Организация, нанесшая земледелию наибольший из всех сдерживавших его развитие вред, обязана быть рассмотрена в ярких лучах просвещения и убедительных доводов, которые заключает в себе этот блистательный принцип. Разве могут сохраняться, на ваш взгляд, чудовищные привилегии перегонных овечьих стад? Общество, Сеньор, проникнутое духом беспристрастности, который должен царить среди друзей блага Отечества, и свободное от острых страстей, какими исполнены были его замечания о Месте (курсив Ховельяноса. - В. С.), не будет защищать ее как наилучшее из общественных благ. Но не станет и осуждать как наихудшее из зол, а лишь скромно рассмотрит ее согласно исповедуемому им принципу.
Законы и привилегии этой организации, которые отмечены печатью монополии или исключительного покровительства, достойны справедливой критики. Однако никакой довод не сможет представить ее как недостойную столь же справедливой защиты и протекции, которую законы должны оказывать в равной мере любому разумно ведущемуся, приносящему выгоду сельскохозяйственному делу.
Поистине величайшее восхищение вызывает стремление всех народов увеличивать и улучшать качество шерсти путями наиболее продуктивными, в то время как мы объявили войну [385] своей. Англичане получали превосходную тончайшую шерсть скрещивая овец высокой породы с такого же типа овцами, за купленными в Кастилии во времена Эдуарда IV, Генриха VIII и Елизаветы I. Голландцы, по установлении республики, также улучшали породы своих овец, приучая к своему климату тех, что вывезли из восточных владений. Швеция со времен знаменитой Кристины, потом Саксония и Пруссия извлекали прибыль, идя тем же путем, закупая овец в Испании, Англии и даже Аравии и приноравливая их к условиям своего холодного климата. Екатерина II несколько лет тоже уделяла внимание этому делу, высоко вознаграждая разного рода почестями его исполнителей, возложив руководство по его осуществлению на академию Санкт-Петербурга. Наконец, Франция выделила крупные суммы на проведение работ по одомашниванию в своих стадах арабских овец и привезенных из Индии. А что же мы, кто также практиковал в другие времена скрещивание своих овец с доставленными из Англии и кто в результате сумел получить шерсть несравненного качества, превосходство которого послужило соперничеству между нациями, будем лишь врагами производству нашей шерсти?
Правда, что торговля ею - одна из статей дохода и что иностранцы улучшают качество шерсти не только, чтобы торговать ею, но и развивать свое производство. Правда, что они покупают нашу шерсть с большей охотой, чем мы ее продаем, и все затем, чтобы вернуть ее нам в переработанном виде и получить в итоге с нас вместе со стоимостью нашей шерсти стоимость своего производства по превращению ее в товар. Правда, стоимость этого производства превышает в четыре раза стоимость закупленного у нас сырья, согласно подсчетам дона Херонимо Устариса, и как раз в этом главный аргумент врагов овцеводства.
Но Общество не обезоружат столь сильные аргументы. Ибо что! До тех пор пока мы не можем, не умеем или не хотим быть промышленно развитыми, для нас будет оставаться это зло - выкупать вместе со стоимостью нашей шерсти стоимость ее иностранного промышленного производства, потребление продукции которого неизбежно будет сохранять нашу бедность, невежество и бездеятельность? Ибо что! Когда сможем, сумеем или захотим заниматься производством, для нас будет зло иметь в большом количестве и по приемлемым ценам [386] самый распространенный материал для его развития? Ибо что! Если однажды у нас будет такое производство, обилие и высокое качество этого материала не обеспечит разве нам явное превосходство и не сделает до определенной степени менее основательным и более зависимым от нас иностранное производство? Разве так должно ослеплять нас желание блага, чтобы принимать его как зло?
