Гаспар Мельчор де Ховельянос-и-Рамирес родился 5 января 1744 г. в Хихоне (Астурия). Его родители - дон Франсиско Грегори де Ховельянос (или Хове де Льянос, - другое написание фамилии) и донья Франсиска Аполлинария Хове Рамирес - выходцы из обедневших к XVIII в., но родовитых дворянских семейств, представители которых были вхожи ко двору. «Уже с конца XV в. мои предки выделялись своей знатностью в хихонской округе»[1], «они рассматривались там как защитники ее и населявших ее людей»[2], - писал просветитель. Поэтому чувство причастности к аристократическим кругам испанского и прежде всего астурийского общества не покидало Ховельяноса никогда, отмечали многие лично знавшие его современники[3], как не покидало его никогда также осознание неразделенности со своим народом.
В 1744 г. правление Фелипе V (1700-1746) подходило к концу. Эта первая половина XVIII столетия, исключая небольшие перерывы, ознаменовалась изменениями позитивного характера, в особенности в сравнении с предшествовавшим периодом застоя хозяйственной и социально-политической жизни [64] королевства. Это было время начинавшихся реформ и культурной активности. Фелипе V, первый король династии Бурбонов, занявший испанский трон, усилил роль светских властей в политической и культурной жизни страны, следуя в этом отношении примеру своего деда, короля Франции Людовика XIV. По инициативе или при поддержке его в Мадриде была открыта Королевская (позже - Национальная) библиотека (1712 г.), основаны Испанская королевская академия, первое собрание которой состоялось в 1713 г, Академия истории (1745 г.), другие академии (по различным отраслям знания). Были созданы большие и лучшие, чем прежде, возможности для деятельности писателей и ученых.
Фернандо VI, находившийся во главе королевства в 1746- 1759 гг., руководствуясь политической максимой «Мир со всеми, война ни с кем», закрепил и отчасти обогатил результаты государственной деятельности своего отца Фелипе V.
Поколение, к которому принадлежал Ховельянос, формировалось в условиях обновлявшейся, поворачивавшейся в сторону либерализации общественной и духовной жизни.
Воспитание будущего просветителя выдерживалось, однако, по-прежнему в согласии с установившимися в стране традициями, в строго католическом духе. Полностью подчиненное целям получения теолого-правового образования и соответствующей должности, оно в наибольшей степени отвечало положению ребенка, не являвшегося в семье первенцем и лишавшегося в силу феодального права майората.
Подготовительная коллегия в университете Овьедо, где Ховельянос изучал теологию и философию, а затем учеба в коллегии университета Авила (1757-1765) - образчики средневекового обскурантизма и схоластики - начало приобщения Гаспара к избранной для него деятельности. С этой точки зрения «нет какого-либо знаменательного интереса в его юности»[4], она ничем не отличалась от таковой многих сверстников общего с ним круга, кроме, несомненно, одного: старательного изучения преподававшихся дисциплин, что не осталось незамеченным со стороны проницательных маэстро-духовников. Успешность 13-летнего школяра Гаспара де Ховельяноса в аудиторной [65] догматике была отмечена высокой религиозной честью - права иметь тонзуру, то есть быть официально причисленным к лону Католической церкви и ее учению.
Обратившись в дальнейшем к изучению канонического и гражданского права - путь, который до него прошли знаменитые соотечественники Л. де Гонгора (1561-1627), П. Кальдерон де ла Барка (1600--1680) и др., - он продолжил учебу в 1764 г. в Алькала де Энарес, помнившем великого Лопе де Бегу (1562-1635) старом прославленном университете королевства, средоточии кастильской образованности.
