем страну, дадим свободу инициативе!», означавший поощрение широких связей с зарубежными государствами и заимствование их достижений. Под лозунгом «Свободу и права народу!» развернулось в 70 - 80-х гг. движение за конституцию и политическую свободу.


Текст воспроизведен по изданию: Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя/ Сост. П.И. Остриков; Т.В. Алентьева; П.П. Вандель; И.Г. Жиряков; Г.И. Зверева. -М., 1993. C. 138 - 139.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."