Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.)

Текст из Monumenta Germaniae. Constitutiones.., т. I, стр. 330 и сл. приводится в переводе, данном в сборнике «Средневековье в его памятниках», под редакцией К. Егорова, М., 1913, стр. 235-237.



Фридрих, Божией милостью Римский император и всегда священный. По обязанности императорского служения мы должны по всей нашей империи предписывать мир, сообразуясь с нуждой и положением провинций, а, предписав, охранять его нашей властью. Итак, когда в первое воскресенье Великого поста... мы восседали для суда в городе Вейссенбурге, причем при нас сидели князья и знатные той земли, а стояли - министериалы и люди той земли и все вместе хотели древнего мира, установленного нашим предшественником Карлом, божественным августом; мы его возобновили и приказали с ближайшей Пасхи в течение двух лет ненарушимо хранить. Содержание же его таково:

1. Селения, жители их, клирики, монахи, женщины, купцы, земледельцы, мельницы, евреи, подчиненные императорскому фиску, охотники и звероловы... во всякий день да пользуются миром, кроме тех, которые ставят сети или закладывают капканы; эти нигде и никогда не должны иметь мира.

2. Если кто имеет врага, которого хочет преследовать, то пусть преследует его на поле без вреда для его имущества, и, если захватит, то пусть тотчас представит его [322] судье для суда. Если преследуемый прибежит к плугу, на мельницу или в деревню, то получает полный мир.

3. Преследовать же врага можно только в определенные дни недели, именно во II, III, IV до захода солнца. В течение остальных четырех дней пусть враг имеет полный мир.

4. Если кто-либо преследует бегущего врага до поселка и внесет его в поселок стремительность коня, а не собственная воля, то в воротах поселка пусть отбросит копье и оружие, от которого сможет освободиться; в поселке же он должен подтвердить присягой, что попал в него не по собственной воле, а по стремительности коня; иначе будет нарушителем мира.

5. Если кто нарушит этот мир убийством, то, если будет пойман, подвергнется смертной казни. Если кого ранит - отнимут руку.

6. Если обвиняемый, свершив злодеяние, убежит, то пусть будет призываться на суд трижды с промежутками по 14 дней. Если явится, пусть очистится сам-сём, если только кто-либо из друзей убитого или раненого не пожелает вызвать его на поединок. Если обвиняемый будет побежден, то коли он убийца - повесить, коли он только пролил кровь - лишить руки.

7. Если убийца или членовредитель будет захвачен на месте и будет утверждать, что сделал это, защищая свою жизнь, то пусть очистится сам-сём с добрыми и честными мужами, если только друг убитого или раненого не захочет обличить его поединком.

9. Если лиходеи, законным образом вызванные в суд, в три двухнедельных срока презрят явиться, то, кроме обвиняемого, подвергаются опале укрыватели и соумышленники, если только они не очистятся от этого обвинения единоличной присягой. Судьи, произнеся опалу на лиходеев, должны явиться пред императором и просить его, чтобы он, милостивец, своей властью наложил на них (лиходеев) опалу. Они же (судьи) сам-сём должны доказать, что три двухнедельных срока действительно были даны и притом по закону.

10. Если же опальные пробудут в императорской опале год и день, то будут вне закона и лишены впредь всякого права и не будут иметь никакого права ни на бенефиции, ни на аллоды. Таких опальных ни император, ни другой судья не должен освобождать от опалы раньше, чем удовлетворят истца. [323]

11. Нарушитель мира, вызванный судьей на суд, должен придти только с 30 мужами, - не больше двадцати девяти, чтобы сам он был тридцатый; все они да не носят другого оружия, кроме меча...

13. Если путнику на коне необходимо покормить коня, то пусть поставит одну ногу на дороге и серпом или ножом срежет сколько нужно злаков и подкрепит коня своего на дороге, но ничего с собой не увозит; траву же может не косить, но пустить лошадь на самый луг и пасти, сколько нужно. Кто поступит иначе, будет нарушителем мира.

14. Крестьяне и люди их состояния, выходя за околицу, да не носят другого оружия, кроме меча. В селениях же пусть не носят ни мечей, ни другого оружия. В домах же пусть имеют какое угодно оружие так, что если судья будет нуждаться в их помощи для восстановления нарушенного мира, они оказались бы готовыми, с оружием, так как в этом они обязаны повиноваться судье сообразно с его приказанием и обстоятельствами дела.

16. Постановляем также и предписываем императорской властью князьям, знатным, свободным и министериалам преследовать грабителей, разбойников, воров, фальшивомонетчиков и их укрывателей.


Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. - М., 1961. С. 322 - 324.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."