Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Америки |
Внимательное и всестороннее изучение письма вашего превосходительства от 23 ноября по вопросу о междуправительственных долгах вызвало со стороны французского правительства целый ряд замечаний и констатаций, на которые я должен обратить по его поручению самое серьезное внимание федерального правительства, имея в виду, что срок ближайшего платежа истекает 15 декабря.
Мое правительство прежде всего с удовлетворением констатирует, что президент готов рекомендовать конгрессу снова рассмотреть вопрос во всей его полноте. Это свидетельствует о том, что президент считает такое изучение необходимым.
С другой стороны, французское правительство не скрывает от себя, что уменьшение задолженности европейских правительств Соединенным штатам может отразиться на американском народном хозяйстве. Наконец правительство ни в коем случае не забывает, что первое облегчение его задолженности было предоставлено ему американским правительством уже в 1926 г.
Однако, с другой стороны, нельзя отрицать, что тяжесть экономического [186] и финансового кризиса, разразившегося в последующие годы, заставила все правительства изменить свою позицию по отношению к урегулированию междуправительственных долгов и вынудила их принять целый ряд согласованных мер, вызванных обстоятельствами и затрагивающих одновременно проблему репарационных платежей и долгов.
Не предрешая возможного характера и форм нового изучения проблем, выдвигаемых урегулированием междуправительственных долгов, мое правительство с глубоким удовлетворением отмечает согласие федерального правительства с мотивами, обосновывающими необходимость пересмотра этой проблемы, а именно: уменьшение доходов держав-кредиторов Германии, на которое они согласились в Лозанне, увеличение бремени долгов вследствие мировой экономической депрессии и параллельного ей падения цен, трудность получения иностранной валюты и наконец возможное влияние решения этого вопроса на все международное положение.
Важность этих мотивов настолько очевидна, а необходимость новых соглашений по этому вопросу настолько неотложна, что выполнение соглашения, уже не отвечающего более сложившейся ситуации, представлялось бы совершенно непонятным, имея в виду принципиальное согласие на его пересмотр.
Французское правительство считает необходимым отметить, что оно никогда не имело в виду оспаривать юридическое значение различных обязательств, лежащих в основе военных долгов.
Мое правительство считает необходимым подчеркнуть, что просьба об отсрочке в том виде, как она формулирована французским правительством, имеет в виду простой перенос платежа, совершенно не затрагивающий права сторон. Поэтому правительство считает, что просьба его не выходит за пределы предложения, формулированного самим президентом Гувером в мае 1931 г. Наоборот, оно считает свое предложение нормальным, справедливым и необходимым выводом из предложения президента. Предложение президента Гувера 20 мая 1931 г. об отсрочке на один год всех платежей по междуправительственным долгам, в том числе и по репарациям, было вызвано обращением к нему германского президента. По этому поводу федеральное правительство указало, что оно допускает мораторий по причитающимся ему долгам «лишь при том условии, что одновременно будут отсрочены на один год все платежи по междуправительственным долгам, причитающимся крупным державам-кредиторам». Американский меморандум, устанавливает, что бремя междуправительственных долгов, выносимое в нормальных условиях, оказывается исключительно тяжелым во время кризиса. Французское правительство в свое время указало, что инициатива, проявленная американским президентом, непосредственно затрагивает все существующие соглашения и в частности приостанавливает функционирование механизма, предусмотренного планом Юнга для урегулирования репарационных платежей. Развитие событий показало, что, согласившись раз на приостановку платежей, необходимо продлить ее дальше первоначально установленного срока. [187]
Председатель французского совета министров во время пребывания своего в Вашингтоне согласился с президентом Соединенных штатов по вопросу о содержании коммюнике, констатирующего, что в отношении междуправительственных долгов может оказаться необходимым новое соглашение, распространяющееся на период депрессии, причем указывалось, что инициатива должна исходить от наиболее заинтересованных европейских держав. В согласии с этим текстом, являющимся моральной новацией для режима междуправительственных долгов, соответствующая инициатива был проявлена, и, поскольку это касалось одних только европейских держав, соглашение было заключено. Германия - главный должник, сверх уменьшения суммы ее долга до 3 млрд. марок, сократившего ее задолженность приблизительно на 90%, получила трехлетний мораторий.
Европейские державы-кредиторы считали, что это соглашение должно быть включено в другое соглашение, имеющее всеобщий характер, и они единодушно согласились, чтобы все платежи, причитающиеся им в порядке междуправительстзенных долгов, были приостановлены до заключения общего соглашения. Если бы режим, установленный в Лозанне с таким трудом был бы поставлен под вопрос, то это явилось бы фактом исключительной серьезности.
Может быть было бы справедливо, чтобы федеральное правительство, действуя в духе международной солидарности и желая укрепить уже достигнутые результаты и сделать возможным завершение начатого дела, согласилось бы в свою очередь отсрочить платежи, срок которым истекает 15 декабря.
От внимания федерального правительства несомненно не укрылось, что этот акт отвечал бы самой насущной необходимости.
Внося в 1931 г. свое предложение о моратории, президент Соединенных штатов утверждал, что позиция, занятая федеральным правительством, свидетельствует о его воле содействовать восстановлению мирового процветания, в котором так глубоко заинтересована американская нация. Как указывало вашингтонское коммюнике, опубликованное в октябре 1931 г., «государственные люди обязаны не пренебрегать ничем, что способно обеспечить практическое сотрудничество во имя общего блага. Принцип этот особенно важен, когда мир ждет таких указаний, которые помогут ему преодолеть настоящую депрессию, столь роковую для огромной массы семей».
Экономическая депрессия, заставившая президента Соединенных штатов внести свое предложение и призвать народы к взаимному сотрудничеству, значительно усилилась с весны 1931 г. Всюду растут нищета и безработица.
