Как бы предыдущие суждения ни казались сторонними предмету нашего трактата, я хотел предварить его ими и задержаться на них далее, поскольку они послужат скрепляющим материалом дальнейших размышлений. Было установлено, что правильное, добротное образование - первый и самый чистый источник процветания народов. Сейчас попытаемся установить, является ли воспитание главным источником образования.
В обществе считают, что да, является, ибо, открывая семинарию, нельзя усмотреть в этом другой цели, кроме распространения таким путем общенародного образования. Со всем тем многие (и о них сейчас пойдет речь) не соотносят образование с воспитанием. Они считают хорошо образованным не того, кто приобрел полезные знания, но кто обучился нормам социального поведения, правилам, которыми должен обладать воспитанный человек, и, наоборот, объявляют плохо образованным [295] каждого, кто не соблюдает их, как бы ни был он насыщен многими полезными знаниями. Несомненно, что эти нормы и правила относятся к сфере образования. Но бедная та страна, в которой оно ими ограничится! Бесполезные пустые люди опустошат ее. Благовоспитанность - красивая поверхность образования, его украшение. Она покрывает статую позолотой, но не создает ее, это делает образование. Среди всех творений только человек в настоящем смысле обучаем, поскольку лишь он наделен даром учиться. Лишь его высший Творец одарил разумом или по крайней мере разумом, способным к совершенствованию. Поэтому обучать человека означает не что иное, как просвещать его разум знаниями, которые могут совершенствовать его существо.
Обучение животных, если возможно так его называть, - дело другого рода. Некоторые из них учат детенышей летать, охотиться, остерегаться опасностей и защищаться от них. Но все это имеет отношение к их инстинкту, воспитанию у них недостающего инстинкта родителей. Такой инстинкт есть у всех без исключения. Все рождаются с умением понимать и различать окружающее и необходимыми данными для сохранения и поддержания своего существования. Однако ни одна особь из мира животных не сможет обладать большим, чем дала ему природа. Если же некоторые из них кажутся способными к обучению, как, например, волы, которых мы учим пахать, кони - ходить по кругу, птицы - говорить или петь, и другим умениям, которые подчас представляются удивительными, что это, как не результат приложенных для этого стараний человека? Но их разум, или инстинкт, всегда один и тот же, и никакое образование не может дойти до их души. Только душа человека обучаема, причем двуми способами: наблюдением и передачей знаний. Первый принадлежит, так сказать, природе; второй - образованию, и какая между ними разница! Рассмотрим ее.
Человек рождается вместе со множеством обязанностей, и, ведомый инстинктом справиться с ними, он начинает с наблюдения окружающих его предметов. Опыт научает его различать их, а разум обратить себе на пользу. Поэтому наблюдение и опыт - первые источники человеческого знания. Но с помощью такого метода, недостаточного, к тому же крайне долго накапливаемого, и без наличия другого человек, находясь вне общества, не намного приподнялся бы над инстинктом животного. [296]
Иное положение, когда человек, принадлежа к обществу, действует в кругу себе подобных. В такой ситуации сверх знаний, полученных благодаря собственному наблюдению и пыту, он приобретает знания, которыми обладают те, и поскольку любая степень знания ведет к другому большему, то ясно, что тогда человек может достичь больших результатов. Это видно на примере диких народов, которые, поддерживая жизнь то сбором разного рода кореньев и плодов, то охотой или рыбной ловлей, владели множеством умений и ремесел, хотя и грубых, но вызывающих восхищение самых просвещенных европейских народов. Со всем тем бедность и невежество тех народов лучше всего доказывают недостаточность этого метода.
Другая вещь происходит в обществах уже культурных. Нередки в них те, кто без какого-либо образования и систематической учебы обретает многие знания и выказывает большие таланты. Одаренные проницательностью и основательными способностями, в обстановке грамотности и активной деятельности они за счет наблюдения и общения обогащают свой разум и просвещают душу. Именно это вводило многих в обман, заставляло считать, что образование не нужно. Но здесь достойны внимания два соображения.
