Средние века - Позднее средневековье (XVI-сер. XVII вв.)

(Из «Хроники» Лоренца Фриса)

«Слово божье безвозбранно проповедовать и провозглашать; отменить все, что противно сему, и [ввести] то, что до сих пор запрещалось так называемым духовенством.

Все духовные дома[1] должны быть употреблены на пользу общую.

Не должно быть более нищих: всякий нуждающийся христианин должен снабжаться по праву.

Все ныне живущие духовные должны быть снабжены до конца их дней прокормом и прибытком с их доходных статей, но с таким расчетом, чтобы никто не имел более 100 гульденов, а епископ - не более 1000; все, что сверх сего, а также сокровища и ценности церковные идут в общую кассу в распоряжение светских властей и на пользу общественную.

Чтобы теперь и впредь наряжались и давались бы нам духовные лица и наставники по слову божьему. [150]

Чтобы в послушание императорскому величеству и светской власти, в чем мы охотно пребываем, установлен был суд равный, безволокитный, правильный, чтобы в нем решались дела князей, господ, городов и дворян... а также апелляции бедных людей. Сии земские суды, а также имперский камергерихт должны состоять не из мотов, франтов, гуляк и объедал, а из людей прилежных, чтобы беднякам не было излишних расходов и волокиты.

Чтобы установленные таким образом земские суды, а также камергерихты имели бы каждый своего фискала[2], к которому бедные люди обращались бы в случаях нарушения закона, насилия и несправедливости и который карал бы эти деяния в силу должности.

Чтобы повсюду назначен был капитан с несколькими, смотря по надобности, рыцарями, которые поддерживали бы в данной местности императорский суд и мир, исполняли бы приговоры, а также блюли бы дела императора, князей и всей Империи. Все это должно в полной мере оплачиваться из доходов духовных поместий, и таким образом низшее дворянство будет кормиться, а крестьянин и солдат вернуться к работе...

Согласны мы последовать всяким наследственным правам, большой десятине, аренде, чиншу и службам князей, господ, городов и дворянства, но просим принять во внимание малую десятину и отменить ее.

Пошлины вообще отменить, но для содержания дорог, путей и мостов оставлять необходимое в должной умеренности.

Отменить всякое крепостничество.

Чтобы всякому человеку дичь и птица на его земле были бы свободны. Кто же их хочет держать и оберегать, пусть делает это без вреда другим.

Все текучие воды тоже должны быть свободными. Но что получено по наследству или по договору, пусть останется по пошлине.

Чтобы все пошлины и взимания с вина, хлеба, мяса и других съестных припасов были отменены как в городах, так и в деревнях.

Чтобы посмертный побор отпал совсем, а деньги за допуск взимались бы с умеренностью.

Чтобы все десятые деньги и особые договоры были отменены.

Чтобы светским князьям, господам, городам и дворянству [151] ущерб их от утраты всяких пошлин, поборов и взиманий был должным образом возмещен из духовных владений, но без вреда для расходов по суду и по общеимперским нуждам, а также без вреда для поддержания порядка.

Чтобы купеческие компании и всякое фукерство[3] были бы отставлены.

Чтобы создана была общеимперская монета, как недавно определило и новое имперское постановление.

Чтобы всякие меры и вес во всех землях были бы одинаковыми по объему и виду.

А для утверждения всего этого, а также всего того, что отсюда вытекает на пользу и нужды христианского порядка и его поддержки, мы просим незамедля создать особое имперское учреждение - 12 человек от благородных, 12 от имперских городов, 12 от простого люда и 7 христианских пастырей или проповедников, - и чтобы они обязались и поклялись не расходиться, пока не примут большинством постановлений по всем статьям.

А также чтобы назначены были люди, которые отныне поведут и исполнят дела государства и христианства, но без всякой бесполезной пышности, великих издержек и затяжек, как то бывало до сих пор».

Статьи эти не больно отличаются от вышеприведенных, но несколько сдержаннее и мягче, без сомнения, с той целью, чтобы побудить дворянство и города тем скорее примкнуть к мнению крестьян.


[1] Духовные дома - церкви и монастыри.

[2] Фискал - в данном случае судебный чиновник.

[3] Фукерство - нарицательное обозначение деятельности, которую вели монопольные торговые компании (от имени Фуггеров).

Текст воспроизведен по изданию: Практикум по истории средних веков. Сост. М.Л. Абрамсон и др. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. С. 150 - 152.

 

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."