Но если удивит, что приведенные соображения недостаточны для доказательства, что производство шерсти очень достойно, чтобы его защищали законы, то намного больше удивит стремление оправдывать ими несправедливые и непомерные привилегии Месты. Ничего нет более опасного в политике и морали, как бросаться в крайности. Защищать привилегии и монопольные права какой-либо отрасли хозяйства - значит сдерживать развитие или причинять вред остальным, ибо достаточно ошибиться с направлением интереса к одному предмету, чтобы отдалить его от всех других. Разумеется, доход от производства шерсти большой и в любом смысле ценный. Но не будет ли он еще полезнее от производства зерновых, на котором зиждутся сохранение и укрепление мощи Государства? Опять же, если перегонное овцеводство заслуживает привилегий, не будет ли более достойно таковых оседлое, которое, помимо того что подспорье земледелию, представляет собой богатство бесконечно большее и более непосредственно удовлетворяет общественному благу? Но рассмотрим эти привилегии в свете положительных принципов.
Законы, которыми запрещалось распахивать пастбища, были результатом ухищрений заинтересованных в существовании Месты лиц, и хотя перегонные стада в малой степени способствовали развитию земледелия и удовлетворению спроса первой необходимости, тем не менее недостаток мяса и нехватка удобрений стали предлогом для такого запрещения. Об этих законах можно сказать то же самое, что и тех, которые запрещают огораживания: одни и другие нарушают право собственности, препятствуя собственнику как свободно распоряжаться землей, так и получать с нее в желательном для себя объеме продукцию. Когда хозяин намеревается запахать пастбище, он исходит из уверенности, что получит от земледелия больше выгоды, чем - стада. Следовательно, законы, которые ограничивают его [387] свободу, действуют не только против справедливости, но также - генеральной цели аграрного законодательства, которая не может быть другой, кроме извлечения максимально возможной прибыли собственниками.
То же самое в связи с этими законами можно утверждать и в отношении привилегий землевладения. Кроме нарушения права собственности и ограничения свободы хозяйствования, законы также лишают права свободно нанимать арендаторов. Этот выбор реально значим, поскольку землевладелец при одинаковой плате может предпочесть одного арендатора другому по причине привязанности к нему и даже уважения. Удовлетворение этих чувств ценнее для исполненного духом социальной справедливости человека, который ставит моральное и психологическое благо выше физического и материального. Поэтому отнимать у землевладельца право такого выбора - значит уменьшать самую дорогую часть его собственности.
Это противоречащее справедливости ущемление прав собственности заметно среди овцеводов, еще заметнее - овцеводов и работников, и в высшей степени - когда право собственности оспаривается между овцеводами и землевладельцами. В этом случае речь идет о намеренном сокращении посева зерновых, использовании земли под продукцию менее насущную и в целом менее почитаемую, что ставит землевладельца перед суровой альтернативой - заниматься овцеводством, не имея на то никакой предрасположенности, или ограничить выращивание земледельческих культур и все, что тому способствует.
Привилегия твердых цен, которая тоже несправедлива, антиэкономична и антиполитична по своей сути, еще больше предстает таковой, если присовокупить ее ко всем другим, которые узурпировала Места. Запрет распахивать пастбища, преследующий единственную цель - иметь избыток кормов, должен был вызвать искажение цен на них. Привилегия землевладения имела те же последствия, поскольку исключала конкуренцию арендаторов, одно из важнейших условий колебания цен. Что, таким образом, можно сказать о твердой арендной плате, кроме того, что она была установлена во избежание регулирования в единственном случае - отсутствии привилегии землевладения, когда арендная плата могла бы прийти к своему равновесию, - в предположении, как правило, сохранения [388] ее в традиционном виде, а не подвергающейся изменениям под влиянием современных обстоятельств?
А что можно сказать о законах, в согласии с которыми цены на пастбища остаются неизменными в течение столетия? Разве это было чем-то другим, а не пагубным отношением к собственности, стоимость которой не может регулироваться справедливо, но лишь в соответствии с ее продукцией? Почему должны быть твердыми цены на пастбища, но колебаться на шерсть? И когда сложившаяся в торговле ситуация вызвала небывалый рост цен на шерсть, не было разве великой несправедливостью устанавливать твердые цены на пастбища?
