Средние века - Раннее средневековье (V-XI вв.)

Во имя Святой и Нераздѣльной Троицы, Конрадъ, Божiей милостью, Римскiй императоръ, священный. Да будетъ извѣстно всѣмъ вѣрнымъ Христу и намъ, нынѣ живущимъ и будущимъ, какъ я, Конрадъ, вмѣстѣ съ супругой нашей императрицей Гизелой, для спасенiя души нашей, передаемъ въ собственность храму сему, нами во славу и хвалу Божiю сооруженному, изъ вотчинъ нашихъ [8 деревень въ нижнемъ Пфальцѣ близъ Вормса] со всѣми статьями, какъ-то: рабами, усадебными мѣстами, строенiями, [46] землями, воздѣланными и невоздѣланными, пашнями, лугами, выгонами, водами, рѣками, мельницами, рыбными ловлями, полями, лѣсами, охотами, границами и межами, дорогами и тропами, съ тѣмъ, что есть и впредь найдется, со всѣми пользами, какiя только записать либо назвать можно, - съ тѣмъ, чтобы аббатъ этого мѣста съ той же властью и пользой, какъ и мы, впредь этимъ свободно владѣлъ и все, что оттуда получить, обращалъ бы на потребу церкви и братiи. И чтобы даръ нашъ оставался въ постоянной и нерушимой силѣ, мы приказали составить эту хартiю, собственноручно подтвердивъ ее приложенiемъ нашей печати. Но, чтобы кто-нибудь изъ послѣдующихъ аббатовъ не требовалъ отъ «подданныхъ» (familia ecclesiae) больше, чѣмъ слѣдуетъ, ни «подданные», забывъ за давностiю лѣтъ свою обязанность, возставая противъ аббата, не пренебрегли бы исполненiемъ повинностей, слѣдуемыхъ церкви, - мы рѣшили определить, что можетъ требовать, если нужно, аббатъ, и что обязаны исполнять «подданные». Каждый мужчина ежегодно платитъ по солиду, а женщина по 6 денарiевъ, или же какъ мужчина, такъ и женщина работаютъ 1 день въ недѣлю на барщинѣ. Аббатъ имѣетъ власть также надъ ихъ еще невступившими въ бракъ дѣтьми: кого хочетъ, пошлетъ на кухню, кого захочетъ - на пекарню, кого захочетъ - на портомойню, кого хочетъ - стеречь табуны, вообще кого угодно - на любую службу. А изъ женатыхъ, кого угодно и во всякое время, аббатъ назначаетъ въ экономы, въ ключники, въ таможенники и въ лѣсники. Если же кого изъ вышеупомянутыхъ аббатъ пожелаетъ имѣть въ личномъ услуженiи, сдѣлавъ его своимъ стольникомъ, или чашникомъ, или воиномъ и дастъ ему какой-нибудь бенефицiй, то пока онъ будетъ исправно служить аббату, бенефицiй будетъ за нимъ, если же нѣтъ, то пусть вернетъ въ прежнее состоянiе. Послѣ смерти мужа лучшая голова его скота отойдетъ къ аббату, послѣ смерти жены - лучшая одежда. Если сервъ убьетъ серва, пусть уплатить за него 7 1/2 ф. да еще оболъ. Если женщина выйдетъ замужъ внѣ помѣстiя, то уплатитъ свой цензъ, т. е. 6 денарiевъ. Таковъ уставъ [4 деревень]. Тотъ же уставъ имѣютъ шиферштадцы, только ничего не платятъ въ случаѣ смерти. У зюльцбахцевъ такой же уставъ, кромѣ такъ называемыхъ литовъ: если литы имѣютъ бенефицiй, то должны въ любой день отправиться верхомъ, куда бы ни приказалъ аббатъ. Кто же не имѣетъ бенефицiя, долженъ перевозить вино и хлѣбъ аббата отъ Зунделингена[1] до Вормса и Павлиньихъ воротъ. Гретенцы же..., ежедневно [47] отбывая барщину, ни при жизни, ни при смерти не платить никакой повинности. У всѣхъ же вышеупомянутыхъ положенiе: если они заключили бракъ съ чужими «подданными», то если аббагу угодно, онъ можетъ произвести обрядъ развода. Если же проживутъ вмѣстѣ, то послѣ смерти мужа 2/3 его имущества отойдутъ аббату, а третью часть получитъ жена и дѣти...


[1] На Майнѣ около Гёхста.


Текст воспроизведен по изданию: Средневековье в его памятниках. - М., 1913. С. 46 - 48.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."