История стран Азии и Африки - Новая и новейшая история

000110

Хаттъ (рескриптъ) его императоскаго величества султана, провозглашающiй оттоманскую конституцiю.

Славный визирь мой, Мидхатъ-паша. Могущество имперiи нашей некогда начинало клониться къ упадку, причиною этого отнюдь не были внешнiе вопросы; но въ управленiи внутренними делами стали отдаляться отъ прямаго пути, и узы, способствующiя довѣрiю подданныхъ къ власти, ослабѣли. Вследствiе этого, августѣйшiй родитель мой, покойный султан Абу-уль-Меджидъ, обнародовалъ хаттъ танзимата (организацiонный рескриптъ), обезпечивавшiй всякому, согласно съ священными постановленiями шери, жизнь, имущество и честь. Благодаря спасительному действiю танзимата, государство могло до сихъ поръ поддерживать себя стезѣ безопасности, и мы имѣемъ, наконецъ, возможность основать и провозгласить сегодня конституцiю, составляющую результатъ идей и мнѣнiй, свободно формулированныхъ. Въ этотъ счастливый день, я долженъ вызвать съ особымъ благоговѣнiемъ память и вспомнить о желанiи моего августѣйшаго родителя, который, по справедливости, считался возродителемъ имперiи. Я не сомнѣваюсь, что онъ самъ открылъ бы конституцiонную эру, въ которую мы вступаемъ въ настоящее время, если бъ эпоха провозглашенiя танзимата была приноровлена къ потребностямъ нашего времени. Но Провиденiю угодно было предоставить нашему царствованiю осуществленiе этого счастливого преобразованiя, составляющаго высшую гарантiю благосостоянiя нашихъ народовъ. Воздаю хвалу небу за то, что оно сдѣлало меня орудiемъ этого преобразованiя. Сдѣлалось очевидно, что принципъ нашего правленiя сталъ несовмѣстимымъ съ постепенными измѣненiями, введенными въ наши внутреннiе порядки и съ возростающимъ развитiемъ нашихъ внѣшнихъ сношенiй. Наше глубочайшее желанiе состоитъ въ томъ, чтобъ навсегда [214] заставить исчезнуть всѣ препятствiя мѣшавшiя народу и странѣ пользоваться. Какъ слѣдуетъ, естественными богатствами, которыми они обладаютъ, и чтобъ увидѣть, наконецъ, какъ подданные наши, поставленные въ возможность пользоваться правами, принадлежащими цивилизованному обществу, сойдутся въ одномъ помыслѣ о прогресѣ, единенiи и согласiи.

Для достиженiя этой этой цѣли необходимо было принять здравый и правильный государственный строй, предохранить неотъемлемыя права правительственной власти, предупреждая ошибки и злоупотребленiя всякаго рода, составляющiя послѣдствiе незаконныхъ дѣйствiй, т. е. самовольнаго преобладанiя одного или нѣсколькихъ личностей, предоставить одинаковыя права и предписать одинаковыя обязанности различныхъ народностямъ, составляющимъ наше общество, и поставить ихъ въ возможность пользоватья безразлично благодеянiями свободы, справедливости и равенства; въ этомъ заключались единственныя средства обезпечить и защитить всѣ интересы. Изъ этихъ существенныхъ принциповъ вытекала необходимость другого, существенно полезного дѣла: связать наше государственное право съ парламентскою и конституцiонною системою. Вотъ почему въ хаттѣ, изданномъ нами по случаю восшествiя нашего на престолъ, мы заявили о необходимости созданiя парламента. Спецiальная комисiя, составленная изъ визирей, улемовъ и другихъ сановниковъ имперiи, тщательно выработала основы нашей конституцiи, впоследствiи разсмотренной и одобренной нашимъ совѣтомъ министровъ. Эта основная хартiя освящаетъ прерогативы государя, гражданскую и политическую свободу и равенство отомановъ передъ закономъ, отвѣтственность и кругъ веденiя министровъ и чиновниковъ; право надзора со стороны парламента; полную независимость судовъ; дѣйствительное равновѣсiе бюджета; наконецъ, административную децентрализацiю въ провинцiяхъ, ограждая, въ то же время, рѣшающее дѣйствiе и власть центрального правительства. Всѣ эти принципы, совмѣстимыя съ постановленiями шери, а равно съ способностями и потребностями народа и страны, въ то же время соответствуютъ благотворной мысли обезпечить за всеми счастье и благосостоянiе, что что составляетъ высшее жѣланiе наше. Довѣряясь божественной милости и заступничеству пророка, [215] я влагаю въ руки ваши эту конституцiю, снабдивъ ее моею императорскою санкцiею. При помощи божiей, она получитъ немедленное же примѣненiе во всехъ частяхъ нашей имперiи. Вследствiе этого, я твердо желаю, чтобы вы обнародовали ее и заставили исполнять всѣ постановленiя ея съ сегодняшнего же дня. Вы должны также принять наискорейшiя и наидейсвительнейшiя мѣры къ тому чтобъ приступить къ изученiю и къ выработкѣ законовъ и постановленiй, упоминаемыхъ въ этомъ актѣ. Да соблаговолитъ Всевышнiй даровать успехъ усилiямъ всѣхъ тѣхъ, которые трудятся ля благоденствiя имперiи и народа! Дано 7-го зильхидже 1293 года (23 декабря 1876).


Текстъ конституц

Объ Оттоманской импер

Ст. 1. Оттоманская Имперiя заключаетъ въ себѣ нынешнiя страны и владѣнiя и привилегированные провинцiи. Она составляетъ одно нераздѣльное цѣлое, отъ котораго никогда не можетъ быть отдѣлена никакая часть по какому бы ни было поводу.

Ст. 2. Стамбулъ есть столица Оттоманской Имперiи. Городъ этотъ не пользуется, въ видѣ исключенiя сравнительно съ другими городами имперiи, никакою привилегiею или преимуществомъ, принадлежащимъ ему одному.

Ст. 3. Оттоманская верховная власть, сосредоточивающая въ лицѣ государя великiй халифатъ ислама, принадлежитъ старшему принцу династiи Османа, сообразно правиламъ, установленнымъ ab antiguo.

