История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Российская академия наук, убежденная в исключительном значении науки для плодотворного строительства народной и государственной жизни, считает своим долгом довести до сведения Совета Народных Комиссаров о том критическом положении, в котором находятся русская наука и русские учёные. Она считает своим долгом указать на меры, какие должны быть безотлагательно приятны, дабы не гибла русская наука и не гибли напрасно русские ученые, указать на то, что наука и учёные требуют для надлежащего своего использования индивидуализации и индивидуального, а не механического, централизующие все подходы, ибо научная работа не может и не должна быть строима по типам заводской или фабричной работы, подобная [718] работа в науке малоценна и не нужна. Наука уже создала и продолжает создавать свои типы и организации и организуется в масштабе прежде всего интернациональном.
Вот те общие меры, которые должны быть безотлагательно приняты.
1) Необходимо немедленно принять меры к восстановлению научного общения между Россией и Западом: а) путем систематических, а не случайных, как ныне, командировок русских ученых за границу, б) восстановлением доставки научных книг и материалов из-за границы в Россию и из России за границу. Без этих мер работа русских ученых в значительной мере теряет свой смысл, ибо они при своих исследованиях не знают, что уже сделано за границей и потому не могут создать необходимую во всякой разумной и планомерной работе связь между исследованием разных специалистов, а эта связь при исключительной и полной интернациональности науки имеет для неё решающее значение.
Вместе с тем русские ученые лишены возможности подвергнуть широкой и необходимой научной критике специалистов и свои работы.
2) Для того, чтобы восстановление отношений c Западом стало вполне целесообразным, а главным образом, для того, чтобы вообще стала возможной полезная научная работа, необходимо немедленно печатание трудов научного характера, тысячи листов которых лежат в рукописи. Положение русских ученых, занятых исследованиями и закончивших эти работы, стало невыносимым: годами лежат рукописи оконченных трудов и нельзя их продолжать настоящим образом, особенно зная, что все равно написанное не будет напечатано. Кроме того, встречаются и теперь, к счастью пока еще лишь отдельные случаи, когда лицами научно некомпетентными, но власть имущими налагается запрет на издания того или другого научного труда с заявлением, что оно не нужно или не важно. Такого рода запреты являются явно недопустимыми, ибо лишь сами ученые учреждения могут решать вопросы о значении научных трудов.
3) Необходимы срочные меры к установлению сколько-нибудь нормальной жизни лабораторий, библиотек и музеев предоставлением им света и топлива; и здесь количество требуемого материала не только велико, чтобы не было возможности справиться с разрухой, если только признать важность и неотложность этого дела. В настоящее время не только страшно пала производительность научных учреждений за недостатком тепла и света, но и разрушаются и портятся приборы и предметы; [719] особенно губителен холод, при котором почти становится невозможной умственная работа, требующая усидчивости и почти не допускающая моциона.
4) В тесной связи с необходимостью восстановить сколько-нибудь нормальные условия жизни учреждения стоит необходимость принять такие же меры по отношению к научным и вообще всем работникам учёных учреждений.
Требования, предъявляемые к работникам умственного труда, много больше и сложнее, чем те, какие предъявляются к труду физическому, где уже усиления одного питания достаточно, чтобы повысить производительность. Между тем положение работников умственного труда в настоящее время в России особенно трудно и по отношению к уже указанным условиям работы в учреждениях и по отношению к работе на дому. Для работника умственного труда при его творческой работе совершенное особое значение имеет состояние его духа; необходимость сосредоточить мысли и думать интенсивно требует повелительно наличности известных условий, уничтожающих отвлечение мысли от творческого мышления. Между тем вся сложность мелочных особенностей домашнего обихода ложится на учёного, который должен и думать и творить, и пилить, и колоть, и носить дрова, ходить за водой, выстаивать в очередях, налаживать разлезающуюся и промокающую обувь и т.д., и т.д., работать в холоде, зачастую надевая тёплые перчатки, чтобы можно было писать, ловить часы света и часто с горечью в самом разгаре плодотворного творчества бросать работу, так как потухает огонь. Картина по истине ужасных условий, в которых ныне должны работать русские учёные, настолько всем известна, да и громадная смертность и заболеваемость в их среде настолько велики, что говорить подробнее об этой стороне дела излишне.
Научные учреждения, обеспечивая до некоторой степени пайком учёных работников, ничем не обеспечивают своих подсобных работников, отчего получается потеря этих работников из-за смерти, по болезни, из-за ухода в учреждения «пайковые». Все попытки добиться нормальной постановки этой стороны дела не привели пока ни к каким результатам, ибо меры последнего времени (например, уравнение карточек А и Б) никакого реального улучшения привести не могут.
5) Необходимо как-нибудь регулировать оплату труда, которая бесконечными формальностями, создающими прямо невозможные осложнения, совершенно бесполезною по существу работою поставлено ненормально. Достаточно указать на прямые задержки [720] в течение недель уплаты содержания в научных учреждениях Петрограда, повлекшие за собой буквально голодание многих служащих. Всем известны также те сложные комбинации, к которым приходится прибегать, чтобы как-нибудь оплатить работу характера сделанного и сверхурочного. Благодаря этому нет возможности сократить совместительство, на которое справедливо жалуются научные сотрудники: если еще возможно, даже с ущербом для здоровья и от части для самой работы, идти на совместительство, чтобы не губить нужных учреждений, потерявших работников за смертью или отъездом, то совершенно нецелесообразным представляется совместительство из-за ненормальной оплаты труда. Не требует особых доказательств всем известный факт, что никогда умственный труд не оплачивается так низко, как в настоящее время. Те же бесконечные, отнимающие дорогое время формальности приходится испытывать всем ученым учреждениям при приобретении материалов, книг, даже простых письменных принадлежностей, не говоря о том, что нужды ученых учреждений удовлетворяется при этом в весьма слабой степени.
6) Необходимы срочные меры, чтобы спасти и поставить на настоящий путь молодое поколение подрастающих ученых, которое должно скоро принять на свои плечи все бремя работы вымирающего старшего поколения. Если исключительно тяжки указанные в первых пяти пунктах условия для ученых уже зрелых, то для молодого поколения они совершенно гибельны, ибо они, с одной стороны, мешают ему приобрести те прочные знания и строгие приемы работы, которые требуются от ученого, а с другой, - заставляют его зачастую приступать к работе неподготовленным и, таким образом, гибнуть. На эту трагическую судьбу молодого ученого поколения должно быть обращено особенное внимание, ибо ученые не рождаются, а образуются, при том долгими годами упорной и систематической работы.
По своему центральному положению в русской науке Российская Академия наук имеет возможность видеть всю совокупность работы русских ученых и убедиться в необходимости принятия указанных выше срочных мер. Российская Академия наук сочла необходимым поднять свой голос, чтобы сказать правительству - русская наука и русские ученые в опасности.
...Если положение не изменится, то ясно, что погибать будут только ученые, не наука, которая бессмертна и всегда найдет пути, чтобы продолжать свое победное шествие к знанию. Ясно, что если одни из русских ученых погибнут в России жертвою [721] ненормальных условий, то другие последуют примеру сотен своих товарищей, работающих и теперь плодотворно на мировую науку за пределами России. Но такой выход вряд ли может быть кем-либо признан нормальным и желательным...
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по отечественной истории (1914 - 1945). М., 1996. С. 718 - 722.
Комментарии |
|