То же самое можно сказать о договоренной стоимости (курсив Ховельяноса. - В. С.), столь легко дозволяемой нашими законами и всегда во вред справедливости. Ее действие также губительно для собственности, поскольку, исключая конкуренцию, сдерживает естественные колебания цен и, следовательно, их справедливый уровень, который устанавливается лишь в результате торга сторон. И если к этому добавить... экзотические термины, которые существуют только в словаре Месты и которые определяют собой многие другие ухищрения, нацеленные на занижение цен на пастбища и монопольное использование их владельцами перегонных стад, то очень трудно тогда решить, что больше должно удивлять. Легкость, с какой были обретены ею столь абсурдные привилегии или беспрепятственность, с какой она ими пользовалась в продолжение двух веков и хочет пользоваться до сих пор?
Общество, Сеньор, никогда не сможет согласить эти привилегии со своими принципами. Само существование этого овцеводческого совета, от имени которого он ими пользуется, является, с его точки зрения, оскорблением разуму и законам, а привилегия, дающая ему право на существование, - самая пагубная из всех. Без этого сообщества, которое сосредоточило в себе власть и богатство немногих, направленные против нужды и лишений большинства; способного противостоять представителям провинций и даже всего королевства; в продолжение двух веков уничтожавшего его усилия, напрасно тратившиеся им на поддержку земледелия и оседлого овцеводства, как могли бы сохраняться привилегии, столь непомерные и одиозные? Как могло бы стать суждением формальным и чудовищным, столь [389] оскорбительным власти вашего высочества и губительным делу общественного блага, решение отменить эти привилегии и покончить с обезлюдением пограничной провинции, упадком земледелия в наиболее плодородных из них, сокращением оседлого овцеводства и, что более важно, - оскорблением священного права общинной и частной собственности?
Примите во внимание, ваше высочество, что создание Королевского стада стало следствием подчинения всех овцеводов королевства законам и что объединение владельцев горных стад в сообщество не имело другой цели, кроме как пользоваться их благодетельной защитой. Спускаясь с Пиренеев, будучи принужденными искать зимой на равнинных землях пастбища и укрытия для своих стад, которые снегопады согнали с гор, они видели необходимость в объединении не в том, чтобы заполучить привилегии, а чтобы обеспечить себе ту защиту, которую законы предоставили всем, но которую владельцы больших стад на прибрежных территориях начали узурпировать.
Поскольку аграрная история представляет историю этих двух объединений овцеводов - горного и равнинного - как постоянную между ними войну, в которой всегда появлялись законы, предоставлявшие всегда свою защиту первым, как менее защищенным и потому более в ней нуждающимся. Из такого понимания дела и возникла Места с ее привилегиями, а исполненное алчностью стремление пользоваться ими произвело ту знаменитую коалицию или чудовищную лигу, которая в 1556 г. объединила в один союз всех овцеводов, и горных, и равнинных. Это объединение, хотя и поставило в неравное и несправедливое отношение первых, которых всегда в нем было меньшинство, еще более несправедливым и гибельным было для общего блага, поскольку соединило богатство и влиятельность равнинных овцеводов с предприимчивостью и многочисленностью горных. В итоге образовался столь могущественный союз овцеводов, который путем софизмов и непреклонной настойчивости монополизировал не только пастбища королевства, но и превратил в них лучшие пахотные земли, разрушив оседлое овцеводство и нанеся громадный ущерб земледелию и крестьянству в целом.
Правильно, что было санкционировано и защищено законами это сообщество овцеводов в те печальные времена, когда граждане вынуждены были объединяться, чтобы обеспечить [390] своей собственности защиту, которой не могли они ожидать ввиду недостатка законов. В ту пору объединение владельцев мелких стад против владельцев крупных было не чем иным, как выражением естественного права защиты, а юридическое утверждение этого права - актом провозглашения защиты справедливой и необходимой. Но когда законодательно было запрещено создание подобных сообществ, как противоречащих общественному благу; когда законы повсюду пользуются уважением; когда нет уже индивидов, объединений и классов, не склонившихся перед их суверенной властью, - словом, когда разум и моления вопиют против одиозных привилегий, которые ими утверждались, почему нужно еще терпеть это сообщество, не имеющее иной цели, кроме как лишь себе поставить на службу законы, которые защищают всех?