Ст. 4. Его величество султанъ, въ силу званiя халифата, есть покровитель мусульманской религiи. Онъ повелитель и падишахъ всѣхъ отомановъ.

Ст. 5. Его величество султанъ неотвѣтствененъ; личность его священна и неприкосновенна.

Ст. 6. Свобода членовъ императорской оттоманской династiи, личное ихъ имущество, движимое и недвижимое, ихъ содержанiе [216] отъ государства на все время ихъ жизни поставлены подъ покровительствомъ закона.

Ст. 7. Его величество султанъ, въ числѣ своихъ верховныхъ правъ, пользуется слѣдующими прерогативами: онъ назначаетъ и смѣняетъ министровъ; онъ жалуетъ чины, должности и знаки своихъ орденовъ; онъ даетъ инвеституру главамъ привилегированныхъ провинцiй, согласно содержанiю предоставленныхъ имъ привилегiй; онъ повелѣваетъ чеканить монету; имя его произносится въ мечетяхъ во время общественной молитвы; онъ объявляетъ войну; онъ заключаетъ миръ; онъ начальствуетъ надъ сухопутными и морскими армiями; онъ распоряжается движенiями войскъ; онъ повелѣваетъ приводить въ исполненiе постановленiя шери (священнаго закона) и законовъ; онъ издаетъ постановленiя объ общественной администрацiи; онъ милуетъ или измѣняетъ наказанiя лицъ, осужденныхъ уголовными судами; онъ созываетъ и закрепляетъ нацiональное собранiе; онъ распускаетъ, если признаетъ это нужнымъ, палату депутатовъ, подъ условiемъ назначенiя новыхъ выборовъ депутатовъ.


О государственномъ прав
ѣ отомановъ

Ст. 8. Всѣ подданные имперiи безразлично называются отоманами, какова бы ни была исповѣдываемая ими религiя. Качество отомана прiобрѣтается и теряется въ случаяхъ, опредѣленныхъ закономъ.

Ст. 9. Всѣ отоманы пользуются личною свободою, подъ условiемъ не наносить ущерба свободѣ другихъ.

Ст. 10. Личная свобода вполнѣ неприкосновенна. Никто, ни подъ какимъ предлогомъ, не можетъ быть подвергнутъ какому-нибудь наказанiю, помимо случаевъ, определенныхъ закономъ и согласо предписываемымъ имъ формамъ.

Ст. 11. Исламъ есть государственная религiя. Держась этого принципа, государство, тѣмъ неменѣе, покровительствуетъ свободному отправленiю всѣхъ исповѣданiй; признанныхъ въ имперiи, и сохраняетъ религiозные привилегiи, предоставленные разнымъ общинамъ, [217] при томъ условiи, чтобы не наносилось никакого ущерба общественному порядку и добрымъ нравамъ.

Ст. 12. Печать свободна въ предѣлахъ, начертанныхъ закономъ.

Ст. 13. Отоманы имѣютъ право составлять торговые, промышленные и землѣдельческiя ассоцiацiи, въ предѣлахъ, опредѣленныхъ законами и уставами.

Ст. 14. Одно лицо или нѣсколько лицъ, принадлежащихъ к отоманской нацiональности, имѣютъ право подавать петицiю подлежащимъ властямъ по поводу нарушенiй законовъ или постановленiй, совершенныхъ или къ личному ихъ ущербу, или къ формѣ прошенiй, подписанные петицiи оттоманскому нацiональному собранiю для принесенiя жалобъ на поведенiе государственныхъ должностныхъ лицъ.

Ст. 15. Преподаванiе свободно. Каждый отоман можетъ устроивать публичные или частные курсы, подъ условiемъ съ законами.

Ст. 16. Всѣ школы поставлены подъ надзоръ государства. Приняты будутъ меры для объединенiя и регулированiя образованiя доставляемаго всѣмъ отоманамъ; но не должно быть нанесено ущерба религiозному образованiю различныхъ общинъ.

Ст. 17. Всѣ отоманы равны передъ закономъ. Они имѣютъ одинаковыя права и одинаковыя обязанности по отношенiю къ странѣ, безъ нарушенiя того, что относится до религiи.

Ст. 18. Допущенiе къ общественнымъ должностямъ обусловлено занiемъ турецкаго языка, который составляетъ оффицiальный языкъ государства.

Ст. 19. Всѣ отоманы допускаются къ общественнымъ должностямъ, смотря по ихъ спообностямъ, заслугамъ и познанiямъ.

Ст. 20. Размеръ и распредѣленiе налоговъ устанавливается, согласно съ спецiальными законами и постановленiями, пропорцiонально имущественному состоянiю каждаго податнаго лица.

Ст. 21. Недвижимая и движимая собственность, законно закрѣпленная, гарантирована. Не можетъ быть никакого отчужденiя собственности иначе, какъ только для общественной пользы, должнымъ [218] образомъ удостовѣренный и послѣ предварительной уплаты, согласно закону, стоимости отчуждаемой недвижимости.

Ст. 22. Жилище неприкосновенно. Общественная власть можетъ силою проникать въ жилище кого бы то ни было, иначе, какъ въ случаяхъ, опрѣделенныхъ закономъ.

Ст. 23. Никто не можетъ быть принужденъ предстать передъ инымъ судомъ, кромѣ суда, которому онъ подсуденъ, согласно имеющему быть изданнымъ закону о судопроизводствѣ.

Ст. 24. Конфискацiя имуществъ, барщина и джеримэ (вымогательство, въ видѣ денежного штрафа) воспрещены. Однакожъ, контрибуцiи, законно взимаемыя въ военное время, и мѣры, вынуждаемыя военнымъ временемъ, исключаются изъ этого постановленiя.

Ст. 25. Никакая сумма денегъ не можетъ быть взимаема въ видѣ налога, или пошлины, или подъ всякимъ другимъ наименованiемъ, иначе, какъ въ силу закона.

Ст. 26. Пытки и пытанiя подъ какимъ бы ни было видомъ, совершенно и безусловно воспрещены.


