Земельные накопления белого духовенства были более легитимными и полезными при своем возникновении, хотя также губительными для сельского хозяйства. Своим появлением они обязаны в основном частным начинаниям по созданию церквей, которые, как и монастыри, представляли собой собственность с правом наследования ее семействами, которые их создали. Об этом до сих пор сохранилось множество свидетельств в многочисленных церковных правах, секуляризированных в наших северных провинциях, особенно в Бискайе, где священники живут с этой собственности. Тогда эти переданные духовенству [405] владения были видом приношения на алтарь религии, чтобы поддерживать ее культ и его служителей. Тем самым Государство, освобождая духовенство от главного из всех забот - добывания средств существования, обеспечило народу отправлением его святых функций первое из всех утешений. Но здесь возникает вопрос, почему законы, запрещая монастырям и церквам приобретение исконных владений, дозволяли им владеть дареной и свободной от налогов собственностью.
Со временем, когда сложилась структура общества, а духовенство оформилось в качестве одного из его иерархических слоев, оно могло устремляться к богатству с большим основанием. Соперничая с дворянством в деле защиты народа в войне и его преобладанием в Кортесах, оно также стало кредитором милостей, которые одновременно компенсировали оказанные ему дворянством услуги и помогали ему продолжать их оказывать. И здесь также возникает вопрос, почему законы не разрешали духовенству обзаводиться собственностью по договору или завещанию, между тем как монархи, отвоевывая земли, одаривали и наделяли его поселениями, замками, поместьями, рентами и юрисдикцией, чтобы отличить его и вознаградить.
Но когда забвение старинных законов открыло возможности для свободной церковной амортизации, сколь сильно поспешила увеличить ее также набожность верующих? Какие только благотворительные начинания и устроения не осуществлялись с тех пор, как законы Торо, не определив пределов передаваемой собственности, предоставили завещателям право на ее амортизацию как пожертвование ради искупления! Быть может, масса амортизированной таким образом собственности значительно превышает массу наличествовавшей у обладателей тех славных титулов, и, быть может, вред, который этот новый вид амортизации причинил сельскому хозяйству, также был более серьезным, чем предыдущий.
Общество не ставит перед собой задачу доказывать, носители этих ли титулов, изобретенных, чтобы поддержать в Церкви известного рода служителей без определенных обязанностей и тем самым неведомых ее старинной организации, были более вредны, чем полезны духовенству, количество которых увеличивалось, а содержание не уступало или почти не уступало содержанию его главных иерархов. Не хочет оно также причинить [406] обиду набожности, находящейся при смерти и ищущей утешения, которое может найти у них в моменты душевного излияния и мольбы. Если они многочисленны или от них идет некое зло, исправление этого касается Церкви, а вашего высочества - способствовать в этом ей как естественному ее защитнику и покровителю законов. Но вместе с тем разве могла показаться чуждой нашим устремлениям мера, предложенная во имя осторожности, с какой должно относиться к столь благочестивому и авторитетному обычаю и которой требует благо и сохранение Государства? Пусть будет свобода делать эти устроения, но и запрет наделять их впредь неотчуждаемой собственностью, а та, которая предназначалась бы для этой цели, продавалась бы в назначенный срок самими завещателями, а дарение подтверждалось клятвой, цензом, рентой, деятельностью в общественных фондах и другими подобными акциями. Такая мера оказала бы и той и другой стороне этого дела уважение и, обновляя старинные законы, но не затрагивая религиозные чувства, навсегда закрыла бы широкие возможности, при которых земельная собственность стремительно подвергается амортизации.
И почему не закрываются также остальные возможности, в силу которых земельная собственность переходит к религиозным учреждениям? После того как духовенство, отойдя от участия в войнах и неразберихи в общественных хунтах, ограничилась святым и мирным исполнением своей деятельности; как его численность стала сверхизбыточной, имеющей мало примеров в католических странах; как освобожденное от тех двух функций, столь же разорительных, сколь и славных, передало народу все остальные гражданские обязанности по соблюдению Государства, какая обоснованная причина, какой честный и пристойный резон оправдает стремление сохранить возможности, допускающие амортизацию остатка земельной собственности королевства?
Может быть, это стремление не столь определенно и сильно выражено, как предполагается, или что только оно у небольшой и обремененной части духовенства. По крайней мере так считает Общество, которое находит во всех временах много разумных и благочестивых священников, которые выступали против чрезмерного богатства и совершаемых их братством в этом смысле злоупотреблений. Но что? Разве в эпоху, когда [407] столько ученых и ревностных прелатов, следуя путями святых Отцов, неустанно борются, чтобы восстановить изначальную чистоту Церкви; когда столько благочестивых служителей подают примеры умеренности и горячего милосердия, которыми она блистала; когда столько ее мужей учат в духе скромности, воздержанности и жертвенности, не возникнет среди нас тех же самых желаний, которые владели священниками из родов Маркесов, Манрике, Наваррете, Рибера и другими многими почтенными пастырями?
Общество, Сеньор, проникнутое уважением и доверием в мудрость и добродетель нашего духовенства, слишком далеко от опасений, что оно воспротивится закону об амортизации. Напротив. Считает, что если ваше величество окажет честь преподобным прелатам содействовать отчуждению земельных владений, возвращая их в руки народа, а доход от продажи их превращая в ренту или вкладывая в общественные фонды, сдавая их в долгосрочную аренду или постоянное и свободное от ежегодных взносов пользование, то они так же ревностно и великодушно будут служить отечеству, как всегда усердно содействовали этому при всех его трудностях.
Быть может, это доверие, столь заслуженное набожным и благочестивым монархом, как и духовенством мудрым и добродетельным, будет защитой от амортизации, более действенной, чем все на этот счет планы политики. Быть может, реформы, задумывавшиеся и предпринимавшиеся в этом деле, не удались лишь потому, что оказывалось предпочтение не совету и власти, а инсинуациям, а также потому, что ожидали от них того, что должно ожидать от набожности и великодушия духовенства. Как бы ни обстояло дело со старинными устроениями, оно пользуется своей собственностью без всякого сомнения, на полном и справедливом основании, под покровительством законов и не может без огорчения воспринимать намерения нарушить его права. Но оно также лучше нас знает, что интерес к этой собственности - обременительный для его служения интерес и что ее деление может быть приманкой для алчности имущих и опасностью для гордости неимущих. Оно знает также, что, перейдя в руки хозяйственных людей, эта собственность увеличит его исконные отчисления - десятину и уменьшит бедность и нищету - его содержание. Не было бы, [408] таким образом, более верным ожидать от его великодушия благородного отчуждения этой собственности, что обеспечит ему благодарность и признательность людей, а не изъятие, которое обозлит в его глазах?
Но если, к несчастью, напрасной будет эта надежда и духовенство будет упорствовать сохранить находящуюся в его руках земельную собственность, чего Общество не опасается, то по крайней мере необходимо запретить ее увеличивать. И потому оно завершит этот вопрос теми знаменательными словами, которые двадцать восемь лет назад произнес в вашем окружении ученый магистрат, ратовавший тогда за принятие закона об амортизации с тем же рвением, с каким позднее - Проекта Аграрного закона. «Общество уже очень просвещенное, - говорил он, - для того, чтобы такое уложение было принято без новых противоречий. Необходимость в реформировании столь велика, что представляется гибельным его откладывать. Все королевство взывает к нему веками, ожидая от просвещенности магистратов закона, который сохранил бы исконные владения народа и остановил бы угрожающее Государству разрушение при сохранении отчуждения земель в мертвые руки».