Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.)

Документ представляет собой отрывок из законодательного акта, которым закреплялось неполноправность крестьян и, в частности, постепенно ограничивались их права на переход от одного феодала к другому.


Казимир III Великий (1310 - 1370) - король Польши с 1333 года

Мы, Казимир, божьей милостью король Польши... совместно с рыцарями королевства нашего, по милосердию и по воле божьей увидев, что в прежние времена в землях подданных нашего государства многие дела судили в судах относительно одного и того же факта не одинаково, но по различию умов и мнений судей. И вследствие этого разнообразия этого разнообразия жалобы или дела часто после многих и долгих хлопот остаются как бы нерешенными. А поэтому во имя всемогущего бога и девы Марии задумали мы нашим подданным для руководства вышеуказанные судебные решения или судебные дела исправить и положить конец разнобою, желая и постановляя, чтобы отныне и на вечные времена только в соответствии с приведенными ниже статутами все и каждый из судей земель наших должен и обязан судить и твердо соблюдать эти самые статуты.

I, 53. Сохранился до сих пор ложный обычай: когда какие-нибудь кметы покидают этот свет, не оставляя потомства, [581] все их имущество, движимое и недвижимое, называемое выморочным, привыкли прибирать к своим рукам господа. Теперь же, изгоняя этот ложный обычай, мы постановляем, чтобы ими имущество этих умерших, сколько бы там ни было найдено, была бы приобретена для приходской церкви большая чаша за полторы гривны[1], а остаток имущества без всяких препятствий должен перейти к ближайшим родственникам или родителям.

I, 69. Из-за того что подданные покидают господские имения без всяких к тому надлежащих оснований, [эти имения] часто пустеют, и наши рыцари сочли нужным противодействовать без промедления этому ущербу. Поэтому мы нашей волей устанавливаем, чтобы из одного села в другое вопреки желанию господина села, в котором они живут, могло перебраться не больше чем один-два кмета или обитателя, за исключением таких случаев: первое - когда господин села изнасилует дочь или жену своего кмета; второе - когда по вине господина имущество кметов было разграблено или захвачено; третье - когда отлучают [от церкви] кмета за вину его господина. В этих случаях не только два, три или четыре кмета могут уйти, но и все там проживающие могут уйти, куда им любо.

I, 97. Если кмет нанес одну или несколько ран владыке[2], он [должен уплатить] побитому 15 [гривен], а другие 15 суду. Если рана будет нанесена палкой, но покажется кровь, заявляем, что за нее нужно дать удовлетворение [как] за рану, [нанесенную] мечом. Но если это будет нанесено шляхтичу, тогда платит 60 гривен...

II, 134. Кроме того, постановляем объявить, что если от нас либо от какого-нибудь другого господина нашего подданного убежит или уйдет ночью кмет, то господин села имеет право владеть теми вещами, которые этот кмет, убегая, оставил дома. И кроме того, господин, который примет этого убеждавшего кмета, должен заплатить первому господину, от которого убежал [кмет], штраф 15 (гривен) и доставить кмета вместе со всеми со всеми вещами, которые тот к нему принес. А это о том, кто убежал от господина без предшествующей вины его господина...[3]

[1] Гривна - монетная единица; употреблялась в Польше с XI в., весила около 200 г, содержала 48 грошей.

[2] Владыка - мелкий шляхтич, не имеющий отдельного герба.

[3] Случаи, когда кмет мог покинуть село своего господина, перечислены в статье 69.

Текст воспроизведен: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 2. X - XV века. М., 1963. С. 581 - 582.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."