О министрахъ

Ст. 27. Его величество султанъ вверяетъ должности великаго визиря и шейх-уль-ислама тѣмъ лицамъ, которое его высокое доверiе признаетъ нужнымъ призвать къ исполненiю этихъ должностей. Назначенiе остальныхъ министровъ производится императорскими ирадэ (повелѣнiями).

Ст. 28. Совѣтъ министровъ собирается подъ председательствомъ великаго визира. Кругъ вѣдѣнiя совѣта министровъ обнимаетъ собою всѣ важныя внутреннiя и внѣшнiя государственныя дѣла. Рѣшенiя совѣта, долженствующiя быть представленными на утвержденiе его величества султана, подлежатъ исполненiю въ силу императорского ирадэ.

Ст. 29. Всякiй начальникъ министерскаго вѣдомства вѣдаетъ, въ предѣлахъ предоставленной ему власти, дѣла, подлежащiя его вѣдомству. Относительно дѣлъ, выходящихъ изъ этихъ предѣловъ, [219] онъ сносится с великимъ визиремъ. Великий визиръ дает теченiе докладамъ, представляемымъ ему начальниками различныхъ ведомствъ, или препровождая ихъ, если въ этомъ настоитъ надобность, в совѣте министровъ, и представляя ихъ потомъ на императорское утвержденiе, или же, въ противномъ случаѣ, дѣлая самъ постановленiе по нимъ, или представляя ихъ въ решенiе его величества султана. Особымъ регламентомъ будутъ опредѣлены эти различные категорiи делъ для всякаго министерскаго ведомства.

Ст. 30. Министры отвѣтственны за дѣйствiя и поступки по своему управленiю.

Ст. 31. Если одинъ или нѣсколько членовъ палаты депутатовъ пожелаютъ принести жалобу на министра, въ силу отвѣтственности его и по поводу фактовъ, которые палаты имеютъ право вѣдать, то просьба, содержащая въ себѣжалобу, передается президенту, который, въ теченiи трехъ дней, препровождаетъ ее въ отделенiе палаты, разсматривающее, на основанiи внутренняго устава палаты, эту жалобу и рѣшающее вопросъ о томъ, должно ли представить ее на обсужденiе палаты. Постановленiе отделенiя палаты дѣлается по большинству голосовъ после того, какъ будутъ получены необходимыя разъясненiя и обжалованный министръ представитъ свои объясненiя. Если отдѣленiе палаты изъявитъ мненiе свое о представленiи жалобы палатѣ, то докладъ констатирующiй такое рѣшенiе, прочитывается въ публичномъ заседанiи, и палата, выслушавъ объясненiя обжалованного министра, призваннаго присутствовать на засѣданiи, или его делегата, постановляетъ рѣшенiе свое о заключенiяхъ доклада абсолютнымъ большинствомъ двухъ третей голосовъ. На случай принятiя этихъ заключенiй, адресъ, требующiй отдачи подъ судъ обжалованного министра, пересылается великому визирю, который представляетъ его на утвержденiе его величества султана и препровождаетъ его въ верховный судъ на основанiи императорскаго ирадэ.

Ст. 32. Спецiальнымъ закономъ опредѣлится процедура, которой должны будутъ слѣдовать для суда надъ министрами.

Ст. 33. Не существуетъ никакого отличiя между министрами и частными лицами по отношенiю къ частнымъ процессамъ и не [220] касающимся ихъ должностей. Процессы этого рода подлежатъ обыкновенной юрисдикцiи.

Ст. 34. Министръ, преданiе котораго суду рѣшено обвинительною камерою верховнаго суда, оставляется отъ своей должности до техъ поръ, пока онъ не будетъ оправданъ въ возведенномъ противъ него обвиненiи.

Ст. 35. В случаѣ, если мотивированнымъ рѣшенiем палаты депутатовъ отвергнутъ проектъ закона, на принятiи катораго министръ признаетъ необходимымъ настаивать, его величество султанъ повелѣваетъ, в силу своей державности, или перемѣнить министерство, или распустить палату, подъ условiемъ новаго избранiя депутатовъ въ срокъ, опредѣленный закономъ.

Ст. 36. В случаѣ крайней необходимости, если общее собранiе не засѣдаетъ, министерство можетъ принять мѣры для предохраненiя государства отъ опасности или для обезпеченiя общественной безопасности. Постановленiя эти, утвержденные императорскимъ ирадэ, имѣютъ временно силу закона, если онѣ не противорѣчатъ конституцiи. Онѣ должны быть представлены нацiональному собранiю, какъ только оно будетъ созвано.

Ст. 37. Каждый министръ имѣетъ право присутствовать на засѣданiяхъ сената и палаты депутатовъ или посылать за себя высшего чиновника своего вѣдомства. Равнымъ образомъ, онъ имѣетъ право быть выслушаннымъ ранѣе всякаго члена палаты, попросившаго слова.

Ст. 38. Когда вследствiе решенiя, принятого большинствомъ голосовъ, министръ приглашается явиться въ палату депутатовъ для предоставленiя объясненiй, то онъ обязанъ отвѣчать на заданные ему вопросы, или явившись лично, или пославъ за себя высшаго чиновника своего вѣдомства. Тѣмъ не менѣе, онъ имѣетъ право отсрочить свой отвѣтъ, если признаетъ это нужнымъ, принявъ отвѣтственность на себя за эту отсрочку.


О государственныхъ чиновникахъ

Ст. 39. Всѣ назначенiя на различныя государственныя должности будутъ производиться сообразно съ постановленiями, которыми [221] опредѣлятся условiя заслугъ и способностей, требуемыхъ для принятiя на государственныя должности. Всякое должностное лицо, назначенное при этихъ условiяхъ, не можетъ быть отрѣшено отъ должности или смѣщено, развѣ только если будетъ доказано, что поведенiе его законно оправдываетъ его отрѣшенiе, или если онъ подастъ въ отставку, или если отрѣшенiе его отъ должности будетъ признано правительствомъ необходимостью. Должностныя лица, засвидѣтельствовавшiе о себе своимъ добропорядочнымъ поведенiемъ и честностью, а равно тѣ, оставленiе которыхъ за штатомъ правительство признаетъ необходимымъ, имеютъ право или на повышенiе или на сверхштатное жалованье, согласно постановленiямъ, которые будутъ опредѣлены особымъ положенiемъ.