Духовное созревание Ховельяноса и его обращение к творчеству совпали с развернувшимся в период долгого и незаурядного правления Карлоса III высвобождением Испании от мрачного и громоздкого наследия Средневековья. Именно на годы учебы в Алькала (1764-1767) приходится обращение его к книгам незнакомого испанскому обществу просветительского содержания, и прежде всего - к имевшим оживленный резонанс в то время у части университетского студенчества «Ученым и любознательным письмам» Б. X. Фейхоо-и-Монтенегро, а также принадлежавшей перу И. де Лусана (1702-1754) «Поэтике» неоклассицизма. Здесь, в университете, Ховельянос знакомится с X. Кадальсо (1741-1782) - начинающим поэтом, блестящим впоследствии сатириком, который, заметив литературные дарования и увлечения друга, одобрил первые его стихотворные опыты.
В 1767 г. Ховельянос завершает университетское образование. Либерализовавшаяся благодаря антиклерикальным и прочим мероприятиям Карлоса III и его «просвещенного» окружения духовно-политическая атмосфера не могла не подействовать на выбор им служебного поприща. Окончив университет со степенью бакалавра по обеим изучавшимся им дисциплинам - каноническому и гражданскому праву, - он отказывается от своего былого намерения занять вакансию каноника в крупнейшем соборе в Туе (Галисия), отдав предпочтение несению светской службы.
Большую роль сыграло в данном случае не только личное желание Ховельяноса. Как бы то ни было[5], но 21 октября 1767 г. [66] бакалавр права дон Гаспар Мельчор де Ховельянос назначается алькальдом (судейским чиновником то есть) Севильской королевской аудиенции, в которой и будет продолжать службу до 1778 г. Начинает же ее с того, что, действительно вопреки «протоколу», но зато в соответствии с пожеланием президента Кастильского совета П. де Аранды, является на первое свое заседание без парика - этого, наряду с мантией, «традиционного символа законников». Воспоследовала соответствующая реакция [67] официальных лиц: они усмотрели в этом предерзостном, с точки зрения закоренелых бюрократов, поступке, незамедлительно восстановившем их против молодого алькальда, отнюдь не юношескую заносчивость и самомнение, в чем они не ошиблись, но гораздо большее - «тревожный знак пагубных новшеств и попытку их утверждения»[6].
Сам же Ховельянос проявлял в начале своей служебной карьеры пока иные, важные, однако, более скромные намерения. Его беспокоило больше грамотное отправление своих обязанностей. «Я, - самокритично писал он о том времени, - молодой, неопытный и плохо подготовленный, едва мог представлять масштабы принятых на себя обязанностей. Я не видел перед собой ничего, кроме законов, с которыми должен был работать, громадную боязнь плохо ими оперировать и абсолютную необходимость проникнуть в их дух, чтобы оперировать хорошо. Это было время, когда правда начала одерживать верх над предубеждением. Я тогда понял, что своды законов были написаны на загадочном языке, тайны которого не могли быть разгаданы без знания науки истории...»[7]
Десятилетие, проведенное в Севилье, стало для Ховельяноса чрезвычайно важным периодом жизни с точки зрения накопления и совершенствования им знаний, развития многосторонних интересов и формирования его как просветителя.
В Севилье он «пополняет свое формальное университетское образование неформальным путем интенсивных контактов с идеями Просвещения, широко обсуждавшимися на тертульях, то есть салонах П. де Олавиде»[8], одного из наиболее [68] образованных людей Испании того времени.
На тертульях Ховельянос нашел заинтересованные и заинтересовавшие его рассуждения о новейших, в первую очередь французских и английских, общественных идеях, изучение которых способствовало раскрытию его творческих наклонностей вообще.
Их развитие в «севильский» период жизни Ховельяноса пошло по трем направлениям: политико-правовому, социально-экономическому и литературно-театральному. Занятия ими, в соответствии с запросами и нуждами европейской общественно-политической и научной жизни XVIII в., отличались широким диапазоном рассматриваемых проблем. Поскольку, например, в Испании мораль, право не считались объектами антиэстетического свойства, то есть противопоказанными литературе - следствие характерного для просветительской идеологии в целом интереса к этике, - они поэтому нашли отражение в драматургии и поэзии Ховельяноса. По этой же причине в сочинениях Ховельяноса, как и многочисленных его современников-просветителей в различных странах Европы, невозможно подчас провести черту между этими творческими устремлениями - общественно-политическими и художественно-эстетическими, - одновременно взаимодействовавшими и обогащавшими друг друга.
