История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Язвицкий В. И. - в сентябре 1919 г. исполняющий обязанности советника Временного Сибирского правительства.

Белоруссов С. А. (Белевский-Белоруссов) - в сентябре 1919 г. распоряжением Вре­менного Сибирского правительства был командирован в Омск в качестве главы осо­бой делегации из общественных деятелей для ведения переговоров с прибывающей чехословацкой правительственной миссией. Председатель Совета министров П. В. Вологодский в письме к С. А. Белоруссову таким образом определял его за­дачи: «Поручаю Вам войти в сношение с чешской миссией, прибывшей в Россию, и передать ей следующие заверения, если чехословаки пожелают снова вместе с нами выступить на фронте против большевиков: «1) Российское правительство охот­но пойдет на полное соглашение с чехословацким командованием относительно ор­ганизации снабжения чехословацких войск; 2) Российское правительство подтверж­дает уже принятое ранее решение о предоставлении чехословацким солдатам всех тех преимуществ, которыми пользуются солдаты русские».


 

Белоруссов: Здесь у аппарата Белоруссов.

Язвицкий: Здравствуйте, Алексей Станиславович. Что сообщите но­вого?

Белоруссов: Я буду Вам говорить. Был у Павлу. Павлу считает интервенцию возможной, но едва ли немедленно. Нынешнее положение чехов бессмысленно и опасно, по мнению Павлу. Бессмысленно пото­му, что они борются с бунтовщическими шайками, которые вызываются к жизни правительственной политикой. Опасно потому, что в случае большевистского прорыва в Сибири чехи окажутся в мешке. Продви­жение чеховойск на фронт и далее к Деникину поэтому и диктуется, но при одном условии, что тыл будет свободен и обеспечен. В настоя­щее время тыл не обеспечен, и чехи, уйдя на фронт, могут оказаться между большевиками и бунтующим тылом. Если правительство об­ратится к чеховойску с прямой просьбой, просьба будет передана Масарику. За результат Павлу поручиться не может, так как в Чехии плохо понимают положение дел в России.

Павлу думает, кроме того, что чеховойску нельзя просто приказать идти на фронт, нужно предварительно создать соответственное настрое­ние. Это могла бы сделать русская пресса, убедив чехов в опасности их положения в Сибири и дав гарантию в прочности того поворота в пользу союза власти и общественности, который ныне намечается. Но прежде всего правительство должно мудрой политикой успокоить тыл, тогда интервенция пройдет скоро и легко.

Язвицкий: Из сказанного Вами можно заключить, что сам Павлу на стороне интервенции. Можно ли рассчитывать на поддержку Пав­лу, если правительство найдет известный модус для текущего момента в смысле союза с общественностью?

Белоруссов: Павлу очень осторожен. Он не ангажируется без проч­ных гарантий перемены политики. В последнем же случае, я думаю, поддержит интервенцию.

Язвицкий: Сообщите, Алексей Станиславович, известно ли Вам что- либо о настроении чеховойск непосредственно?

Белоруссов: Страстно стремятся домой на побывку.

Язвицкий: Известен ли солдатской массе проект прорыва к Де­никину?

Белоруссов: Сведений у нас об этом нет. Вопрос обсуждается, но мало, поэтому и нужно, чтобы русская пресса и говорила о нем.

Язвицкий: Выехала ли миссия?

Белоруссов: Едет завтра. В Омске будет не ранее двух недель. Со­стоит из журналистов - людей дела среди них, кажется, мало. Пол­номочий, самостоятельных действий не имеет.

Язвицкий: Таким образом, центр тяжести переговоров не с ними, а с Павлу и, может быть, с Кошеком?

Белоруссов: Конечно. Павлу остается в Иркутске, в Омск не поедет. Может быть, уедет в Прагу для личных переговоров с Масариком. Я думаю говорить с генералом Шокоровым. Выезжаю в среду. [283]

Язвицкий: Что представляет из себя генерал Шокоров и что можно от него ожидать?

Белоруссов: Кажется, начальник штаба, мой знакомый по Екате­ринбургу. Узнаем настроение чеховойск. Может быть, удастся склонить в пользу интервенции.

Язвицкий: Полагаете ли Вы нужным информировать в общих чер­тах о ходе переговоров Кошека и просить его содействия?

Белоруссов: Непременно.

Язвицкий: Какие ближайшие шаги, по Вашему мнению, нужно сде­лать в русской прессе в связи с Вашими переговорами. Что опубли­ковать, чтобы это произвело выгодное для дела впечатление?

Белоруссов: Надо использовать все содержание сего нынешнего со­общения. Надо, кроме того, обосновать нашу славянскую политику.

Язвицкий: Что еще можете сообщить о чехах в Иркутске? У нас на фронте благоприятный для нас перелом, и наступление продолжается успешно. Как Вы думаете, эти успехи подогреют у чехов желание пробиться к Деникину или нет?

Белоруссов: Мне очень радостно сообщили у чехов о наших успе­хах. Кстати, о всей нашей кампании необходимо известить Сазонова и Деникина. Жму руку.

Язвицкий: Нужен ли Вам завтра прямой провод?

Белоруссов: Да, но не могу сказать, в какой час для Вас удоб­нее?

Язвицкий: Завтра в 3 часа дня?

Белоруссов: Удобно. Буду.

Язвицкий: Жму руку. Привет Синегубу.

Белоруссов: До свидания.


ЦГАОР СССР. Коллекция документов.


Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-чехословацких отношений. - Т. 1. - М., 1973. С. 283-284.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."