Ст. 40. Кругъ вѣдѣнiя различныхъ должностныхъ лицъ будетъ опредѣленъ особыми положенiями. Каждое должностное лицо отвѣтственно в предѣлахъ своего круга вѣдѣнiя.

Ст. 41. Каждое должностное лицо обязано уважать своего начальника; но повиновенiе отданнымъ приказанiямъ обязательно лишь в предѣлахъ, начертанныхъ закономъ, а дѣйствiя противныя закону, фактъ повиновенiя высшему начальству не можетъ избавить отъ отвѣтственности должностное лицо, совершившее это дѣйствiе.


О нац
iональномъ собран

Ст. 42. Нацiональное собранiе состоитъ изъ двухъ палатъ: палаты господъ, или сената, и палаты депутатовъ.

Ст. 43. Обѣ палаты собираются 1-го ноября каждаго года; открытiе ихъ происходитъ в силу императорскаго ирадэ. Закрытiе палатъ, назначенное на 1-е марта, также происходитъ в силу императорскаго ирадэ. Ни одна изъ палатъ не можетъ быть созвана внѣ времени засѣданiй другой палаты.

Ст. 44. Его величество султанъ можетъ, смотря по требованiямъ обстоятельств, ускорить время открытiя палатъ и сократить или продолжить ихъ сессiю. [222]

Ст. 45. Торжество открытiя палатъ происходить въ присутствiи его величества султана или личномъ, или при представительствѣ его великимъ визиремъ, и въ присутствiи министровъ н членовъ обѣихъ палатъ. При открытiи прочитывается императорская рѣчь, излагающая внутреннее положенiе имперiи и состоинiе внѣшнихъ ея сношенiй въ теченiи прошлаго года и указывающая на мѣры, принятiе которыхъ на слѣдующiй годъ признается необходимымъ.

Ст. 46. Всѣ члены нацiональнаго собранiя приносятъ присягу быть вѣрными его императорскому величеству султану и отечеству, соблюдать конституцiю, исполнять ввѣренное имъ полномочiе и воздерживаться отъ всякаго дѣйствiя, противнаго ихъ обязанностямъ. Принесенiе присяги происходить, для вновь избранныхъ членовъ, при открытiи сессiи, въ присутствiи великаго визиря, а послѣ открытiя, въ присутствiи подлежащихъ президентовъ и въ публичномъ засѣданiи той палаты, къ которой они принадлежатъ.

Ст. 47. Члены нацiональнаго собранiя свободны въ высказыванiи своихъ мнѣнiй и въ подачѣ голоса. Никто изъ нихъ не можетъ быть связанъ инструкцiями и обѣщанiями и не долженъ обращать вниманiя на угрозы. Онъ не можетъ быть преслѣдуемъ за мнѣнiя или подачи голоса, выраженныя и сдѣланныя имъ во время пренiй палаты, членомь которой онъ состоять, если при этомъ онъ не нарушилъ внутренняго устава этой палаты, въ каковомъ случаѣ къ нему примѣняются постановленiя, изложенныя въ этомъ уставѣ.

Ст. 48. Всякiй члень нацiональнаго собранiя, который, абсолютнымъ большинствомъ двухъ третей голосовъ палаты, къ которой онъ принадлежитъ, будетъ обвиненъ въ измѣнѣ, въ покушенiи нарушить конституцiю или въ подкупѣ, и всякiй членъ, который будетъ на основанiи законовъ приговорень къ тюремному заключенiю или ссылкѣ, лишается званiя сенатора или депутата. Судъ надъ нимъ и примѣненiе наказанiя принадлежатъ подлежащему судебному мѣсту.

Ст. 49. Каждый членъ нацiональнаго собранiя подаетъ голосъ свой лично. Онъ имѣетъ право воздержаться отъ подачи голоса въ моментъ голосованiя. [223]

Ст. 50. Никто не можетъ быть одновременно членомъ обѣихъ палатъ.

Ст. 51. Не можетъ происходить никакого обсужденiя въ той или другой палатѣ иначе, какъ если соберется половина числа членовъ ея плюсъ одинъ. Кромѣ случаевъ, когда требуется большинство двухъ третей голосовъ, всякое рѣшенiе принимается абсолютнымъ большинствомъ присутствующихъ членовъ. Въ случаѣ раздѣленiя голосовъ поровну, голосъ президента имѣетъ рѣшающую силу.

Ст. 52. Всякая петицiя, касающаяся частныхъ интересовъ и представленная въ ту или другую палату, отклоняется, если результатъ вызваннаго ею разслѣдованiя обнаружить, что податель петицiи не обратился предварительно къ должностнымъ лицамъ, которыхъ касается просьба, или къ тому начальству, отъ котораго эти должностныя лица зависятъ.

Ст. 53. Починъ предложенiя закона или измѣненiя существующаго уже закона принадлежитъ министерству. Сената и палата депутатовъ также могутъ требовать изданiя новаго закона или измѣненiя уже существующаго закона по предметамъ, входящимъ въ предѣлы ихъ круга вѣдѣнiя. Въ этомъ случаѣ, требованiе представляется великимъ визиремъ его величеству султану, и, въ случаѣ надобности, государственному совѣту поручается, въ силу императорскаго ирадэ, изготовить проектъ закона, составляющаго цѣль предложенiя, на основанiи свѣдѣнiй и разъясненiй, доставленныхъ подлежащими вѣдомствами.

Ст. 54. Проекты законовъ, изготовленныхъ государственнымъ совѣтомъ, вносятся сначала въ палату депутатовъ, а потомъ въ сенатъ. Проекты эти имѣютъ силу закона только тогда, когда, будучи приняты обѣими палатами, они получатъ утвержденiе императорскими ирадэ. Всякiй проектъ закона, окончательно отвергнутый одною изъ двухъ палатъ, не можетъ быть внесенъ на разсмотрѣнiе въ теченiи той же сессiи.

