[дается по: Jovellanos. Obras... Op. cit. T. II (50)]
а) Мадридское Экономическое общество опубликовало этот «Мемориал» в 1795 г. в типографии Санча и затем переиздавало его несколько раз с указанием года первого издания из-за 6оязни цензуры, которая в те времена начала действовать необычайно сурово. В 1820 г. осуществило новое издание со следующим предуведомлением:
«Общество при подготовке настоящего издания стремилось очистить данный труд, с таким одобрением встреченный столь высоко оцененный всеми, кому дорого национальное процветание, от значительных ошибок, допущенных в предыдущем издании, исключив из него «Мемории Общества», а также сделать насколько возможно более легким и доступным чтение и изучение этого содержательного «Доклада». [343]
Для выполнения первой из этих целей Общество располагало рукописью, которая хранится в его архиве, с исправлениями, внесенными в нее рукой самого достойнейшего его члена сеньора дона Гаспара Мельчора де Ховельяноса, сделав необходимую с ними сверку и внеся их в данное издание. Для второй - стремилось, чтобы размер и цена его были более приемлемыми, чем когда в издание включались «Мемории».
Извинительно поэтому, что Общество задерживалось с публикацией превозносимого как испанцами, так и иностранцами, труда. Учредительные кортесы, как только объявили «достойным уважения Родины» знаменитого его члена, заботившегося о редактировании труда в соответствии с мнениями других ответственных за его написание персон, настоятельно рекомендовали Обществу в интересах лучшего изучения труда в учебных заведениях предложить созданной ими Аграрной комиссии наиболее важные с точки зрения развития сельского хозяйства идеи.
Общество с удовлетворением сообщает о новом выходе в свет труда, когда его опубликование может быть полезным для важной цели, указанной Национальным представительством в его мудром декрете от 24 января 1812 г.».
Именно то издание является оригиналом настоящего. (Прим. составителя тома. - В. С.).
Сеньор! (Обращение к Кастильскому совету. - В. С.) Мадридское патриотическое общество по получении касающегося разработки Аграрного Закона дела, которое ваше высочество (орфография оригинала здесь и далее сохраняется. - В. С.) удостоило направить ему на рассмотрение, после самой тщательной работы по оправданию оказанного доверия имеет честь выразить вашему высочеству в этой связи следующее.
Общество со времени своего основания направило усилия на изучение состояния сельского хозяйства, которое является первым объектом его внимания. Но, рассматривая его только с точки зрения агротехники, искусства обработки земли, серьезно отстало бы с изучением относящейся к нему политической стороны дела, если бы ваше высочество не привлекло к таковой своего внимания. Обратившись к столь новому и [344] трудному предмету, оно должно было действовать с большой осторожностью, чтобы не рисковать со своими предложениями в материи, ошибки в которой сказываются на ней в полной мере. Такова была причина медленной работы по определению позиции, которая ныне выносится на рассмотрение вашего высочества в уверенности, что в столь серьезном деле более приемлемой для вас была бы точность, а не краткость.
Предлагаемое рассуждение, Сеньор, отличает простота и единство мнений - гарантия истины, поскольку при его составлении Общество руководствовалось заложенным в изначальных законах природы и общества принципом, вселенским и столь эффективным, что влечет осуществление всех проистекающих от великой цели его предназначения результатов. Наряду с этим данный принцип столь постоянен, что если, с одной стороны, согласуется и подтверждается всеми фактами, приведенными в рассуждении об Аграрном законе, с другой - опровергает все ложные выводы, которые из них извлекались.
Многочисленные заблуждения разума, представленные в докладах и записках, идеи которых обобщены в рассуждении, не могли проистекать ни из чего другого, как ложных исходных установок, повлекших, в свою очередь, ложные выводы, или фактов, соответствующих истине, но предвзято и ошибочно истолкованных. Примеров того и другого можно привести много, если бы Общество не отстояло далеко от того, чтобы критиковать их, как и следовать им, и если бы не считало, что таковые не скроются от проницательности вашего высочества, когда будет удостоено представить на ваше рассмотрение настоящий Доклад...
Состояние сельского хозяйства всегда соответствовало современной ему политической ситуации. Влияние ее было таким, что ни благодатность климата, ни плодородие почв и пригодность их для выращивания самых разнообразных культур, ни выгодное расположение к морю и широкие возможности для торговли, словом, вся щедрость к нему природы не могла справиться с препятствиями, которые создавались на его пути этой ситуацией.
Признано также, что, когда политическая ситуация не была благоприятной для сельского хозяйства, эти препятствия сказывались на нем незамедлительно, будучи производными от [345] аграрных законов; что его состояние было в целом в большей или меньшей степени лучшим или худшим в прямой зависимости от того, поощряли или сдерживали интерес его производителей эти законы. Это наблюдение, приведшее Общество к открытию руководящей идеи, на которой основывает оно свои суждения, внушило ему также большую надежду на их принятие. Поистине, зная, с одной стороны, что данная политическая ситуация способствует созданию крепкого хозяйства, а с другой - что судьба его зависит полностью от законов, то какие ожидания должны зародиться при виде стремления вашего высочества столь своевременно улучшить эту важнейшую часть нашего законодательства?
Ревностные министры, предлагавшие вашему высочеству соображения о реформировании сельского хозяйства, также знали о влиянии законов на его развитие, но могли при этом ошибиться в истолковании этой идеи. Нет никого, кто не взывал бы к вашему высочеству о принятии новых законов об улучшении сельского хозяйства, не учитывая, однако, при этом, что причины его упадка проистекают от самих законов и что, следовательно, не должно рассуждать об увеличении их количества, но уменьшении, не столько создании новых, сколько упразднении старых.