Достаточно, Сеньор, достаточно уже ярких лучей просвещения и убедительных доводов для того, чтобы ваше высочество окончательно упразднило это столь могущественное сообщество, аннулировало его непомерные привилегии, отменило несправедливые распоряжения, покончило с его осуждаемыми притеснениями. Пусть навечно исчезнет с глаз наших земледельцев это сообщество сеньоров и монахов, превратившихся в скотопромышленников и укрывающихся под сенью муниципальных властей. Пусть исчезнет вместе с ним эта тесно связанная между собой клика алькальдов, поручителей и посредников, гуртовщиков и погонщиков, которые везде и всегда позорят свое имя. Пусть восторжествует свобода заниматься оседлым овцеводством и земледелием. Пусть решительно возвратятся земледельцам права собственности, фуэросы разума и справедливости.
Зло столь же явное, сколь всем известное, и Общество нарушит исповедуемые им принципы, если не выразит вашему высочеству мнение, что настало время его исправить и что задержка с этим будет столь же противоречить делу справедливости, сколь и сельского хозяйства. Пусть кочевое овцеводство пользуется себе во благо в равной и справедливой мере защитой, которую законы должны оказывать всем видам производства. Но оставьте заботам частного интереса свободно направлять активность на те цели, которые в сложившихся обстоятельствах на той или иной территории, в то или другое время ему представляются наиболее выгодными. В таком случае все [391] будет выстраиваться на принципах равенства и справедливости, а следовательно - полезности, неотделимой от них.
В то время как шерсть будет стоить дорого, аренда пастбищ тоже станет дорогой, и овцеводы, без необходимости иметь одиозные привилегии, найдут для своих стад пастбища, поскольку их собственникам будет выгоднее иметь дело с овцеводами, а не земледельцами. Если же, наоборот, земледелие будет обещать большую выгоду и пастбища начнут распахиваться, а значит, упадут в цене, то уменьшится и поголовье кочующих стад и, возможно, количество тонкорунной шерсти. Но получит развитие земледелие, оседлое овцеводство, увеличится сельское население. Все это с избытком возместит образовавшееся уменьшение доходности, и общественное богатство пополнится от того, от чего выиграет частный интерес. Не следует бояться потерять шерсть. Ее высокое качество и настоятельная потребность, какую имеют в ней национальная и иностранная промышленность, являются несомненным залогом ее дальнейшего производства, тем более интереса к таковому землевладельцев, ибо если нехватка пастбищ побудит их поднять на них арендную плату, то нехватка стад вызовет в ответ повышение овцеводами цен на шерсть. В результате установится между земледелием и скотоводством то равновесие, которого требует общественное благо и которое может быть изменено только посредством абсурдных законов и одиозных привилегий.
Одно лишь представляется Обществу достойным исключения, если такое название применимо к обычаю, существовавшему еще до создания не только Месты, но и королевского стада, и даже устойчивого земледелия. Этим обычаем было пользование каньядас (курсив Ховельяноса. - В. С.) - прогонными дорогами, без которых погибло бы перегонное стадо. Сезонная миграция их многочисленных отар, повторяемая дважды в год, осенью и весной, на обширном пространстве, между горными цепями Леона и Эстремадуры, требует, чтобы дороги были свободными и широкими. Это тем более важно, что в защитной системе, которая предлагается нами, огораживания оставят открытыми только королевские дороги и ответвления от них, помимо общественных и частных, необходимых для земледелия.
Общество не оправдывает этот обычай, решая заодно вопрос, столь бурно обсуждаемый сторонниками Месты и ее [392] противниками: о необходимости такого перегона для получения шерсти хорошего качества. Говоря в строгом соответствии с его принципами, данное обстоятельство недостаточно для предоставления привилегии, поскольку никакие частные интересы не могут оправдать отмену действующих во имя общего блага правил, не возместят потерь от льгот за пользование каньядас (курсив Ховельяноса. - В. С.) ради получения качественной шерсти.