Ст. 55. Проектъ закона не считается принятымъ, если онъ не былъ послѣдовательно голосованъ палатою депутатовъ и сенатомъ, большинствомъ голосовъ, статья за статьею, и если законъ, въ [224] цѣломъ своемъ составѣ, не получилъ большинства голосовъ въ каждой изъ обѣихъ палатъ.

Ст. 56. Исключая министровъ, делегатовъ ихъ и должностныхъ лицъ, призванныхъ по особому приглашенiю, никто не можетъ быть введенъ въ ту или другую палату, ни допущенъ къ передачѣ какого бы то ни было сообщенiя, явится ли это лицо отъ своего собственнаго имени, или же въ качествѣ представителя цѣлой групы отдѣльныхъ лицъ.

Ст. 57. Пренiя въ палатахъ происходятъ на турецкомъ языкѣ. Проекты законовъ печатаются и раздаются ранѣе дня, назначеннаго для пренiй.

Ст. 58. Подача голосовъ происходить поименного перекличкою, внѣшними знаками выраженiя мнѣнiй, закрытою баллотировкою. Подача голосовъ закрытою баллотировкою подчинена рѣшенiю палаты, принятому большинствомъ присутствующихъ членовъ.

Ст. 59. Внутренняя полицiя каждой палаты находится въ вѣдѣнiи ея президента.


О сенатѣ

Ст. 60. Президентъ и члены сената назначаются непосредственно его величествомъ султаномъ. Число сенаторовъ не можетъ превышать трети числа членовъ палаты депутатовъ.

Ст. 61. Для того, чтобы имѣть право быть назначеннымъ въ сенаторы, необходимо сдѣлаться достойнымъ, своими дѣйствiями, общественнаго доверiя или оказать государству отмѣнныя заслуги и имѣть не менѣе сорока лѣтъ отъ роду.

Ст. 62. Сенаторы назначаются пожизненно. Званiе сенатора можетъ быть пожаловано лицамъ, оставленнымъ за штатомъ и исправ-лявшимъ должности министровъ, генералъ-губернаторовъ (вали), корпусныхъ командировъ, верховнаго судьи (кази-аскера), посла или полномочнаго министра, патрiарха, великаго раввина (хахамъ-баши), дивизiонныхъ генераловъ сухопутной и морской армiй, и вообще лицамъ, совмѣщающимъ въ себѣ требуемыя условiя. Члены сената, призываемые, по ихъ просьбѣ, къ исполненiю другихъ должностей, теряютъ свое званiе сенаторовъ. [225]

Ст. 63. Жалованье сенаторамъ опредѣляется ежемѣсячно въ размѣрѣ десяти тысячъ пiастровъ. Сенаторъ, получающiй отъ казны жалованье или какiя-нибудь иныя денежныя выдачи, имѣетъ право только на добавочную сумму, если размѣрь получаемаго имъ содержанiя менѣе десяти тысячъ пiастровъ. Если же цифра эта равна или выше сенаторскаго жалованья, то онъ продолжаетъ получать ее сполна.

Ст. 64. Сенатъ разсматриваетъ проекты законовъ и бюджетъ, переданные въ него палатою депутатовъ. Если, при разсмотрѣнiи какого-нибудь проекта закона, сенатъ усмотритъ распоряженiе, противное державнымъ правамъ его величества султана, свободѣ, конституцiи, территорiальной цѣлости имперiи, внутренней безопасности страны, интересу защиты отечества или добрымъ нравамъ, то окончательно отвергаетъ его мотивированнымъ рѣшенiемъ, или возвращаетъ его, вмѣстѣ съ своими замѣчанiями, въ палату депутатовъ, требуя исправленiя или измѣненiя онаго въ смыслѣ его замѣчанiй. Проекты законовъ, принятые сенатомъ, должны быть облечены его одобренiемъ и переданы великому визирю. Сенатъ разсматриваетъ представляемыя ему петицiи; онъ пересылаетъ великому визирю те изъ этихъ петицiй, которыя онъ признаетъ заслуживающими этой пересылки, сопровождая ихъ своими замечанiями.

 

О палатѣ депутатовъ

Ст. 65. Число депутатовъ опредѣляется въ размере одного депутата на пятьдесятъ тысячъ жителей мужскаго пола подданныхъ Отоманской имперiи.

Ст. 66. Выборы происходятъ закрытою подачею голосовъ. Способъ избранiя будетъ опредѣленъ особеннымъ закономъ.

Ст. 67. Полномочiя депутата несовмѣстны съ занятiемъ государственной должности, исключая министровъ. Всякiй другой [226] государственный чиновникъ, выбранный въ депутаты, свободенъ принять или отказаться отъ этого званiя; но, въ случаѣ принятiя его, онъ долженъ оставить свою службу.

Ст. 68. Не могутъ быть избраны депутатами: 1) непринадлежащiе къ подданнымъ Отоманской имперiи: 2) тѣ, которые, въ силу дѣйствующаго особаго положенiя, временно пользуются преимуществами, связанными съ исполняемою ими иностранною службою; 3) незнающiе турецкаго языка; 4) недостигшiе тридцатилѣтняго возраста; 5) лица, состоящiя на службѣ частнаго лица; 6) не возстановившiе своей чести несостоятельные должники; 7) лица, открыто предосудительнаго поведенiя; 8) лица, на которыхъ наложено судомъ задержанiе, пока оно не снято съ нихъ; 9) не пользующiяся гражданскими правами; 10) лица, претендующiя на принадлежность къ чужой нацiональности. По истеченiи перваго четырехлѣтняго перiода, однимъ изъ условiй для избираемости въ депутаты будетъ знанiе читать по-турецки и, насколько возможно, писать на этомъ языкѣ.

Ст. 69. Общiе выборы депутатовъ происходять черезъ каждые четыре года. Полиомочiя каждаго депутата продолжаются только четыре года; но онъ можетъ быть выбранъ вновь.

Ст. 70. Общiе выборы начинаются не позднѣе четырехъ мѣсяцевъ до 1-го ноября - срока, назначеннаго для собранiя палаты.

Ст. 71. Каждый членъ палаты депутатовъ служитъ представителемъ всѣхъ отомановъ, а не исключительно того округа, который его выбралъ.

Ст. 72. Избиратели обязаны выбирать депутатовъ своихъ изъ числа жителей провинцiи, къ которой они принадлежать.

