История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Москва
15 марта 1918 г.
Присутствуют: Аралов, Мандельштам, Сталин (?)
На вопрос, что делают наши войска и что они хотят делать, я ответил, что они отходят из района Украины и что они стремятся удалиться от немецких войск, с которыми Россия заключает мир. Что они будут делать дальше, зависит от обстоятельств, а также в известной мере от правительства Народных Комиссаров. Мы бы хотели [49] сохранить хорошие отношения. К русскому народу мы всегда относились лояльно и лояльными останемся.
- А куда бы вы хотели отойти?
- Пока что войска хотели бы отдохнуть в районе, восточнее линии Курск - Орел.
- А потом?
- Потом мы хотели бы в Сибирь. Я думаю, что наше присутствие не может быть для вас желательно при ваших переговорах с немцами. Одновременно вы не можете выступить против нас, поскольку это не позволяет сделать ваша программа. Поэтому мы считаем самым подходящим несколько отойти, в данном случае примерно до Омска.
- А там вы бы остались?
- Мы охотно отправили хотя бы часть во Францию. Это было бы моральным ударом по Австрии. В политическом отношении это означало бы для нас очень многое. Но это зависит от развития событий здесь. Будете ли вы заключать мир для передышки, чтобы затем снова вести войну, будете ли вы реорганизовывать тыл и т. д.
- Мы знаем, что вы стремитесь во Францию! Если это соответствует вашим планам и интересам, то мы рекомендовали бы как можно скорее отправить вас. Остановка в Ельце невозможна. Мы хотели бы просить вас дать своим распоряжение, чтобы они двигались дальше. Это возможно, если будет достаточно эшелонов, что в конце концов было бы снова вашей заботой. Конечно, войска устали после тех боев, которые они вынесли под Бахмачем[1].
Мандельштам: «Тогда я сообщу товарищу Ленину о том, что самым подходящим для вас была бы отправка во Францию, а мы должны были бы помочь вам как можно скорее добраться до Владивостока?»
- Да!
(Идет к телефону)
Общая беседа о киевских событиях, о наших на родине. Сталин (?) указывает на то, что и русские должны будут произвести реорганизацию за Уралом. Пока пусть немцы наступают. Им будут чиниться препятствия, и тем самым мы отвлечем на себя значительную часть их войск, чем хотя бы немного облегчим положение западу. А потом мы бы снова начали.
Примерно через четверть часа Ленин сообщает Мандельштаму по телефону, что Совет Народных Комиссаров принял решение как можно скорее отправить чехословацкие войска во Владивосток.
Мандельштам приглашает меня прийти завтра в 12 часов к прямому проводу - переговорить с Воронежем. Товарищ Аралов будет говорить с местным комиссаром. Они помогут нашему быстрому продвижению, мы же, со своей стороны, должны позаботиться о том, чтобы в Европейской России не задерживаться.
Достигнута договоренность. Я поставил другой вопрос - об организации пленных. Мотивировка - обычная. Не возвращаться, организовать их либо для армии, либо в хозяйственные артели. Опять же в Сибири - в Омске. Нам должны помочь отправить туда пленных и организовать их там. Если бы, однако, организация частей, которая продлится один-два месяца, нарушила бы спокойную работу большевиков по реорганизации, то можно было бы, конечно, найти какой-либо выход. Я повторяю, что нет необходимости заверять в лояльности. [50] Россия, покоренная Германией и лишенная свободы, является и нашим национальным несчастьем.
Присутствующие приветствуют наше отношение и подчеркивают свою уверенность в том, что мы не будем ввязываться и в дальневосточную авантюру. Что они нам верят, видно хотя бы из того, что они намереваются помочь нам добраться до Владивостока.
Мандельштам снова идет к телефону. Примерно через десять минут Ленин отвечает, что Совет уже разошелся и что этот вопрос откладывается до завтрашнего дня. Он лично с сочувствием относится ко всей акции и думает, что это будет принято. Завтра, примерно в 3 часа, мы должны закончить переговоры.
Я прошу поддержки в деле уведомления наших пленных об общем положении дел, поскольку почта не действует.
Принципиальное согласие. - Завтра сообщу подробности.
Иржи Клецанда
VHA, Praha, OCNR, krab. č. 21, sl. Zápisy
ze schůzí presidia OCNR v Moskve.
Копия.
Перевод с чешского.
[1] 12-14 марта 6-й и отчасти 7-й и 4-й чехословацкие полки вели арьергардные бои с наступающими австро-германскими войсками в раойне узловой станции Бахмач, где грузились в эшелоны остальные части корпуса.
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-чехословацких отношений. - Т. 1. - М., 1973. С. 49 - 51.
Комментарии |
|