Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.) |
Отрывок из поминальной церковной записи, предающей анафеме богомильское движение. Разгоревшееся в Болгарии с новой силой после завоевания независимости, дают представление об остроте социальных конфликтов в Болгарии начала XIII в.
Синодик - поименная запись в православной церкви, читавшаяся во время службы с целью прославления и поминания или с целью анафемствования (проклятья).
38. Так как вселукавый наш враг - [дьявол] рассеял по всей болгарской земле манихейскую[1] ересь, смешав ее с масалианской[2], тем, кто является начинателями этой ереси, анафема.
39. Попу Богомилу, который при болгарском царе Петре[3] воспринял эту манихейскую ересь и распространил ее в болгарской земле, добавив, что Христос-бог наш родился от святой богородицы приснодевы Марии лишь по видимости и по видимости был распят, но вознес воспринятую плоть и оставил ее в воздухе, его [попа Богомила] прошлым и существующим ныне ученикам, называемым апостолами, анафема.
41. Тем, которые имеют дружбу с ними, и по единодушию едят и пьют с ними, и получают дары от них как их единомышленники, анафема.
43. Тем, кто называет сатану творцом всего видимого и повелителем дождя, града и всего, что произрастает на земле, анафема.
44. Тем, которые говорят, что сатана создал Адама и Еву, анафема...
48. Тем, которые отвращаются от всякого моления в священных и божественных церквах и от самого дома божьего, каковым является церковь, и говорят, что нужно творить лишь молитву «Отче наш» где бы ни пришлось, анафема.
49. Тем, кто отвергает святые и священные богослужения и все святительские устроения и глумится над ними, говоря, что они - изобретения сатаны, анафема.
51. Тем, которые отвергают поклонение честному и животворному кресту и святым и священным иконам, анафема.
79. Всем еретикам анафема.
98. Тем, которые называют простыми домами святые божьи церкви, в которых освящается и обновляется все христианство и славится божье имя, анафема трижды.
99. Тем, которые пытаются переданные благоверными царями и богобоязненными христианами святым церквам, епископиям, монастырям и подтверждение златопечатными и [678] простыми грамотами достояния нарушить или отнять что-либо из того, что посвящено богу, анафема трижды.
103. Всем болярам, малым и великим, священникам, и монахам, и всему народу, которые с покорностью хранят чистую и правую любовь к царю и архиереям, вечная им память.[1] Манихеи - религиозная секта (по имени ее основателя перса Мани - III в.), проповедовавшая дуалистическую систему взглядов (борьба добра - духовного начала и зла - материального) и строгий аскетизм.
[2] Масалиане - религиозная секта, близкая к манихеям.
[3] Имеется в виду св. Петр (927 - 969).
Текст воспроизведен: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 2. X - XV века. М., 1963. С. 678 - 679.
Комментарии |
|