Ст. 73. Въ случаѣ распущенiя палаты императорскимъ ирадэ, общiе выборы должны начаться заблаговременно, такъ чтобы палата могла сбираться вновь не позже шести мѣсяцовъ со дня ея распущенiя.

Ст. 74. Въ случаяхъ смерти, судебнаго задержанiя, продолжительнаго непоявленiя въ палату, увольненiя, потери званiя депутата вслѣдствiе приговора или принятiя государственной должности, будетъ приступлено къ замѣщенiю его согласно предписанiямъ [227] избирательная закона и въ такой срокъ, чтобъ новый депутатъ могъ воспользоваться своими полномочiями не позже, какъ въ слѣдующую же cecciю.

Ст. 75. Полномочiя депутатовъ, выбранныхъ для замѣщенiя вакантнаго мѣста, продолжаются только до будущихъ общихъ выборовъ.

Ст. 76. Каждому депутату будутъ ассигнованы казною 20,000 пiастровъ за каждую cecciю и возмѣщенiе путевыхъ издержекъ на прiѣздъ. Цифра этихъ издержекъ будетъ установлена согласно положенiю о возмѣщенiи путевыхъ расходовъ гражданскимъ государственнымъ чиновникамъ и исчислена на основанiи ежемѣсячнаго жалованья въ размѣрѣ 5,000 пiастровъ.

Ст. 77. Президентъ и оба вице-президента палаты депутатовъ избираются его величествомъ султаномъ изъ списка девяти кандидатовъ, выбираемыхъ палатою большинствомъ голосовъ; въ числѣ этихъ кандидатовъ находятся трое на должность президента, трое - на должность перваго и трое - на должность второго вице-президентовъ. Назначенiе президента и двухъ вице-президентовъ совершается въ силу императорскаго ирадэ.

Ст. 78. Заседанiя палаты депутатовъ публичны. Однакожъ палата можетъ имѣть и тайный засѣданiя, если предложенiе объ этомъ будетъ сдѣлано министрами или пятнадцатью членами, и если предложенiе это будетъ принято въ непубличномъ засѣданiи.

Ст. 79. Никакой депутатъ не можетъ быть, въ теченiи сессiи, подвергнутъ задержанiю или преслѣдованiю судовъ, кромѣ случаевъ поимки съ поличнымъ, иначе, какъ по рѣшенiю, принятому большинствомъ палаты, дозволяющимъ начать преслѣдованiе.

Ст. 80. Палата депутатовъ обсуждаетъ внесенные въ нее проекты законовъ. Она принимаетъ, изменяетъ или отвергаетъ постановленiя, касающiяся финансовъ или конституцiи. Она подробно разсматриваетъ общiе расходы государства, заключающiеся въ бюджетной смѣтѣ, и опредѣляетъ общую сумму по соглашенiю съ министрами. Она, также по соглашенiю съ министрами, опредѣляетъ свойство, общую сумму и способъ распредѣленiя и реализацiи доходовъ, назначенныхъ на покрытiе расходовъ. [228]


О судебной власти

Ст. 81. Судьи, назначаемые согласно съ особымъ о нихъ закономъ и снабженные бератомъ, несмѣняемы, но могутъ подавать въ отставку. Повышенiе судей въ iерархическомъ порядкѣ, перемѣщенiе ихъ, отставка, отрѣшенiе ихъ отъ должности по судебному приговору подчинены постановленiямъ того же закона. Закономъ этимъ опредѣляются условiя и качества, требуемыя для исполненiя должности судьи или другихъ должностей судебнаго вѣдомства.

Ст. 82. Заседанiя всѣхъ судовъ публичны. Опубликованiе судебныхъ приговоровъ дозволено. Однакожъ, въ случаяхъ, указанныхъ закономъ, засѣданiе суда можетъ происходить при закрытыхъ дверяхъ.

Ст. 83. Всякое лицо можетъ, въ интересѣ своей защиты, пользоваться на судѣ всѣми, дозволенными закономъ, средствами.

Ст. 84. Никакой судъ не можетъ, подъ какимъ бы ни было предлогомъ, отказаться отъ разбора дѣла, подлежащего его вѣдѣнiю. Равнымъ образомъ, онъ не можетъ прiостанавливать или откладывать приговора послѣ того, какъ имъ приступлено къ разбирательству или судебному разслѣдованiю дѣла, если только со стороны истца не послѣдуетъ заявленiя о желанiи прекратить дѣло.

Ст. 85. Каждое дѣло разбирается тѣмъ судомъ, которому оно подсудно. Процессы между частными лицами и государствомъ подлежатъ вѣдѣнiю обыкновенныхъ судовъ.

Ст. 86. Никакого посторонняго вмѣшательства не можетъ быть въ судахъ.

Ст. 87. Дѣла, касающiяся шери, подлежать вѣдѣнiю судовъ шери; разбирательство гражданскихъ дѣлъ подлежитъ гражданскимъ судамъ.

Ст. 88. Различныя категорiи судовъ, кругъ ихъ вѣдѣнiя, права и обязанности и жалованья судей установлены закономъ.

Ст. 89. Помимо обыкновенныхъ судовъ, не могутъ быть учреждаемы, подъ какимъ бы ни было названiемъ, ни чрезвычайные суды, ни коммиссiи для разбора особыхъ дѣлъ. Тѣмъ не менѣе, допускается тахкимъ (третейскiй судъ) и назначенiе мувелла (судьи-делегата) въ формахъ, опредѣленныхъ закономъ. [229]

Ст. 90. Никакой судья не можетъ совмѣщать должность судьи съ другими должностями, оплачиваемыми государствомъ.

Ст. 91. Установлены будутъ императорскiе прокуроры, облеченные правомъ вчинать иски отъ имени государства. Ихъ права и обязанности, а также ихъ iepapxическiя отношенiя будутъ установлены закономъ.