Категории истины, добра, справедливости, долга, чести, полезности, нравственности, разума - высшие ценности философской и общественно-политической мысли XVIII в. - в равной мере определяли дух и деятельность просветителя, числился ли он по ведомству административному, был ли ученым, литератором или же соединял в себе одном все эти и ряд других профессиональных и интеллектуальных достоинств.
В сфере служебной прежде всего проявились проникнутые просветительскими тенденциями правовые познания нового алькальда. Критическое восприятие им под влиянием менявшихся общественных потребностей и идейных установок [69] практиковавшегося судопроизводства обусловило стремление его обратиться с предложениями о реформе последнего. Рассматривая в качестве идеала правосудия не столько неукоснительное следование букве и форме закона, несмотря на свое искреннее к ним почтение, сколько его смыслу, приведенному в соответствие с требованиями времени, Ховельянос пишет ряд работ, названия которых говорят сами за себя: «О реформе судопроизводства», «Об улучшении содержания заключенных в тюрьмах», «О методах ведения дознания» и др. В них, исполненных новаторскими, антифеодальными и антиинквизиторскими тенденциями, он призывал обвинение иметь предпочтительной целью не безусловное наказание преступившего закон, но его исправление; ставил проблему гуманных методов ведения следствия, допроса и т.д., придя в итоге «к смелым выводам... совпадавшим в своем существе с теми, которые выдвигались в то время Беккариа, основателем... права Нового времени»[9].
В Севилье Ховельянос открыл новые, интересные для себя области знания, обратив особое внимание на политико-экономическую науку, прежде всего труды испанских меркантилистов. Он стал одним из первых членов Севильского экономического общества друзей Отечества. Для работы с английской политико-экономической литературой начинает изучать язык и становится одним из сравнительно небольшого числа испанцев, владевших английским в то время. Знание английского добавилось к превосходному знанию латыни, вынесенному Ховельяносом из занятий в университетах, а также французского, самостоятельно изученного им с целью чтения на этом языке современной литературы.
Выраженные просветителем нетрадиционные, проникнутые духом новизны взгляды, честное служение Отечеству, имевшее нравственной своей основой стремление приносить ему пользу, привлекли к Г. М. де Ховельяносу заинтересованное внимание одного из главных советников Карлоса III, П. де Кампоманеса. [70]
Схожесть общественных и идейных интересов обусловила духовную близость этих испанских просветителей, дополнявшуюся многие годы постоянным сотрудничеством и поддержкой в делах службы.
В 1778 г. при благосклонном участии Кампоманеса Ховельянос был переведен в Мадрид, где, получив «почетную должность алькальда королевского двора и столицы его»[10] и выполняя в этом качестве ряд ответственных обязанностей административно-правового свойства, становится одновременно инициатором и непосредственным проводником реформаторской политики «просвещенного абсолютизма» на протяжении целого десятилетия.
[1] Цит. по: Trelles A. El pensamiento vivo de Jovellanos. Op. cit. P. 17.
[2] Jovellanos. Representacion al ministro de Marina sobre las nuevas obras del puerto de Gijon; Carta al ministro de Marina. Op. cit. // Jovellanos. Obras. T. II (50). P. 519, 522.
[3] Rio A. del. Introduccion. Op. cit. // Jovellanos. Ob. Esc. C. c. T. I (110). P. XI, XII.
[4] Rio A. del. Introduccion. Op. cit. // Jovellanos. Ob. Esc. C. c. T. I (110). P. XII.