Но перегон был необходим для сохранения стад, поэтому прокладка и использование прогонных дорог были делом справедливым и законным. Такая необходимость настоятельна. Именно ею вызван этот перегон, и только ей обязана Испания большим и ценным доходом от шерсти, которым столь долго она славилась в истории.
Горные пастбища Леона и Астурии, зимой покрытые снегом, не смогли бы прокормить многочисленные стада, которые пасутся на них, изобильных летом свежими и сочными травами. Точно так же жирные луга Эстремадуры, выжигаемые летним зноем, не прокормят те громадные отары, которые проходят по ним зимой. Попробуйте оставить одну только из этих отар на все лето в Эстремадуре или на всю зиму в горах Бабии, и они погибнут.
Столь различные пастбищные условия определили необходимость перегона стад, естественно и нечувствительно вошедшего в практику не для улучшения качества шерсти, но сохранения и увеличения поголовья овец. После нашествия сарацин испанцы, укрывавшиеся в горах, где сейчас пасется большая часть кочевых стад, спасли единственное богатство, благодаря которому удалось в той обстановке противоборства сохранить Государство, и по мере вытеснения мавров с равнинных земель перегоняли туда свои стада, увеличивая размеры своей собственности одновременно с расширением границ. Характерные для освобожденных территорий сезонные климатические различия навели на мысль чередовать пастбища, в результате чего появилась их комбинация - летние и зимние. Быть может, данным обстоятельством определялось даже направление Реконкисты, поскольку испанцы вторгались прежде в Эстремадуру, чем Гуадарраму. Так что, когда та плодородная территория добавилась к Леону, жара и сушь, характерные для него, стали [393] перемежаться со свежестью той, и перегон овец из равнин Эстремадуры в горы Бабии начал практиковаться в данных пределах раньше, чем земледелие. Таким образом, когда вновь стали заниматься им, возрождая на богатых землях, которые обрабатывали в свое время готы, оно должно было найти уже устоявшимся пользование каньядас (курсив Ховельяноса. - В. С.) и смириться с этим неугодным для него положением.
Неудивительно, что и кастильское законодательство, ввиду сложившегося положения дел оформлявшее порядок перегона овечьих отар, закрепило таковой - практику каньядас (курсив Ховельяноса. - В. С.), - или, говоря точнее, обычай, вызванный и установленный необходимостью и природой. Здесь оно следовало примеру народов более умудренных. В римских законах, которые трактовали о подобном перегоне, также утверждались правила пользования каньядас. Цицерон сообщал, что в Италии была известна эта общественная повинность, известная под названием овечьих улиц (курсив Ховельяноса. - В. С). О таковых оставил свидетельство также Марк Варрон, отмечавший, что отары перегонялись из Апулии в далеко отстоявшие от нее горы Самнитов для выпаса в летнее время. Он повествовал также о перегоне табунов лошадей; утверждал, что собственное его стадо рунных овец выгонялось на лето в горы Реатино. Так что в той мере, в какой интерес повсюду стремился комбинировать климатические и сезонные условия, в такой же законы, призванные поощрять его, утверждали на этой комбинации богатство Государств.
Но если другие народы знали практику перегона скота и признавали каньядас, то ни один из известных нам не знал и не устраивал конгрегацию пастухов, объединенную властью магистрата, которая повела бы затем войну с земледелием и стойловым овцеводством, разрушая их в силу оказываемого ей покровительства и предоставляемых привилегий. Ни один не позволял наслаждаться привилегиями, сомнительными по происхождению, произвольными в пользовании, пагубными с точки зрения целей, разрушительными для права собственности. Не создавал во благо ей трибуналы, не рассылал их повсюду, вооруженных чрезмерными полномочиями, но столь же сильных против слабых, сколь и слабых против сильных. Не узаконивал ее хунты, не санкционировал ее правила, не допускал [394] ее влияния, не противопоставлял ее выступавшим в защиту народа. Ни один... но достаточно уже Общество показало зло. Оценить степень его и исправить - компетенция вашего высочества.