Средние века - Раннее средневековье (V-XI вв.) |
Являясь неоценимыми источниками для изучения общественного строя варварских племен, правды вместе с тем ограничены по своему содержанию, как и любой другой законодательный памятник. Многие важнейшие стороны общественной жизни ими совершенно не затронуты. Однако мы располагаем другими источниками, которые дополняют данные варварских прав и позволяют проследить процессы, начавшиеся в те времена, когда составлялись сборники обычного права. Среди этих более поздних источников следует отметить законодательство королей, особенно каролингского периода, - так называемые капитулярии, в которых отражались различные стороны жизни франкского общества.
Капитулярии дают возможность показать активную роль церкви во втягивании крестьян в зависимость. При анализе капитуляриев следует отметить те приемы, какими пользовались крупные светские и церковные собственники, чтобы принудить крестьян передать им землю или право собственности на нее, либо ограничить их личную свободу. На основании этого материала следует определить значение, которое имело непосредственное насилие в процессе вовлечения свободных общинников в систему феодальной эксплуатации.
О том, по каким причинам люди, которые должны нести военную службу, отказываются в послушании.
Глава 1. Расходятся в мнениях и, во-первых, показывают, что епископы, аббаты и их попечители не имеют власти ни над своими постриженными клириками, ни над прочими людьми; равно и графы не имеют власти над жителями своего округа.
Глава 2. Что бедняки жалуются на лишение их собственности; одинаково жалуются и на епископов, и на аббатов, и на их попечителей, на графов, и на их сотников.
Глава 3. Показывают, что, если кто отказывается передать свою собственность епископу, аббату, графу или... сотнику, ищут случая, чтобы осудить такого бедняка, а также заставить его идти на войну, и это до тех пор, пока, оскудевши, волею-неволею собственность свою не передаст или не продаст, и те, кто совершит передачу, проживают дома без всякого беспокойства.
Глава 4. Что епископы, аббаты, графы, а также и аббатисы посылают своих свободных людей на господский двор под именем министериалов; то они - сокольничьи, ловчие, сборщики пошлин, старосты, десятники, то должны принимать и сопровождать государственных посланцев.
Глава 5. Другие же показывают, что тех, кто победнее, притесняют и заставляют идти в поход, а тех, кто имеет что дать, домой отсылают.
Глава 6. А графы показывают, что некоторые из жителей округа их не слушают и военную службу государю императору нести отказываются, ссылаясь на то, что перед посланцем государя императора, а не перед графом должны держать ответ за уклонения от воинской повинности; даже если граф объявляет дом такового под запрещением, никакого на это не обращает внимания, но входит в дом свой и делает все, что ему вздумается. [436]
Глава 7. Если и такие, которые говорят, что они люди Пипина и Людовика [сыновья Карла великого] и пользуются случаем, чтобы идти на службу своим государством, когда прочие жители округа должны идти на военную службу.
Глава 8. Есть еще и такие, которые, оставаясь дома, говорят, что и сеньоры их сидят дома, а они не иначе как с сеньорами своими должны идти, если будет признание на то государя императора. Некоторые же по сему случаю комментируют себя таким сеньорам, о которых они знают, что на войну не отправятся.
Глава 9. В силу всего этого названые жители округа более, чем раньше, стали непослушны графу и государевым посланцам.
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Том I, Раннее средневековье. М., 1961. С. 436 - 437.
Комментарии |
|