Первое. В окружении тех привилегированных персон таланты из толпы ввергнуты из-за отсутствия образования в темноту и бездействие. Ведь человек сам по себе - существо ленивое и равнодушное, и, хотя он одарен разумом, обычно видит не видя, слышит не слыша, наблюдает, однако не вбирает полученный опыт в разум. Только стимул, определяемый необходимостью, может вырвать его из безразличия, но такой - чувство немногих в раннем возрасте. Тогда, так сказать, его необходимости - не его необходимости. Они - тех, кто обладает доверием их удовлетворять: родителей или воспитателей.
Второе. Образование, полученное таким путем случайного общения, - исключительно практическое. Никто при его помощи не сможет подняться до тех теоретических истин, которые представляют настоящее знание. Никто на его основании не стал до сих пор ни геометром, ни механиком, ни астрономом, и вместе с тем, обладая лишь им, какие только ошибки не совершит генерал, магистрат, штурман, механик, архитектор? [297]
Могут возразить, что эти теоретические истины также были обнаружены путем наблюдения и опыта, и это так. Но однажды полученные и сведенные в определенный порядок, подчиненные методу и системе, т.е. однажды сформировавшись как науки, они уже не могут быть получены по-другому, кроме как путем постоянной и последовательной передачи, которую мы назовем в собственным смысле слова обучением. В этом состоит самый надежный и наиболее краткий путь получения образования, который нужен молодежи и который обеспечивает его.
Науки, с этой точки зрения, не что иное, как хранилище всех истин, которые наблюдение и опыт рода человеческого открыли с самых давних времен. Те, кто их создал и дал им развитие, являются великими благодетелями. Методы, которые они применили, облегчили понимание наук, и настолько доходчиво, что в течение немногих лет человек может постичь то, что Евклид создал в математике, Цицерон в этике, Ньютон в физике, Кассини в астрономии. Но это предполагает изучение, и им должно заниматься молодое поколение.
Резон здесь в том, что в жизни человека есть один возраст, предуготовленный для учебы, другой - для активной деятельности. Один период, чтобы вбирать истины, другой, чтобы согласно им действовать. Это должно быть целью образования вообще. В отроческие годы индивид любого сословия должен овладеть определенным родом занятий или приобрести профессию и посвятить себя им. Если индивид в такие годы не озаботится об учебе, он потом уже или не сможет этого сделать, отдавая себя выполнению обязанностей, каких требует от него его положение, или отнимет от общества, работая без образования, то, что мог бы дать ему, получив его. Поэтому детство и отрочество - период собственно для образования.
Но скажут, путь обучения наукам долог, и едва ли хватит всей жизни, чтобы постичь хотя бы одну из них. Что ж из того? Остановиться на их изучении и потратить время на уяснение содержащихся в них истин, вместо того чтобы практиковать их? Нет, конечно. Есть образование, которое подходит для юношей, и другое - для взрослых. В науках есть определенные, простого рода истины, которые называются элементарными, потому что на них основываются и от них проистекают все остальные той или иной из них. Такие следует изучать юношеству. Необходимо [298] для этого систематическое обучение, какое должно проходить под руководством учителя и с его помощью. Другого рода истины, которые составляют сущность науки, - сфера изучения и обдумывания взрослых. Первые относятся по преимуществу к теории наук; вторые - практическому их применению, ибо нет ни одной истины, которая бы такового не имела. В этом различие в обучении юношей и взрослых.
Кроме того, есть ряд наук, которые можно именовать науками метода, ибо они облегчают изучение всех остальных. Без логики, например, очень трудно развивать рациональную философию, равно как натуральную - без геометрии. Кто будет сомневаться, что изучение таких наук не должно быть объектом образования?
Из сказанного придем к выводу, что под «воспитанием» мы понимаем главным образом воспитание гуманитарное. На него сейчас обращены желания Общества, и о нем пойдет речь в настоящем трактате. Не из-за небрежения к воспитанию физическому, но потому, что оно, имея в виду телесное состояние человека, заботится о его здоровье, силе, ловкости и всегда было и будет сферой домашнего воспитания.
Предмет нашего обсуждения - все, что относится к обогащению разума с точки зрения применения его как там, где нужна физическая сила человека, так и там, где - его интеллектуальные способности. В этом смысле воспитание должно рассматриваться изначальным источником общенародного образования. Когда мы покажем, какие предметы оно должно включать, наша мысль станет более доказательной. Но об этом впереди. А сейчас посмотрим, какое образование наиболее отвечает требованиям воспитания молодежи.