[5] В описании и трактовке начального жизненного пути Ховельяноса до сих пор есть ряд досадных расхождений во мнениях; не поддаю щихся изучению и не вполне ясных мест, за точность которых можно поручиться лишь с известной долей вероятности.
Некоторые из биографов просветителя передают, в частности, что к такому решению склонил молодого бакалавра его дядя граф Лосада, достаточно близкий к королевскому двору человек, знавший о новых в нем просветительских веяниях и разделявший их; другие отмечали, что, прежде чем отправиться к месту будущей службы, Ховельянос задерживается в Мадриде, где Лосада, повлияв на мнение родственников о желательности в условиях складывавшейся при дворе конъюнктуры изменения Гаспаром направленности жизненной карьеры, представил его графу П. де Аранде, президенту высшего правительственного учреждения - Кастильского совета.
П. де Аранда, прекрасно представлявший состояние дел в университетах страны, выделял тех студентов из состоятельных или родовитых семейств, которые обнаруживали интерес к новым идеям и проводимой в русле таковых политике, привлекая их, как будущую интеллектуальную опору «просвещенного абсолютизма», к работе над осуществлением задуманных им и другими администраторами-просветителями преобразований. Ховельянос был, по его мнению, из числа именно таких молодых людей.
На аудиенции президент якобы убедил его оставить духовную карьеру и посвятить полученные им в области права знания службе обществу и государству, обещав при этом ему свое высокое покровительство. Во всяком случае, в беседе шел совершенно определенно разговор, и на этом факте останавливаются все без исключения биографы Ховельяноса, «о белых париках как знаке принадлежности к голильясам» и необходимости «начинать сбрасывать с головы эти овчины». См., напр.: Bauer J. Prologo // Jovellanos. Obras selectas. Madrid. s.a. P. V; Gomez de la Serna G. Jovellanos, el espanol perdido. Op. cit. T. I. P. 48; Rio A. del. Introduccion. Op. cit. // Jovellanos. Ob. esc. C. c. T. I (110). P. XIV. Голилья (исп. golilla) - гофрированный воротник, деталь официального платья юристов в Испании, по названию которой их стали в Средние века именовать «голильясы». См. также: Nocedal C. Discurso preliminary. Op. cit. // Jovellanos. Obras. T. I (46). P. VIII.
[6] Rio A. del. Introduccion. Op. cit. // Jovellanos. Ob. Esc. C. c. T. I (110). P. XIV.
[7] Jovellanos. Discurso... sobre la necesidad de unir al estudio de la legislacion el de nuestra historia y antiguedades. Op. cit. // Jovellanos. Obras. T. I (46). P. 289, 290.
[8] Здесь тоже вызывающая разные мнения неясность в биографии Ховельяноса. Побуждаемый творческой атмосферой салонов, он нашел возможность в обстановке многочисленных и не способствовавших проявлению эмоций служебных обязанностей написать цикл лирических стихов. Предполагается, что они посвящались сестре или одной из дочерей П. де Олавиде, к которой молодой алькальд не остался равнодушным. «Неразделенность любви» стала причиной личной неустроенности просветителя: он никогда не сделал попытки вступить в брак. См.: Jovellanos. Carta... // Jovellanos. Obras. T. I (46); P. 2; Rio A. del. Introduccion. Op. cit. // Jovellanos. Ob. esc. C. c. T. I (110). P. XVI; Jovellanos. Al cumpleanos de Galatea // Jovellanos. Obras. T. I (46). P. 11.
[9] Rio A. del. Introduccion. Op. cit. // Jovellanos. Ob. esc. C. c. T. I (110). P. XVII. В Испании перевод работы Ч. Беккариа (1738-1794) «О преступлениях и наказаниях» (1764) вышел в 1774 г., в 1777 - запрещен инквизицией.
[10] Nocedal C. Discurso preliminary. Op. cit. // Jovellanos. Obras. T. I (46). P. XIII.