О верховномъ судѣ

Ст. 92. Верховный судъ составляется изъ тридцати членовъ, въ числѣ которыхъ находятся десять сенаторовъ, десять членовъ государственнаго совѣта и десять членовъ, выбраниыхъ изъ числа президентовъ и членовъ кассацiоннаго департамента и апелляцiоннаго суда. Всѣ члены избираются по жребiю. Верховный судъ созывается, когда нужно, императорскимъ ирадэ, и собирается въ зданiи сената. Кругъ вѣдѣнiя его заключается въ судѣ надъ министрами, предсѣдателемъ и членами кассацiоннаго департамента, а также надъ всѣми лицами, обвиняемыми въ оскорбленiи величества или въ покушенiи на безопасность государства.

Ст. 93. Верховный судъ состоитъ изъ двухъ палатъ: обвинительной палаты и судебной палаты. Обвинительная палата образуется изъ девяти членовъ, избираемыхъ по жребiю изъ числа членовъ верховного суда, въ томъ числѣ трехъ сенаторовъ, трехъ членовъ государственнаго совѣта и трехъ членовъ касацiоннаго департамента или апелляцiоннаго суда.

Ст. 94. Преданiе суду судебной палаты постановляется обвинительною палатою большинствомъ двухъ третей голосовъ ея членовъ. Члены, принадлежавшiе къ обвинительной палатѣ, не могутъ участвовать въ пренiяхъ судебной палаты.

Ст. 95. Судебная палата составляется изъ двадцати одного члена, въ томъ числѣ семи сенаторовъ, семи членовъ государственнаго совѣта и семи членовъ кассацiоннаго департамента или апелляцiоннаго суда. Она произноситъ свои приговоры большинствомъ двухъ третей голосовъ ея членовъ и согласно съ дѣействующими законами, въ дѣлахъ, препровождаемыхъ въ нее обвинительною палатою. Приговоры ея не подлежать ни апелляцiи, ни подачѣ на кассацiю. [230]


О финансахъ

Ст. 96. Никакой налогъ въ пользу государства не можетъ быть устанавливаемъ, распредѣляемъ и взимаемъ иначе, какъ въ силу закона.

Ст. 97. Бюджетъ есть законъ, заключающiй въ себѣ предположенiя о государственныхъ доходахъ и расходахъ. Налоги въ пользу государства опредѣляются этимъ закономъ въ томъ, что касается ихъ размера, распредѣленiя и взиманiя.

Ст. 98. Разсмотрѣнiе и утвержденiе нацiональнымъ собранiемъ закона о бюджетѣ производится по статьямъ. Приложенныя къ закону таблицы, заключающiя въ себѣ подробныя исчисленiя доходовъ и расходовъ, раздѣлены на отдѣлы, главы и статьи, согласно образцу, опредѣленному уставами. Таблицы эти утверждаются по главамъ.

Ст. 99. Проектъ закона о бюджетѣ вносится въ палату депутатовъ немедленно по открытiи сессiи, съ тѣмъ, чтобы сдѣлать возможнымъ приведенiе его въ исполненiе при самомъ началѣ срока, на который онъ утверждается.

Ст. 100. Никакой сверхсмѣтный расходъ не можетъ быть произведенъ изъ государственныхъ суммъ иначе, какъ въ силу закона.

Ст. 101. Въ случаѣ неотлагательной необходимости, вызванной чрезвычайными обстоятельствами, министры могутъ, въ отсутствiи нацiональнаго собранiя, создать, въ силу императорскаго ирадэ, необходимые рессурсы и произвести расходъ, въ бюджетѣ не предусмотренный, подъ условiемъ внесенiя въ нацiональное собранiе проекта закона объ этомъ при самомъ открытiи ближайшей его сессiи.

Ст. 102. Бюджетъ утверждается на годъ; онъ имѣетъ силу закона только на тотъ годъ, къ которому относится. Однакожъ, если, вслѣдствie исключительныхъ обстоятельствъ, палата депутатовъ будетъ распущена до утвержденiя бюджета, то министры могутъ, на основанiи постановленiя, состоявшагося въ силу императорскаго ирадэ, примѣнять бюджетъ предъидущаго года до слѣдующей [231] сессiи, но съ тѣмъ, чтобъ временное примѣненiе этого бюджета не превысило годоваго срока.

Ст. 103. Законъ объ окончательномъ исполненiи бюджета показываетъ итогъ реализованныхъ доходовъ и произведенный расходъ изъ доходовъ и расходовъ того года, къ которому законъ этотъ относится. Форма его и подраздѣленiя должны быть тѣ же, что и законъ о бюджетѣ.

Ст. 104. Проектъ закона объ окончательномъ исполненiи бюджета вносится въ палату депутатовъ не позже четырехъ лѣтъ, считая съ конца того года, къ которому онъ относится.

Ст. 105. Будетъ учреждена контрольная палата для разсмотрѣнiя операцiй финансовыхъ чиновниковъ, а равно ежегодныхъ счетовъ, составляемыхъ различными министерскими вѣдомствами. Контрольная палата будетъ ежегодно вносить въ палату депутатовъ спецiальный отчетъ, заключающiй въ себѣ результаты ея трудовъ, въ сопровожденiи сдѣланныхъ ею замѣчанiй. По истеченiи каждой четверти года, она будетъ представлять его величеству султану, чрезъ посредство министерскаго управленiя, докладъ, заключающiй въ себѣ изложенiе финаисоваго положенiя страны.

Ст. 106. Контрольная палата будетъ состоять изъ двѣнадцати несмѣняемыхъ членовъ, назначаемыхъ, императорскимъ ирадэ. Никто изъ нихъ не можетъ быть отрѣшенъ отъ должности безъ того, чтобъ мотивированное предложенiе объ отрѣшенiи его отъ должности было одобрено рѣшенiемъ палаты депутатовъ, принятымъ по большинству голосовъ.

Ст. 107. Условiя и качества, требуемыя отъ членовъ контрольной палаты, подробности ихъ круга вѣденiя, правила, примѣняемыя на случай ихъ отставки, замещенiя, повышенiя и увольненiя въ отставку, а равно и организацiя отдѣленiй палаты будутъ опредѣлены особымъ закономъ.


