Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Америки |
[...] Я спросил, считает ли он серьезной возможность польского наступления? (Следует напомнить, что в России шли разговоры о нападении поляков на большевиков, а не наоборот).
«Вне всякого сомнения, - ответил Ленин, - Клемансо и Фош весьма и весьма серьезные господа, а между тем один из них выработал этот агрессивный план, а другой собирается его осуществлять[1]. Это, конечно, серьезная угроза, но нам приходилось иметь дело с более серьезными угрозами. Это, однако, вызывает у нас не столько страх, сколько разочарование по поводу того, что союзники все еще продолжают добиваться невозможного. Ибо польское наступление столь же неспособно разрешить русскую проблему в желательном для них духе, как в свое время наступление Колчака и Деникина. Вспомните, что у Польши много своих собственных хлопот. А между тем ясно, что она не может получить помощь ни от кого из своих соседей, в том числе и от Румынии».
«Документы внешней политики СССР», т. II, стр. 379.
[1] См. док.: Протокол совещания премьер-министра британского правительства Д. Ллойд-Джорджа с премьер-министром Франции Ж. Клемансо и послами США и Италии по вопросу о превращении Польши и других государств Восточной Европы в кордон, охраняющий Западную Европу от «проникновения большевизма» (Великобритания, 12 декабря 1919), а также переписку Ф. Фоша с начальником французской военной миссии в Польше П. Анрисом в январе-апреле 1920 г. по вопросу разработки плана военных действий на востоке и о вручении плана верховному командованию польской армии для безоговорочного исполнения (АВП, ф. 376, оп. 1, д. 43, л. 291-294; д. 44, л. 75).
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-польских отношений. - Т. II. - М., 1964. С. 532.
Комментарии |
|