Депрессия эта может только обостриться, если платежи по междуправительственным долгам будут возобновлены до заключения всеобщего соглашения.
Французскому правительству известны формальные оговорки, сделанные конгрессом Соединенных штатов при ратификации моратория Гувера, и оно отнюдь не имеет в виду обсуждать вопрос [188] о прерогативах конгресса. Однако, с другой стороны, правительство обязано напомнить, что французский парламент, со своей стороны, дал свое толкование мораторию, предложенному президентом Гувером, обусловив этим толкованием свое согласие на мораторий.
Правительство точно так же должно напомнить, что комитет экспертов, собравшийся в Базеле в декабре 1931 г., имевший в своем составе выдающегося американского деятеля, не ограничился констатированием невозможности для Германии выполнить в данный момент свои репарационные обязательства. Комитет единогласно и формально осудил трансферт сумм, необходимых для уплаты военных долгов, поскольку этот трансферт ничем не уравновешивается, и признал, что подобная операция особенно вредна для восстановления мирового хозяйства. Доклад указывал, что «Всякий трансферт из одной страны в другую и притом в размерах, расстраивающих расчетный баланс, может только обострить современный хаос.
Далее, необходимо иметь в виду, что всякое облегчение, установленное в пользу страны-должника, неспособной вынести бремя определенных платежей, может перенести это бремя на страну-кредитора, которая сама является должником и следовательно тоже не могла бы вынести этого бремени.
Приведение всей совокупности междуправительственных долгов в соответствие с нарушенным равновесием мирового хозяйства должно состояться безотлагательно, если хотят избежать новых катастроф, и это единственная мера, способная восстановить доверие, являющееся основным условием экономической устойчивости и действительного мира».
Французское правительство восприняло эти общие соображения и согласилось под влиянием их на лозаннские соглашения с единственной оговоркой о необходимости утверждения их французским парламентом.
При бюджетном дефиците почти в 500 млн. долл. и при необходимости принять самые суровые меры для составления бюджетного равновесия, Франция таким образом добровольно отказалась от ежегодного дохода, который за вычетом платежей по ее военным долгам составлял бы около 85 млн. долл. Франция пошла на этот шаг в интересах восстановления мирового хозяйства.
Она согласилась на эту тяжелую жертву в полной уверенности, что платежи, предусмотренные существующими соглашениями, не могут быть произведены без глубочайшего расстройства как финансов, так и народного хозяйства.
Положение Франции в этом отношении часто неправильно толковалось и требует точного разъяснения.
Приток золота во Францию, наблюдавшийся за последние годы, был вызван или сделан неизбежным существующими мировыми условиями.
Золото это ни по какому праву не принадлежит французскому казначейству. Оно не является для Франции постоянным источником богатств. Золото это - только залог по всем вкладам, [189] сделанным во Франции, будь то вклады французские или иностранные. Его перераспределение является и нормальным, и желательным, но оно сможет состояться только в результате общего возобновления доверия и сопровождающих его потребностей.
Незначительное улучшение обстановки, наблюдавшееся после лозаннского соглашения, было выражением надежд на урегулирование всей проблемы в рамках мирового соглашения. Обозначившееся тогда некоторое оживление безусловно приостановится, если последует взыскание платежей по междуправительственным долгам.
Необходимо особенно подчеркнуть, что ввиду прогрессирующего сокращения внешних доходов стран-должников платежи по междуправительственным долгам потребуют постоянных и несомненно разорительный для всего мира мероприятий на кредитном и валютном рынке. Помешать этому могло бы только радикальное изменение торгового баланса Соединенных штатов по отношению к Европе, баланса, в настоящее время исключительно благоприятного для Соединенных штатов.
Французское правительство не может себе представить, чтобы американский народ усмотрел свой конечный интерес в исполнении такого обязательства, непреклонное взыскание по которому еще больше увеличит хаос и страдания, царящие в мире. Нельзя упускать из виду, что трансферт сумм при отсутствии соответствующего обмена может только внести дальнейшее расстройство в международные отношения.
Отдавая себе полный отчет в серьезности этих вопросов и сознавая ответственность, лежащую на великих державах, за охрану социального и экономического порядка, французское правительство обратилось 11 ноября текущего года к федеральному правительству с просьбой отсрочить платеж, срок которому истекал 15 декабря.
Французское правительство считает, что его просьба о новом рассмотрении федеральным правительством его первоначального представления ввиду изложенных соображений есть исполнение не только национального, но и международного долга.
Оно отдает себе ясный отчет в той роли, которую Франция при настоящих условиях должна играть в Европе. Французское правительство не намерено ставить себе в заслугу то, что оно уже сделало для восстановления экономической устойчивости и возобновления деловой жизни. Оно точно так же не собирается говорить о тех мерах, которые оно имеет в виду принять для содействия этому делу в будущем, но оно спрашивает себя с тревогой, как сможет Франция итти дальше по этому пути, если Соединенные штаты вопреки всем ожиданиям откажут ей в том содействии ее усилиям, на которое она считала себя в праве рассчитывать.
Таковы мотивы, которые заставляют французское правительство возобновить через мое посредство свою настоятельную и глубоко обдуманную просьбу вновь рассмотреть его представление об отсрочке платежей, срок коим истекает 15 декабря.
Мое правительство ждет ответа на свое обращение с полным [190] доверием, и оно вполне отдает себе отчет в том, какое значение будут иметь решения президента Соединенных штатов для улучшения или ухудшения трагической ситуации, создавшейся в результате войны.
Текст воспроизведен по изданию: Репарационный вопрос и военные долги: Сборник документов. - М., 1933. С. 186 - 191.
Комментарии |
|