Объ администрацiи виляйетовъ

Ст. 108. Администрацiя виляйетовъ будетъ имѣтъ основою принципъ децентрализацiи. Подробности этой организацiи будутъ установлены закономъ. [232]

Ст. 109. Особый законъ установить на болѣе широкихъ основанiяхъ избранiе административныхъ совѣтовъ въ виляйетахъ (генералъ-губернаторствахъ), въ ливахъ (губернiяхъ) и казахъ (уѣздахъ), а равно и избранiе генерального совѣта, собирающагося ежегодно въ главномъ городѣ каждаго виляйета.

Ст. 110. Кругъ вѣдѣнiя виляйетскаго генеральнаго совѣта будетъ опредѣленъ тѣмъ же спецiальнымъ закономъ и будетъ обнимать собою слѣдующее: право обсужденiя вопросовъ общественной пользы, каковы: устройство путей сообщенiй, организацiя кассъ поземельнаго кредита, развитiе промышленности, торговли и земледелiя и распространенiе народнаго образованiя; право подавать жалобы подлежащимъ властямъ на дѣйствiя и поступки, совершенные въ противность законамъ и постановленiямъ, какъ въ распредѣленiи и взиманiи налоговъ, такъ и въ другихъ случаяхъ.

Ст. 111. Въ каждой казѣ, будетъ находиться совѣтъ, соотвѣтствующiй всѣмъ различнымъ общинамъ. Совѣту этому поручено будетъ контролировать: 1) управленiе доходами съ недвижимыхъ имуществъ или фондовъ вакуфовъ, спецiальное назначенiе коихъ опредѣлено точными распоряженiями жертвователей пли обычаемъ; 2) употребление фондовъ или имуществъ, назначенныхъ завѣщательными распоряженiями на дѣла милосердiя или благотворительности; 3) управленiе сиротскими капиталами согласно особому положенiю по этому предмету. Каждый совѣтъ будетъ составленъ изъ членовъ, выбранныхъ тою общиною, представителемъ которой онъ служить, согласно съ спецiальными постановленiями, которыя имѣютъ быть изданы. Совѣты эти подчинены мѣстнымъ властямъ и генеральнымъ совѣтамъ провинцiй.

Ст. 112. Въ Константинополѣ и въ провинцiяхъ муниципальныя дѣла будутъ вѣдаться выборными муниципальными совѣтами. Организацiя муниципальныхъ совѣтовъ, кругъ ихъ вѣдѣнiя и способъ избранiя ихъ членовъ будутъ опредѣлены особымъ закономъ.


Разныя постановленiя.

Ст. 113. Въ случаяхъ проявленiя фактовъ или признаковъ, заставляющихъ предвидѣть волненiя на какомъ нибудь пунктѣ территорiи [233] имперiи, императорское правительство имѣетъ право объявить въ этомъ пунктѣ осадное положенiе. Послѣдствiя осаднаго положенiя состоятъ въ временномъ прекращенiи дѣйствiя гражданскихъ законовъ. Способъ управленiя мѣстностями, подверженными осадному положенiю, будетъ установленъ особымъ закономъ. Его величеству султану принадлежитъ исключительное право изгонять изъ предѣловъ территорiи имперiи тѣхъ лицъ, которыя, на основанiи свѣдѣнiй, заслуживающихъ довѣрiя и собранныхъ полицейскимъ управленiемъ, будутъ признаны наносящими ущербъ безопасности государства.

Ст. 114. Первоначальное образованiе будетъ обязательно для всѣхъ отомановъ. Подробности примѣненiя этой статьи будутъ опредѣлены особымъ закономъ.

Ст. 115. Никакое постановленiе конституцiи не можетъ быть, подъ какимъ бы ни было предлогомъ, прiостановлено въ своемъ дѣйствiи или оставлено втунѣ.

Ст. 116. Въ случаѣ необходимости, должнымъ образомъ удостовѣренной, конституцiя можетъ быть измѣнена въ нѣкоторыхъ ея постановленiяхъ. Измѣненiе это подчинено слѣдующимъ условiямъ: всякое предложенiе объ измененiи, представленное или министерствомъ, или тою или другою палатою, должно быть, прежде всего, подвергнуто обсужденiи палаты депутатовъ. Если предложенiе одобрено большинствомъ двухъ третей голосовъ членовъ этой палаты, то оно вносится въ сенатъ. Въ случаѣ, если сенатъ также приметъ предложенное измѣненiе большинствомъ двухъ третей голосовъ сенаторовъ, то оно представляется на утвержденiе его величества султана. Если оно будетъ санкцiонировано императорскимъ ирадэ, то получаетъ силу закона. Всякое постановленiе конституцiи, составляющее предмете предложенiя объ измѣненiи, остается въ силѣ до тѣхъ поръ, пока это предложенiе, подвергнувшись обсуждениiю палате, не будете санкцiонировано императорскимъ ирадэ.

Ст. 117. Разъясненiе и толкованiе законовъ принадлежитъ: кассацiонному департаменту-по законамъ гражданскимъ и уголовнымъ; [234] государственному совѣту - по законамъ административнымъ, и сенату - по постановленiямъ конституцiи.

Ст. 118. Всѣ постановленiя законовъ, положенiя, порядки и обычаи, находящiеся въ силѣ въ настоящее время, будутъ продолжать примѣняться до тѣхъ поръ, пока они не будутъ измѣнены или отмѣнены законами и уставами.

Ст. 119. Временная инструкцiя, отъ 10-го шевваля 1293 года (16-28 октября 1876 года), относящаяся до нацiональнаго собранiя, перестанетъ имѣть силу со времени закрытiя первой сессiи его.


[1] Палата депутатовъ по турецки называется хiйет-и-меб'усанъ; сенатъ или палата господъ — хiйет-и-айянъ; а все нацiональное собранiе — меджлис-и-умуми.


Текст воспроизведен по изданию: А. Убичини, П. де- Куртейль. Современное состоянiе Оттоманской имперiи. Статистика, правленiе, администрацiя, финансы, армiя, общины не-мусульманскiя и пр. По оффицiальному ежегоднику на 1875 - 76 г. (салнаме на 1293 г. хиджры) и по другимъ новейшимъ документамъ. С-Петербургъ, типографiя О. И. Бакста, Екатериннинскiй каналъ, № 6, 1877. С. 214 - 235.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."